Основные идеи обучения в сотрудничестве (в общении)

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Только человеческое общение является сознательным процессом. А это значит, что процессу общения нужно учиться, начиная с малых лет и специфика общения меняется вместе с взрослением человека. На процессе общения основываются различные методы обучения и воспитания.

В практике образовательного процесса идея обучения в общении (в сотрудничестве) используется ведущими педагогами очень давно. Привлекательность данных методик кроется в специфики общения младшего школьника со сверстниками. А именно школьник строит свое поведение на основе собственных побуждений и учета своих возможностей, освобождая свою познавательную, учебную, игровую деятельности от чётких и регламентированных правил, которые присущи процессу взаимодействия ребёнка и взрослого.

Важно учитывать тот факт, что объединённые группы детей влияют на развитие личности ребенка не самим фактом объединения детей, а содержанием взаимодействия между участниками в объединённых группах. Индивидуальная работа учащихся, направляет ребёнка на достижение поставленных целей, не оглядываясь на то, что и как делают их одноклассники. В этой ситуации важны только собственные усилия и собственный успех; успехи и неудачи других не имеют для них никакого значения. Противопоставление можно говорить о сотрудничестве, то есть о совместной работе нескольких учащихся, которая направлена на достижение общих целей. Находясь и работая в объединённой группе (коллективе), ребёнок вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Именно поэтому, обучение в сотрудничестве создает необходимые условия для правильного и позитивного взаимодействия между учащимися в процессе обучения и познания, а следовательно в процессе достижения общей цели. Школьник понимает, что овладеть знаниями или добиться успеха можно только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей.

Обучение в сотрудничестве несёт в себе основную идею, которая может быть сформулирована так: учиться вместе, а не просто, что то выполнять вместе.

Многолетний опыт педагогов в применении методики сотрудничества в начальной школе привёл к выводу об особом внимании, которое должно уделяться формированию объединённых групп и определению и формулированию групповых целей. Они должны быть таковыми, что успех всего коллектива, может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими ее членами при работе над темой (проблемой, вопросом), подлежащей изучению.

На сегодняшний день обучение в сотрудничестве можно классифицировать через основные принципы обучения в сотрудничестве:

  1. Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:

— единой цели, которую можно достичь только сообща;

— распределенных внутригрупповых ролей, функций;

— единого учебного материала;

— общих ресурсов;

— одного поощрения на всех.

  1. Личная ответственность каждого. Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.
  2. Равная доля участия каждого члена группы. Совместная учебно-познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи и поддержки достигается, как правило, либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего задания на фрагменты.
  3. Рефлексия — обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.

При подготовке к уроку, где планируется применить работу в объединённых группах, следует составить примерных поэтапный план.

  1. Выбрать тему, цель и задачи урока, соответствующую обучению в сотрудничестве.
  2. Определить объем учебного материала, подлежащего изучению на уроке.
  3. Подготовить задания для групповой работы, необходимый дидактический и раздаточный материал.
  4. Продумать вопрос о численности и комплектовании групп, расстановке мебели в аудитории.
  5. Наметить возможные внутригрупповые роли.
  6. Выделить этапы урока, на которых планируется организация групповой работы, продумать, как будет осуществляться интеграция групповой работы в общую структуру урока, определить продолжительность групповой работы.
  7. Разработать правила индивидуального и группового оценивания на данном уроке. Остановимся подробно на каждом этапе.

Из перечисленных выше этапов каждый является, необходимым и важным, но хотелось бы обратить внимание на четвёртый этап, где комплектация и численность групп может повлиять на результат.

При первых уроках, на которых можно опробовать технологию сотрудничества, рекомендуется комплектовать небольшие группы (3-4 ребёнка), хотя многих может напугать большое количество самих групп, но следует учесть и понять, что организация таких групп требует минимальной перестановки мебели в классе (каждая организованная группа должна работать отдельно, т.к. группы изолировать в рамках классного обучения не реально, то учитель обязан создать видимость изолированности, к примеру, сдвижением парт). Комплектация объединённой группы происходит по следующим правилам:

а) в группу должны войти ученики с разными учебными возможностями;

б) мальчики и девочки (Обладая разной обучаемостью, интересами и работоспособностью, такие ученики будут дополнять друг друга. Сильные ученики в этом случае успевают не только сами выполнить свою часть работы, но и оказать помощь товарищам, наблюдать за их работой, предупредить появление у них ошибок.);

в) необходимо учитывать психологическую совместимость детей. Нежелательно включать в одну группу закадычных подружек или, наоборот, детей, недолюбливающих друг друга. (Иногда следует обратить внимание и на личностные качества отдельных учеников, такие, как медлительность, вспыльчивость, обидчивость и др.).

Как можно заметить, подготовка к уроку в сотрудничестве — очень трудоемкий процесс, требующий от учителя большого количества сил и энтузиазма. Кроме того, объем материала, подлежащего изучению на уроке в сотрудничестве, меньше, чем объем материала обычного урока. Важно, что перед группой стоит двойная задача: с одной стороны, академическая — достижение познавательной, творческой цели, а с другой — социальная или, скорее, социально-психологическая, которая заключается в реализации в ходе выполнения задания определенной культуры общения. В ходе обучения в сотрудничестве учитель контролирует не только успешность выполнения задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу. Рассмотрим несколько хрестоматийных вариантов организации обучения в сотрудничестве на основе малых групп.

Следовательно, должны быть достаточно очевидные преимущества обучения в сотрудничестве на основе малых групп, делающих данные приемы и технологию привлекательной для учителей и учеников.

 

Маршалко Алла Михайловна