Преемственность в обучении математике.

Автор: Клинцова Олеся Петровна

Образовательное учреждение: МАОУ «СОШ №85»

Населенный пункт: г. Кемерово, Кемеровская область

Тема: Преемственность в обучении математике в начальной школе и дошкольных учреждениях.

Раздел библиотеки: Статьи

Реализация преемственности между дошкольными образовательными учреждениями и школой – одно из наиважнейших условий модернизации системы образования. Проблема преемственности давно пристально рассматривается психологами и педагогами (Ш. И. Ганелин [1], М. Р. Львов [2], А. А. Люблинская [3]). Очень хорошо методическая сторона этого вопроса отражена в исследованиях, относящихся к обучению математики (Р. А. Должикова [4], Е. А. Конобеева [5]). Большая часть проведённых исследований приходится на вторую половину 20 века, но изменения в мире, которые нам приходится наблюдать, требуют использования новых методов для решения этой проблемы.

Сегодня преемственность всё чаще декларируется, чем реализуется. И многие понимают её как информативную подготовку детей к школе, что неправильно. В итоге успешность обучения подрастающего поколения падает, и это особенно заметно на уроках математики.

Преемственность и подготовка ребёнка к школе

Детский сад и школа – главные звенья в системе образования. И, как правило, чем больше внимания уделяется ребёнку в период дошкольного обучения, тем выше его успеваемость в школе. Из-за научно-технического прогресса, увеличения потока информации и совершенствования образования школы предъявляют повышенные требования к интеллектуальному развитию детей. Поэтому преемственность не просто важна, а крайне необходима.

По мнению В. И. Стаховской, являющейся автором пособия по математическому развитию дошкольников, дублирование целей, задач, методов образования в детском саду и начальной школе может привести к тому, что отношение детей к предмету будет негативным. Школа призвана помочь ребятам реализовать свои способности, творческий потенциал и развить инициативу. Но успешность решения такой задачи во многом зависит от сформированности познавательных интересов у учащихся в детском саду.

Чтобы переход от дошкольного к школьному обучению осуществлялся без осложнений и вызывал у детей интерес, педагогам необходимо соблюдать ряд требований:

Обязательно использовать на занятиях различные игры, которые позволят лучше понять предмет.
Не переходить резко от одного метода работы с детьми к другому. Всё новое в жизни младшеклассников должно появляться постепенно, поскольку психологически они не готовы к быстротечным переменам.
Брать во внимание все рекомендации психологов и врачей, чтобы дети не переутомлялись.
Учитывать возрастные закономерности развития шестилетнего ребёнка.
Использовать разные приёмы для стимулирования интереса детей к обучению.
Не позволять себе авторитарных методов руководства в работе с младшеклассниками и их родителями.
Прививать детям любовь к школе, обеспечивая оптимальные условия в классе и доброжелательную атмосферу.
Решить проблему преемственности можно лишь в том случае, если на этапах дошкольного и начального образования будет реализована единая линия развития ребёнка.

Преемственность в работе детского сада и школы в области математики

Как уже говорилось выше, успеваемость учащегося в младших классах во многом зависит от его подготовки в дошкольный период. Учитывая, что современные школы каждый год повышают требования к математическому развитию детей, возникает необходимость в подготовительных классах и группах. Однако не все образовательные учреждения этим обеспокоены.

Исследования в психолого-педагогической области, проведённые за последние десятилетия (Г. М. Федосимов [6], Е. Э. Кочурова [7], Н. Я. Попова [8]), позволили заметно усовершенствовать обучение младшеклассников по многим предметам, в том числе по математике. Программы, используемые в детском саду, претерпели модернизацию и теперь прежде всего учитывают требования начальной школы к математической подготовке ребёнка.

Тщательный анализ математических программ в современной системе образования показывает, что в их содержании достигнута значительная преемственность. И нужно отметить, что почти все они строятся на теоретико-множественной основе. В таких программах можно выделить 5 самых важных разделов:

знания о пространстве;
знания о времени;
знания о счёте и количестве;
знания о форме;
знания о размере.
В детских садах делается акцент на специальную терминологию: дети изучают названия чисел, действий (вычитание, сложение) и простых знаков, используемых в математике. Во время обучения в школе знания ребят углубляются, словарный запас пополняется новыми терминами. Важную роль в школьном курсе играют математические задачи и примеры, с которыми учеников необходимо знакомить своевременно. Это позволяет им в дальнейшем без проблем понимать сущность задач, правильно отвечать на поставленные вопросы и аргументировать свой выбор.

Готовность детей к изучению математики в первом классе

Разнообразие форм преемственности можно систематизировать, выделив три типа. Первый из них обусловлен дублированием содержания программ первого класса в дошкольной подготовке. Второй тип связан с обучением детей не в образовательных учреждениях, а дома, усилиями родителей. Но такая подготовка обычно носит стихийный характер, поскольку мамам и папам не хватает опыта, иногда у них нет времени или желания. Разумеется, в итоге дети мало что усваивают, поэтому отстают от сверстников, получающих образование от педагогов. Третий тип преемственности считается самым оптимальным. При его использовании в математике детям для ознакомления даётся меньше половины учебного материала первого класса. Такая упрощённая система обучения позволяет достичь хороших результатов при переходе детей от детского сада к школе.

Согласно многочисленным исследованиям, высокий уровень интеллектуального развития ребёнка не всегда совпадает с его готовностью обучаться в первом классе. Многие дети, несмотря на хорошее развитие, просто не готовы менять обстановку, приспосабливаться к новым условиям, следовать правилам и т. д. Они всё воспринимают в штыки и чувствуют себя на уроках очень несчастными.

В настоящее время можно условно выделить три уровня готовности детей к школе:

Первый уровень: дети имеют неплохие навыки счётной деятельности, умеют делить целое на части, решают задачи, а также могут обобщать, классифицировать и действовать по инструкциям, полученным от педагога.
Второй уровень: дети знакомы с программой по математике, умеют решать простые задачи, но их умственная деятельность недостаточно развита. Из-за этого они неспособны быстро обобщать, классифицировать, объяснять свой выбор и неохотно стремятся чему-то научиться.
Третий уровень: дети очень плохо усвоили программу по математике. Они немного разбираются в операциях счёта, но в остальном отстают от двух первых групп. Интересно то, что такие ребята категорически не желают выполнять задания преподавателя, неправильно используют математическую терминологию и не проявляют интереса к учебной деятельности.
Педагогическая работа должна быть выстроена так, чтобы третий уровень подготовки детей был полностью искоренён. Ребята должны иметь хорошую математическую подготовку, так как она крайне необходима для формирования познавательной активности, способностей, интереса и логического мышления.

Заключение

Современная школа требует от ребёнка выносливости, работоспособности и сложных форм умственной деятельности. Если он на это способен, ему будет достаточно легко обучаться в первом классе.

Сегодня детский сад обеспечивает всестороннюю подготовку детей к школе. Это осуществляется путём целенаправленного педагогического воздействия. Воспитатели не просто готовят малышей к первому классу, а изучают их поведение, особенности психологического развития. При тесном взаимодействии школы и детского сада у ребёнка быстрее формируется школьная «зрелость». Он уже многое знает и более легко воспринимает смену обстановки и программ обучения.

Вывод: если при реализации преемственности между детским садом и школой используются единые методические принципы с учётом особенностей детского развития, то обеспечивается высокий уровень математической готовности.

Список литературы:

1. Ганелин Ш. И., Бушля А. К. Преемственность учебно-воспитательной работы. — М.: Педагогика, 1955. — 215 с.

2. Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия ИЦ, 2002. – 462 с.

3. Люблинская А. А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971. – 409 с.

4. Должикова Р. А., Федосимов Г. М., Кулинич Н. Н., Ищенко И. П. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008. — 126 с.

5. Конобеева Е. А. Преемственность в формировании представлений о величинах у детей дошкольного и мл. школьного возраста. – М.: Новая школа, 2001. – 97 с.

6. Должикова Р. А., Федосимов Г. М., Кулинич Н. Н., Ищенко И. П. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008. — 126 с.

7. Кочурова Е. Э. Преемственность методик обучения математике младших школьников и дошкольников. – М.: Образование, 1995. — 175 с.

8. Попова Н. Я., Стаховская В. И., Сочнева А. В. О преемственности в обучении математике. – М.: Новая школа, 1998. — 97 с.