Организация самоуправления ГПД.

Автор: Русакова Ангелина Николаевна

Образовательное учреждение: МБДОУ №72 г. Мурманска

Населенный пункт: г. Мурманск

Тема: Организация самоуправления ГПД.

Раздел библиотеки: Статьи

Становление и развитие детского коллектива в режиме продленного дня зависит от
многих обстоятельств: от организационной формы режима продленного дня
(одновозрастная или разновозрастная группа), от структуры детского коллектива, от
сложившихся способов совместной деятельности и общения детей и др.
ГПД может быть разновозрастной, т.е. составленной из учащихся разных начальных
классов. Многие воспитатели считают такую группу особенно трудной в педагогическом
отношении, и прежде всего потому, что здесь сложнее организовать самоподготовку,
добиться единства с учителями сразу нескольких классов. Но такая группа имеет и
большие преимущества: не обособление, а соединение, сотрудничество детей разного
возраста создает высокий уровень коллективных отношений,
взаимопомощь,взаимообучение, заботу старших о младших.
Одновозрастная группа, как правило, составляется из учащихся разных классов
одной параллели. В ней формировать коллектив сложнее, чем в разновозрастной группе,
так как потеряны преимущества разновозрастного «вертикального» общения детей, но
сохраняются сложности, связанные с приходом детей из разных классных коллективов, с
разным уровнем коллективной жизни, традициями, с разным стилем педагогического
общения учителя с детьми. Все это разнообразие, и положительное, и отрицательное,
воспитатель ГПД должен аккумулировать в жизни единого детского коллектива.
Объединяя младших школьников во второй половине дня в единый коллектив ГПД,
воспитатель невольно вступает в противоречие со многими действиями по управлению
коллективом класса, которое предпринимает учитель. Возникают проблемы, нередко очень остро переживаемые детьми: «В классе я – санитар, а в группе кем буду?».
Однако коллектив ГПД позволяет создать наиболее благоприятное положение для
каждого ученика в системе коллективных отношений, учесть все его возможности, опыт,
индивидуальные способности, особенности характера и помочь им проявиться.

1. Цели самоуправленческой деятельности.
1. Содействие развитию ребенка. Речь идет о детском коллективе, ведущей
функцией которого является обеспечение личностного роста его членов. Участие
школьников в работе самоуправления помогает сформировать у себя и своих товарищей
такие качества человека, как самостоятельность, активность, ответственность,
инициативность, дисциплинированность и многие другие.
2. Организация эффективного функционирования учебной группы. Без
самоуправления вряд ли возможно успешное выполнение возложенных на сообщество ГПД функций, начиная от обеспечения дисциплины и порядка в группе и завершая созданием условий для профессионального и личностно-гражданского самоопределения учащихся.
3. Формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему
социальных ролей человека. Самоуправление позволяет ребенку расширить пространство
для проявления своей активности. Оно не должно быть ограничено стенами учебного
кабинета и даже рамками школьного здания.

2. Принципы самоуправления.
Для достижения перечисленных целей необходимо соблюдение научно
обоснованных правил и требований к организации ученического самоуправления. Чаще
всего выделяют следующие принципы:
1. Деятельное наполнение работы органов самоуправления.
2. Социальная значимость деятельности самоуправления.
3. Соответствие содержательного и организационно структурного компонентов
самоуправления уровню развития классного коллектива.
4. Взаимосвязь функций, полномочий, реальных прав и возможностей органов
самоуправления.
5. Добровольность и выборность органов самоуправления.
6. Инициатива, самодеятельность и творчество детей.
7. Гласность и актуальность принимаемых решений, коллегиальность их разработки.
8. Сочетание деятельности постоянных и выборных органов самоуправления,
последовательность и систематичность их работы.
9. Обязательное представительство классных коллективов в органах школьного
самоуправления.
10. Взаимодействие всех органов самоуправления.
11. Сотрудничество детей и взрослых при подготовке, принятии и выполнении решений.
Академический стиль для составления свода правил и требований к работе органов
самоуправления не является обязательным. Можно сформулировать их в форме заповедей,
мудрых советов, призывов, поэтических мыслей, пословиц и поговорок. Их содержание
может затрагивать не только работу органов самоуправления, но и всю жизнедеятельность
коллектива. Например, принципы самоуправления «Кукольный театр» в 4 классе одной из
школ сформулированы в виде русских народных пословиц:
Где хотенье, там и уменье.
После дела за советом не ходят.

Доброе дело само себя хвалит.
Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
Чужим умом богат не будешь.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Без корня и полынь не растет.

3. Организация самоуправления, этапы развития коллектива в ГПД.
Первый этап развития коллектива в ГПД совсем не обязательно будет представлен
в его классическом виде, т.к. школьники придут в группу из своих классов с уже
определенным опытом общения и коллективных взаимоотношений. Часто воспитателям
представляется, что коллектив детей сплачивают в первую очередь массовые мероприятия.
У этих наставников ГПД – постоянный участник всех общешкольных смотров, конкурсов, мероприятий. Такие воспитатели, как правило, не понимают важной воспитательной роли самых обычных поручений, каждодневных дел и забот. А если поручения и дают, то «пожизненно», не меняя и мало контролируя детей. При этом воспитатель часто не задумывается, когда дает поручение конкретному ребенку, вызывает ли его деятельность в рамках этого поручения уважение товарищей. Помогает ли утвердиться в коллективе. Массовые мероприятия, в которых поручения «не работают» как маленький, но реальный вклад ученика в общее дело, приводят к разобщению детей, к расшатыванию уже складывающихся коллективных отношений.
Главная задача воспитателя на первой стадии – сблизить детей, помочь им в
короткий срок лучше узнать друг друга (интересы, способности, умения, характер и
привычки), найти интересные и нужные общие дела, которые оказались бы по силам всем
ребятам и одновременно были бы достаточно увлекательны, чтобы все приняли в них
участие и выразили себя. «Проявить» актив, т.е. дать возможность самим ребятам увидеть
тех своих товарищей, кто более увлеченно участвует в общем деле, всегда приходит на
помощь другим, кто жизнерадостен и с кем интересно общаться. Каждому воспитаннику
определить поручение, т.е. создать реальную возможность действовать в жизни коллектива.
Успех первой стадии зависит от правильного понимания воспитателем ее основных
задач и умения их реализовать методически. Главное внимание воспитателя должно быть
обращено не на мероприятия, а на реализацию триединства – деятельность, общение,
отношения. Поэтому даже на первой стадии нужно включать школьников в коллективную
творческую деятельность.

Второй этап в развитии ГПД характеризуется действием самоуправления
школьников. Самоуправление – это самостоятельная организация школьниками всей
деятельности своего коллектива (т.е. ее планирования, выполнения, оценки результатов).
Только в условиях самоуправления младшие школьники получают первый опыт
переживания общественных интересов как личных.
Организационную структуру самоуправления в ГПД определяет воспитатель: он
создает органы самоуправления, систему поручений. По мере развития коллектива эта
структура должна усложняться. Опыт организации самоуправления в ГПД изложен в
литературе, предложенной в списке.

Третий этап характерен тем, что уже большинство его членов имеет активную
позицию в коллективной общественной деятельности. Эта позиция может быть выражена в следующих показателях: положительное отношение школьника к делам и начинаниям коллектива, готовность их выполнять; наличие опыта участия в них, что является результатом систематического выполнения поручений;
наличие у него известного уровня организаторских умений, оптимального для
данного возраста; переживание им ответственности за свою работу перед коллективом;
благополучное положение школьников в деловом и межличностном общении, что
выражается в его высоком общественном статусе и правильной, адекватной
самооценке.
Главная задача воспитателя на этом этапе – выявление и развитие творческой
индивидуальности каждого члена детского коллектива, воспитание у каждого младшего
школьника общественно ценных мотивов деятельности. Решение такой задачи возможно,
если коллективная жизнь будет яркой, увлекательной, насыщенной творческой
деятельностью; если в жизнь коллектива активно и шире привносить идею «общей заботы»,работу не только для себя, для нужд своей группы, но и для малышей детского сада,родителей.

4. Педагогическое руководство развитием самоуправления в ГПД.
Смысл педагогического руководства состоит в том, чтобы поэтапно передать детям
все необходимые им знания, навыки, обязанности. Выделяется шесть периодов в развитии
самоуправления. Каждому периоду соответствует определенный этап педагогического
руководства.
1. Период подготовки к развитию самоуправления.
На этом этапе задача воспитателя – подготовка детей к участию в самоуправлении.
Прежде всего, это воспитание их активноположительного отношения к педагогу, его
словам и поступкам. Дети должны научиться не только слушать педагога, но и слышать
его.
В этот период в центре всего, что происходит в группе, стоит воспитатель. Он
является для детей главным ориентиром и примером, он же одновременно и старший
товарищ, который не только требует, но и многому учит, во всем помогает.
Главная особенность первого периода состоит в том, что он как бы закладывает
основу на будущее. Какой стиль руководства установится в группе, таким он и будет в
течение ряда лет. Учитывая эту специфику, педагог обязан с первого дня определить стиль педагогического руководства, сочетающий в себе мягкость и требовательность. Ни о каком самоуправлении не может быть и речи, если воспитатель хмур и зол, не участвует в подвижных играх, не умеет разрядить острую ситуацию шуткой, если он постоянно
понукает и запугивает детей.Это период, как и любой другой, не продолжается какое-то строго определенное время. Он заканчивается тогда, когда воспитатель уверен, что все дети готовы к участию в общественной жизни коллектива.
2. Период индивидуальных разовых поручений.
Самоуправление начинается с поручения. Основным условием успешного
протекания второго периода является правильное педагогическое стимулирование детей.
У них не должен пропасть интерес и желание к выполнению поручений. Что же для этого
должен делать воспитатель?
Прежде всего, он дает детям не коллективные, а только индивидуальные, временные
(разовые) поручения, широкий круг которых будет затрагивать все стороны жизни группы.
Именно из этих поручений (например, каждый день разным детям поручается аккуратно
полить цветы, подобрать бумажки, подмести пол, проветрить класс и т.д.) впоследствии
четко определяются обязанности дежурных. Пройдет какое-то время, и дежурные по
классу будут выполнять все эти поручения как свои обязанности.
На втором этапе воспитатель обучает детей в индивидуальном порядке
элементарным организаторским навыкам. Очень важно, чтобы в это время наряду с
индивидуальной работой воспитатель вел бы работу и с коллективом группы в целом. Т.е.
воспитатель поручает, контролирует, оценивает, планирует деятельность воспитанников,
но делает это гласно, на виду у всех детей. Это создает им условия для примерно равной
подготовки к следующему периоду.
Объект особенно пристального внимания педагога на первых двух этапах –
нравственная ситуация в группе. У младших школьников еще мало нравственного опыта, а порой он и вовсе отрицателен. Это может вызвать нежелательные тенденции в отношениях между детьми – зазнайство, командование и т.п. Поэтому, чтобы не допустить неблагоприятного развития событий в группе, педагог всегда должен быть для детей примером честности, справедливости, вежливости, занимать по отношению к любым проявлениям безнравственности непримиримую позицию.
3. Период отработки взаимодействия детей в группах дежурных.
Воспитатель начинает развивать у всех детей умение дружно и слаженно
действовать в маленьких группах из трех человек. При этом у детей вырабатывается
определенный стиль взаимоотношений, умение в конкретных ситуациях принимать верные самостоятельные решения. Однако вся ответственность и полнота власти еще по-прежнему лежит на воспитателе.
На этом этапе воспитатель не только лично координирует, контролирует и
оценивает деятельность ребят, но и постепенно привлекает их к обсуждению того или
иного дежурства, что по сути является подготовкой к новому шагу вперед.
В то же время воспитатель тактично помогает детям преодолевать барьеры
психологической несовместимости, возникающие иногда в малых группах. Младшим
школьникам свойственно проявлять свои симпатии и антипатии. Поэтому воспитатель
должен внимательно анализировать развитие личных и деловых отношений между ними, ни в коем случае не заставлять дежурить вместе тех ребят, которые этого не хотят, чтобы не создавать у них негативное отношение к дежурству вообще.
4. Период перехода к выборности актива.
Главная задача этого периода – подготовить всех воспитанников группы к выборной
деятельности. Работа педагога заключается в постепенной передаче детям своих
организаторских функций. Механизм передачи: воспитатель назначает двух старост,
которые назначают в группе дежурных, организовывают, контролируют и оценивают их
работу. Воспитатель лишь направляет деятельность старост. Состав старост и дежурных меняется каждый день. Воспитатель назначает старостами лучших дежурных, что в
известной степени стимулирует ребят хорошо дежурить.
Воспитатель должен менять формы руководства, создавая между детьми
качественно новые отношения – отношения коллективной зависимости. Решению такой
задачи помогает в первую очередь общее собрание группы, где ребята получают
возможность под руководством воспитателя вырабатывать коллективное мнение,
коллективную оценку.
На данном этапе самоуправление приобретает структуру. Воспитатель назначает,
контролирует, оценивает, но и все дети – индивидуально или коллективно – делают то же
самое, используя знания, критерии, усвоенные ранее. Общественное мнение, критика,
самокритика, коллективная оценка – это в конечном итоге то, без чего невозможно
осуществление выборности актива в любом коллективе.
Характерная черта этого периода в развитии самоуправления: воспитатель начинает
чувствовать эффект отдачи, который с каждым днем становится все ощутимее. Педагогу
уже не приходится тратить значительные усилия на поддержание в группе порядка и
дисциплины, т.к. воспитателями по отношению друг к другу становятся сами дети.
5. Период передачи детям организаторских функций.
Руководящая роль воспитателя отодвигается на второй план, что открывает простор
для развития детской самостоятельности, инициативы.
Дети уже многое умеют делать сами. Они самостоятельно выбирают на неделю
старост, старосты каждый день назначают дежурных, а те – также самостоятельно
выполняют свои обязанности. Старосты контролируют и оценивают деятельность
дежурных, работу же старост обсуждает и оценивает общее собрание.
Воспитателю остается планирование, наблюдение, анализ, контроль. Т.е. постепенно
создаются благоприятные условия для вдумчивой, творческой работы.
Инициатива детей на данном этапе еще не всегда бывает разумной, поэтому задача
воспитателя – придать ей педагогически целесообразный характер, а для этого поставить
под коллективный контроль. На этом этапе воспитатель полностью не снимает с себя
функции организатора. Он попрежнему организует, но уже не исполнительскую, а
организаторскую деятельность детей. Воспитатель координирует ход общих собраний,
помогает коллективу в ненавязчивой, деликатной форме выбрать верное решение,
выработать правильное мнение, адекватную оценку.
6. Период повышения роли коллективного самоуправления.
Самоуправление приобретает сугубо коллективистский характер. Образуется
выборный орган – совет группы. Воспитатель предоставляет детям право в значительной
степени самостоятельно решать вопросы организации жизни своего коллектива. Эти два
момента создают условия для систематических «взрывов» детской активности и
инициативы. Сдерживать такой процесс нет смысла, но управлять, руководить им
воспитатель обязан, не вмешиваясь явно в ход развития отношений между детьми, не
подрывая их уважение и доверие друг к другу.
В период развития коллективных форм самоуправления у воспитателя нередко
возникает субъективное ощущение, что он в группе лишний человек, что дети в течение
всего дня могут прекрасно обойтись и без него.
На всех этапах своей педагогической деятельности, когда в группе постоянно
происходят значительные качественные изменения, воспитателю непросто сохранить
единый стиль управления. Но добиваться этого необходимо, иначе в коллективе не будет
дружбы, взаимопомощи, доброжелательности и самоуправление утратит глубокий
нравственный смысл.

Педагогическое руководство развитием самоуправления в ГПД заключается не
только в управлении детским коллективом с определенной позиции, но и в
целенаправленном расширении, углублении общественно полезной деятельности детей, в
посильном выведении этой деятельности за рамки дежурства. Именно самоуправление
призвано решать как организационные вопросы, так и широкомасштабные задачи
нравственного порядка, главная из которых – воспитание гражданина.

Используемая литература:

1. Анцибор М.М. Особенности организации педагогического процесса в начальных
классах с продлённым днем. – М.: Просвещение, 1990.
2. Гордин А. Развитие самоуправления в группе продленного дня. –
1985.
3. Гордин А. Развитие ученического самоуправления в группе продленного дня
третьеклассников. – 1987.
4. Гордин А. Педагогическое руководство развитием самоуправления в группе
продленного дня. – 1987.
5. Классному руководителю о самоуправлении в классе:
рекомендации/Авт.сост. М.А.Александрова. – М.:ТЦ Сфера, 2005.