Преодоление низкой готовности к письму и чтению.

Автор: Носкова Татьяна Витальевна

Образовательное учреждение: МАОУ НОШ № 53

Населенный пункт: г. Калининград, Калининградская область

Тема: Преодоление низкой готовности к письму и чтению.

Раздел библиотеки: Статьи

Проблема повышений качества обучения школьников всегда актуальна. Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся является разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Программа обучения грамоте построена на основе принципов общего интеллектуального развития ребенка. В процессе обучения грамоте дети учатся ориентироваться в фонетической системе языка, развивается фонетический слух, звуковой анализ и синтез.

Однако время отведенное программой на усвоение материала рассчитано в основном на детей, имеющих нормальное речевое развитие. И оно оказывается недостаточным для детей с низким уровнем готовности к обучению. Для детей данной категории особенно важно наличие достаточного количества времени для выполнения упражнений и заданий по совершенствованию фонематических процессов. Обучение грамоте должно включать в себя полноценный фонематический анализ и синтез, который способствует умению ориентироваться в звуковой системе языка. Для детей с низким уровнем готовности к овладению звуковым анализом и синтезом – это единственная возможность профилактики таких ошибок как пропуски, перестановки, замены букв при чтении и письме. Поэтому перед началом работы над выделением последовательности фонем и общим фонематическим анализом необходимо с детьми с низким уровнем речевого развития, провести работу, направленную:

— на овладение элементарными формами звукового синтеза:

-выделение первого и последнего звука в слове;

-определение частного звука в стихотворении, скороговорке;

-подбор слов на заданный звук;

-определение места звука в слове;

-умение делить слова на слоги;

Далее запланировать целенаправленную работу по дифференциации звуков парных по твердости – мягкости, звонкие – глухие, шипящие – свистящие. Ввести дополнительные упражнения, направленные на закрепление букв обозначающих мягкость согласного звука (я, ё, ю, и). А также развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза.

Чтобы работа по предупреждению нарушений чтения и письма имела системный характер и продолжительность в течение всего учебного года, необходимо её проводить с использованием дидактических игр. Применению дидактических игр на уроках обучения грамоте уделяли внимание многие авторы. Еще К.Д. Ушинский советовал включить элементы занимательности, игры в серьезный учебный труд детей. Это позволяет организовать и сделать более продуктивной работу школьников. Психолог А.Н. Горбатов, исследуя игру, пришел к выводу, что она оказывает благотворное влияние, в первую очередь на развитие внешних чувств и интеллектуальных процессов: «Нет ни одной способности, которая не упражнялась в игре». В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запоминать. Игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное стимулирует речь. Игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать элементы игры), обновляя при этом речевой материал. Игра позволяет расширить знания, умения и навык, предусмотренные программой.

Дидактические игры, используемые для предупреждения и коррекции ошибок на уроках обучения грамоте в 1 классе.

Развитие слогового анализа и синтеза.

1) Работа с опорой на вспомогательные средства, материальные действия.

Игра «Хлопочки».

Описание игры: Детям предлагается отмерить слово шагами, каждый слог – шаг.

Благодаря игре дети лучше видят обратные и закрытые слоги. Предупреждается разрыв слога (у-т-ка, ши-ш-ка).

2) Слоговый анализ и синтез осуществляется в плане громкой речи.

На данном этапе используется также игра «Последний слог в слове – за тобой».

Описание игры: Учитель называет слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово.

Например: ко (-ни, -зы, -тик, -жа, -сы). Побеждает тот, кто последним называет слог.

Игра «Цепочка слогов».

Описание игры: Учитель называет слово. Дети делят слово на слоги, определяют последний слог и придумывают слово, которое начинается с такого же слога.

Например: аст – ра, ра – ма, ма — ши – на.

3) На последнем этапе предлагается задания по формированию действия слогового анализа и синтеза в умственном плане.

Игра «Поезд».

Описание игры: Вызванный к доске ученик выбирает предметную картинку, определяет количество слогов в названии животного на картинке и «сажает» его в вагон. Порядок посадки, следующий в первый вагон нужно посадить животных, название которых состоит из одного слога, во второй из двух, в третий из трех слогов.

К теме «Слог» близко примыкает тема «Ударение».

При работе над этой темой большое внимание уделяю игровым упражнениям на выделение и определение ударного слога в слове. Эти упражнения способствуют лучшему усвоению одного из основных правил орфографии – правила на правописание безударных гласных.

Игра «Эхо».

Описание игры: Игровая ситуация: «Поиграем в «Эхо».

Учитель произносит слово, дети хором повторяют только ударный слог.