Применение инновационных технологий в начальной школе.

Автор: Ольга Викторовна Самойлова

Образовательное учреждение: МБОУ Отрадненская СОШ

Населенный пункт: п. Отрадный, Ростовская область

Тема: Применение инновационных технологий в начальной школе.

Раздел библиотеки: Статьи

В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской деятельностью учеников. Инновации в образовании начинаются с уважения к индивидуальности ученика и трансформации традиционной модели отношений «учитель-ученик» в модель «человек-человек». В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение. В этом возрасте начинается социальное и личностное развитие ребёнка, его вхождение в жизнь общества. Инновации в образовании и воспитании должны нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах. Необходимо переломить авторитарность в мышлении педагогов и воспитателей, чтобы они сумели поставить ребенка на равный уровень с собой, смогли дать ребенку возможность адекватно управлять собой и окружающим его миром. В то же время важно отметить, что инновационные технологии в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. В настоящее время инновационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителей и воспитателей групп продленного дня. Необходимость применения средств информационно-коммуникативных технологий (далее – ИКТ) в работе учителей и воспитателей начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений.

Основными направлениями работы при использовании инновационных технологий являются:

-мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ;

-дистанционные олимпиады и конкурсы;

-телекоммуникационные проекты;

-уроки на основе авторских компьютерных презентаций.

Практика использования ИКТ в начальной школе имеет следующие преимущества:

1. Современность и актуальность материала.

2. Наличие дополнительного и сопутствующего материала.

3. Эстетичность и наглядность.

4. Возможность распечатки материала для последующей индивидуальной работы.

5. Обучение через игровую или практическую деятельность.

6. Повышение интереса учащихся к учёбе.

В целом, использование инновационных технологий способствует повышению качества знаний и умений учащихся. Инновационность в обучении связана с творческим поиском на основе имеющегося опыта, направлена на обеспечение исследовательского характера учебного и воспитательного процесса, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Инновационными являются процессы, связанные с характером взаимодействия педагога и обучающихся, с их позициями в ходе обучения, когда для обучающихся создаются определённые условия для активной и инициативной позиции в учебном и воспитательном процессе: не просто усваивать программный материал, а познавать истину, вступая в активный диалог с участниками образовательного или воспитательного процесса; самостоятельно выходить за пределы собственных знаний для поиска способов действия в новых ситуациях, что является главной ценностью и целью образования; формировать умение учиться.

Главной целью использования инновационных технологий является: воспитание нравственно-правовой, эмоционально-эстетической, интеллектуально-информационной и коммуникативной культуры, а также культуры здоровья младшего школьника. Каждый ребенок, находясь в позиции активного участника, имеет возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учится работать в команде. Это ведет к сплоченности класса, развитию коммуникативных навыков учащихся. Создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, берет на себя ответственность за производимое действие.

Основные задачи повышения профессиональной компетентности в условиях школы следующие: апробировать новации по оптимизации образовательной среды, качества учебно-воспитательного процесса; сформулировать выводы по результатам использования инновационных технологий, обобщить опыт, выработать рекомендации; обеспечить высокий методический уровень проведения всех видов занятий; развивать способности учащихся посредством нетрадиционных форм и методов обучения, используя инновационные технологии; развивать орфографическую зоркость, отрабатывать вычислительные навыки, выразительное чтение; качественно улучшить работу над формированием у учащихся навыков культурного поведения, путем проведения бесед, практических занятий; способствовать нравственному воспитанию учащихся посредством проведения праздников, факультативов; совершенствовать работу учителей и воспитателей ГПД на основе личностно-ориентированного обучения с разными категориями учащихся.

Использование инновационных технологий при проведении занятий в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

В наше время уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся. Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя свою работу, необходимо тщательно продумывать место и способ использования инновационных технологий.

Использование ИКТ в начальной школе не только позволяют повысить эффективность преподавания, но и более рационально использовать время и силы учителя. Как же это происходит? Инновационные технологии могут помочь современному педагогу в его работе по следующим направлениям: подбор иллюстративного материала к уроку и для оформления стендов, класса (сканирование, Интернет; принтер, презентация); подбор дополнительного познавательного материала к урокам, знакомство со сценариями праздников и внеклассных мероприятий; обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов; создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности урока или внеурочного занятия.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что уроки с использованием инновационных технологий – это одно из самых важных направлений инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить инновационные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование инновационных технологий позволяет сделать занятия современными, способствует значительному повышению качества образования.

Анализируя опыт использования инновационных технологий на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что это позволяет:

-обеспечить положительную мотивацию обучения;

-проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

-обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

-повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

-усовершенствовать контроль знаний;

-рационально организовать учебный и воспитательный процесс, повысить эффективность урока;

-формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

-обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Ожидаемые результаты:

-положительная мотивация на уроках с применением инновационных технологий, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);

-обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;

-умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;

-возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ.

-повышение уровня использования наглядности на уроке,

-повышение производительности урока.

-появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию презентаций.

-применение ИКТ способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями.