Особенности спортивных и подвижных игр.

Автор: Поваляева Надежда Александровна

Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ №3

Населенный пункт: г. Чапаевск, Самарская область

Тема: Особенности спортивных и подвижных игр.

Раздел библиотеки: Статьи

Дата публикации: 29.03.2019

Многие игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игры обогащаются, совершенствуются, создается множество усложненных вариантов, но их двигательная основа остается неизменной.

Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они исчерпывают практически все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанье, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами, — и поэтому являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.

Все игры для детей, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры. Первую группу составляют игры разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы, игровые упражнения.

Вторая группа – спортивные игры: волейбол, баскетбол, футбол, гандбол, бадминтон и др. В работе с детьми младшего школьного возраста их применяют с упрощенными правилами.

Сюжетные игры. Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях, средствах транспорта, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. В сюжетных играх выполняемые движения носят имитационный характер.

Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть различным – от 5 до 25 человек, что и позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями.

Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех.

Бессюжетные игры. Бессюжетные игры очень близки к сюжетным – в них лишь нет образов, которым дети могли бы подражать, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников.

Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами.

Игровые упражнения. Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны, но по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения игра и упражнение не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный). Упражнения же представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий.

По существу, в игровых упражнениях отсутствуют игровые действия группы детей, каждый ребенок действует по отдельному указанию педагога, и выполнение двигательных задач не зависит от его личных возможностей. В игровых упражнениях более определенно выступают задачи прямого обучения.

Игры-забавы, игры-аттракционы. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (выполнить движение с завязанными глазами; бежать в мешке; пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее шариком и не уронить). Не будучи особенно важными для физического развития, они часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках. Это веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им радость, но в то же время игры-забавы требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.

Игры-эстафеты. В педагогической практике по физическому воспитанию особое место занимают игровые соревнования типа эстафет, в которых участвуют две и более команд. Эстафеты относятся к группе игр, в которых участники ведут борьбу за свою команду самостоятельно или группами при взаимоподдержке и взаимопомощи своих товарищей, не вступая в соприкосновение с соперником. Личная ответственность каждого участника за победу команды и коллективные действия играющих – ценный воспитательный фактор.

Трудно переоценить значение эстафет в развитии ловкости, быстроты и скоростно-силовых качеств, в совершенствовании координации движений, в развитии смекалки и изобретательности.

По количеству включаемых заданий эстафеты классифицируются на простые и сложные. Если задание одно, то это простые эстафеты, если же два и более – комбинированные.

По требованиям к выполняемым заданиям – различают строго регламентированные и произвольные эстафеты. В первом случае задание надо выполнять заранее утвержденным способом, во втором – преодолевать препятствия или выполнять двигательные задания можно любым способом, выбирая самый рациональный или удобный для себя.

По характеру перемещений эстафеты делятся на линейные, круговые, встречные. В линейных эстафетах участники перемещаются прямолинейно или выполняют задания по цепочке, выстроившись в колонну или шеренгу; в круговых эстафетах игроки или сами перемещаются по кругу или построены в круг и, стоя на месте, передают эстафету по цепочке в одну сторону; во встречных эстафетах половина участников каждой команды располагается на противоположной стороне площадки и перемещение игроков или передача эстафеты идет навстречу друг другу.

По способу действий участников эстафеты могут быть индивидуальные и коллективные (совместные). В индивидуальных эстафетах все участники по очереди выполняют обусловленные действия: а) на месте; б) с передвижением различными способами; в) с передвижением и дополнительными заданиями.

Группируются эстафеты и с учетом вида упражнений на гимнастические, легкоатлетические, игровые, лыжные, водные и пр.

Эстафеты могут быть тематическими (сюжетными) и комическими. Победители и призеры эстафет могут определяться следующим образом: по быстроте выполнения заданий; по точности и качеству их выполнения; по комплексной оценке быстроты и качества исполнения.

В первом варианте результат может фиксироваться: а) по всей команде в целом, какой по счету она закончила эстафету; б) по каждому участнику отдельно, суммируя полученное ими число очков за занятое место в общекомандный результат, по которому и определяется занятое место.

Во втором случае действует очковая система, в которой наименьшее число допущенных ошибок в выполнении двигательных действий дает команде право стать победителем.

При комплексной оценке результатов участникам необходимо выполнять задания не только быстро, но и качественно, т. к. за допущенные ошибки командам начисляются штрафные очки, возможная величина которых определяется заранее.

Спортивные конкурсы. Это непродолжительные по времени состязания, в которых результаты определяются без секундомеров, без рулеток, не требуют специальной подготовки, потому что условия конкурсов несложные. Главное преимущество конкурсов в том, что в них могут принять участие все ребята. А игровой метод и подведение личных и командных итогов служит гарантией несомненного к ним интереса. В задачу конкурсов не входит изучение техники бега, прыжков и других упражнений. Они в основном способствуют закреплению полученных в школе на уроках физкультуры умений и развитию физических качеств. Конкурс проводится в течение 20-30 мин. Ввиду своей непродолжительности он предъявляет менее высокие требования к нервной системе и физическим силам детей. Повторяя подобные конкурсы-соревнования, например, проводя их в несколько туров (этапов) и изменяя их программу, можно тем самым способствовать разностороннему физическому развитию детей.