Принципы, методы и приёмы работы с детьми с ОВЗ

Автор: Колесова Альбина Валериевна

Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ №1

Населенный пункт: п.г.т. Суходол, Самарской области

Тема: Принципы, методы и приёмы работы с детьми с ОВЗ

Раздел библиотеки: Статьи

Дата публикации: 28.03.2019

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса.

Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
— игровые ситуации;
— дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
— игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
— психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

На своих уроках чтения, ознакомления с окружающим миром чаще всего применяю:

Метод «Пометки на полях» обычно использую при ознакомлении с новым материалом. Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика непривычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.

Очень эффективным активным приемом является использование сигнальных карточек. Мы с детьми пользуемся ими при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

! У меня получается!

? Требуется помощь.(пока класс работает, я подхожу к ученику и дополнительно объясняю ему новый материал)

Очень помогают на уроках созданные алгоритмы (карточка-инструктаж). Он может быть представлен в наглядных схемах, таблицах, памятках, которые помогут в проверке самого себя и осознания ученика, на каком этапе у него возникает проблема и устранить (исправить) ее. Алгоритм так же может присутствовать в проведении всего урока, который потом станет привычным для учащихся и будет самостоятельно регулировать дисциплину и качество урока (план урок, и на каждом этапе урока оцениваем себя). При написании изложения, сочинения, определения падежей, звуко – буквенный разбор слова,при решении задач, примеров и т.д.

Использование составленных кластеров помогает ребёнку самостоятельно выполнять домашнюю работу по таким темам как части речи, члены предложения, написание мягкого знака и т.д. А после написания диктанта они самостоятельно проверяют свои ошибки с опорой на оригинал.

Иллюстративный материал для смены вида деятельности, использующийся в ходе занятий, который развивает зрительное восприятие, внимание и память ребенка.

Обязательно наличие физминуток это поможет переключить внимание детей на другой вид деятельности, даст возможность учащимся отдохнуть; использую «Академия» раскраска, поле чудес, кубики.

Использую в своей работе с детьми с ЗПР ИКТ.

Данная технология позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. На слайдах презентаций можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.

В своей работе использую программу «Академия» и детские нетбуки. Очень помог раздел «Прочий», когда мы учились читать(даются картинки ,а рядом слова, прочитать слово и найти нужную картинку); «Подбери слово» в предложении пропущено слово, надо вставить подходящее). На окружающем мире для закрепления или проверки домашнего задания использую раздел «Секретные материалы» (текст по теме с пропущенными словами, а темы разные: расположение планет, нервная система, охрана природы и т.д.). С индивидуальницей по предмету ОБЖ закрепляли такие темы, как правила сбора ягод, грибов, как быть здоровым, правила поведения на льду и т.д.) При изучении математики использую «Состав числа», «Математический экзамен» (решение задач, выражений и т.д.), «Сколько» (пирамидка-считаешь кольца)

Таким образом, используя все вышеперечисленные методы и приемы работы с детьми с ОВЗ, можно добиться повышения познавательной активности учащихся, развить их творческие способности, активно вовлечь детей в образовательный процесс, стимулировать самостоятельную деятельность учащихся, тем самым повысить эффективность и качество образования.