Педагогика созидания.

Автор: Ахвердиева Фидан Асефовна

Образовательное учреждение: ГБОУ школа №54

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Педагогика созидания.

Раздел библиотеки: Статьи

Дата публикации: 29.03.2019

Цель выступления: ознакомление с понятием «педагогика созидания» и возможностями её реализации;

Задачи выступления:

* ознакомить с понятием «педагогика созидания»;

* установить возможные варианты созидания;

* определить необходимость следования принципам педагогики созидания.

Человек – существо биосоциальное, т.е. для существования ему нужно удовлетворять как биологические, так и социальные потребности. Биологические потребности – это потребности, заложенные в нас самой природой: нужда в пище, воде, продолжении рода. Социальная потребность выражается в потребности общения, наличии социальных связей и т.д. А.Х. Маслоу также выделил духовную потребность – потребность в самосовершенствовании, самопознании, самоидентификации.

Современная педагогика направлена на удовлетворении духовных потребностей. В большей степени педагогика обращает внимание на совершенствование личности учащегося. При этом школа делает акцент не столько на совершенствовании личности (т.е. участие социума (семьи, школы и т.д.) в совершенствовании индивида), сколько на самосовершенствовании, т.е. школа направлена на обучение и воспитание человека, постоянно жаждущего совершенствования и самостоятельно добивающегося этого совершенства.

Как мы понимаем, человечество не в состоянии воспитать идеальную личность, но в состоянии воспитать личность, которая будет постоянно стремиться к улучшению своих качеств, а также к развитию в себе других положительных качеств. В свою очередь такая личность будет работать во благо общества (как того и требуют ФГОСы).

Педагогика постоянно находится в поиске и исследовании различных методик, которые будут направлены на обучение и воспитание такой личности.

Изучив статью «Созидание, как процесс становления личности, индивидуальности, субъекта деятельности», мы выяснили, что развитие личности – это постоянное расширение её возможностей и рост потребностей. При этом, возможности личности расширяются в процессе получения не только теоретических знаний, но и практических. Взяв за основу исследования, приведённые в этой статье, мы приходим к выводу, что созидание (создание чего-либо нового) позволяет личности самосовершенствоваться.

Рассмотрим педагогику созидания – как методику обучения детей в процессе деятельности.

Научного термина педагогики созидания пока что нет, поэтому, рассмотрим эти 2 слова по отдельности:

Педагогика — наука об образовании и искусство воспитательной практики по формированию и развитию личности (И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович).

Созидать — то же, что создавать (С.И. Ожегов).

Из данных выше определений, можно создать своё определение педагогики созидания – это наука об образовании и искусство воспитательной практики по формированию и развитию созидательной личности.

Что значит созидательная личность?

Это личность, деятельность которой направлена на создание чего-либо нового, при этом добавим, что во ФГОС говорится о том, что личность должна работать во благо общества, т.е. и создание чего-либо должно быть на благо общества.

Вспоминая все творения человечества, не всегда можно однозначно сказать, какие творения были созданы во благо человечества, а какие нет. Значит творения человека можно разделить на 2 группы: изобретения во благо, изобретения на разрушение.

Возникает вопрос: что сделать, чтобы поколение, которое сейчас учится в школе в будущем созидало во благо человечества, а не во вред?

Чтобы ответить на этот вопрос можно привести в пример высказывание Д.И. Менделеева «Знание без воспитания – меч в руках сумасшедшего».

Т.е., чтобы ученик в будущем принёс пользу обществу, а не вред, необходимо правильно его воспитать.

Тогда возникает второй вопрос: как правильно воспитать личность, чтобы её действия были направлены на создание светлого будущего, а не на разрушение. Чтобы ответить на этот вопрос, мы снова возвращаемся к педагогике созидания: необходимо показать ребёнку, как нужно действовать, что нужно делать, т.е. нужно показать на практике и вовлечь в это ребёнка.

В чём же необходимость следования педагогике созидания?

Прежде всего в том, что личность развивается в процессе деятельности, а созидание – это и есть деятельность, направленная на создание чего-либо нового.

Также педагогика созидания позволяет преподавателям вызвать познавательный интерес.

Важно и то, что все теоретические знания, полученные на практике или подтверждённые практикой, учащиеся запоминаю лучше, нежели теоретические знание, не подтверждённые практикой.

Нельзя не отметить и то, что педагогику созидания можно реализовать и в воспитательной деятельности педагога.