Особенности организации уроков литературного чтения.

Автор: Коневина Ольга Александровна

Образовательное учреждение: МОУ «Адамовская основная общеобразовательная школа»

Населенный пункт: г. Макаринино, Республика Бурятия

Тема: Особенности организации уроков литературного чтения в 4 классе.

Раздел библиотеки: Статьи

Уроки литературного чтения очень важны для развития личности читателя, помогающий сориентироваться в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Естественно, каждый урок должен быть интересным, логичным, стройным, познавательным, деятельностным.

В зависимости от целей и задач урока возможно проведение различных по типу уроков литературного чтения:

Урок знакомства с произведением (урок чтения; основное содержание урока посвящено формированию навыка чтения, если это необходимо для данного класса).

Урок чтения и осмысления произведения (на одном уроке рассматривается изучаемое произведение и реализуется вся система работы по формированию умений работы с текстом от этапа первичного восприятия до обобщающего этапа работы с текстом).

Урок анализа произведения (реализуется система работы с текстом от этапа вторичного восприятия текста до всевозможных форм интерпретации текста — пересказа, создания текста по аналогии, драматизации и т. д.).

Урок развития речи (создание всевозможных форм интерпретации текста — устное или письменное изложение; устное или письменное сочинение на основе художественных произведений).

Урок контроля и оценки результатов обучения (проведение проверочных, контрольных работ).

Целенаправленность урока определяется программными требованиями: обучение должно носить воспитывающий и развивающий характер. Определить конкретные цели каждого урока позволяет характер и жанр произведения. Работа на уроке также организуется в зависимости от жанра. Например, пересказ рассказа обязателен, но он противопоказан при чтении лирических стихотворений. Влияют на организацию урока и размер произведения, его композиция и характер языка.

Организация урока литературного чтения в 4 классе включает все этапы, характерные для комбинированного урока: восприятие, усвоение, применение на практике. Но на уроке чтения эти этапы учебного процесса часто сливаются и не всегда четко выражены. Поэтому структура комбинированного урока чаще всего предполагает использование четырех логических частей:

проверка домашнего задания или актуализация знаний в какой-либо другой форме;
изучение нового материала;