Привлечение дошкольников к труду через дежурства и поручения.

Автор: Ульянова Лариса Петровна

Образовательное учреждение: МБДОУ Д/с № 20 «Дельфин»

Населенный пункт: г. Саяногорск, Республика Хакасия

Тема: Привлечение дошкольников к труду через дежурства и поручения.

Раздел библиотеки: Статьи

Дата публикации: 15.04.2019

Трудовое воспитание подрастающего поколения — дело огромной государственной важности. Такие качества личности, как трудолюбие, уважение к труду и людям труда, стремление приносить пользу обществу, необходимо воспитывать у ребенка с детства. Для этого сформулирована основная задача трудового воспитания — формирование положительного отношения к труду. Эта задача реализуется в следующих направлениях: ознакомление детей с трудом взрослых, формирование у них представлений об общественной значимости труда и бережного отношения к его результатам.

Используются такие методы организации труда как поручения, дежурства и коллективный труд, можно успешно решить вопросы трудового воспитания, при условии создания в коллективе детей атмосферы постоянной занятости. Этому должны способствовать четко продуманная организация детской деятельности в течение всего дня и пример взрослых.

День в детском саду должен быть организован так, чтобы каждый ребенок помимо деятельности по самообслуживанию принимал участие в каком-либо виде труда. Решить эту задачу на практике воспитателю помогает составление перечня дел, в которых дети данной возрастной группы смогут принять посильное участие. Четко определив число участников, педагог ежедневно обеспечивает трудовую деятельность всех воспитанников, периодически меняя им поручения. Но для этого надо привить детям желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата.

При формировании трудовых навыков необходимо специально обучать детей выполнению конкретных действий. Обучение организуется идентично в каждой возрастной группе. Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения элементарных действий и их последовательности. Ознакомление детей со способом выполнения нового действия требует детального показа и подробного объяснения каждого движения, их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение ребенка, т.е. его практическое участие в выполнении данного действия.

Руководя трудовой деятельностью детей, воспитатель одновременно формирует у них прилежание и ответственность, стремление к качественному выполнению задания, желание оказывать помощь товарищам, внимание к ним. Следя за качеством работы, последовательностью ее выполнения, воспитатель подчеркивает, что любое задание надо обязательно доводить до конца. Он разъясняет, что каждая вещь — это результат труда, и потому ее надо беречь, а беречь — это значит заботиться о чистоте вещей, мыть, протирать, ставить на место. Таким образом, деятельность педагога обращена не только на обучение детей навыкам, но и на сообщение им знаний об отношении к труду, к участникам совместной деятельности, на формирование опыта поступков.

В процессе труда по самообслуживанию у детей, продолжается формирование гуманных чувств и положительных взаимоотношений, воспитывается доброта, чуткость, отзывчивость, умение приходить на помощь друг другу. Особое внимание уделяется воспитанию навыков организации коллективной трудовой деятельности через дежурства и поручения. Дети приучаются выслушивать задание, продумывать план работы, готовить все необходимое для ее выполнения, не отвлекаться, делать все добросовестно и правильно, быть аккуратными во время работы, не мешать другим трудиться, помогать товарищам, не бросать работу, не закончив ее, не стесняться просить помощи.

Наряду с коллективной деятельностью дети должны выполнять и индивидуальные поручения, разнообразные по трудности и характеру, по времени выполнения (эпизодические, длительные, кратковременные). Некоторые поручения должны переходить в обязанности (следить за порядком в книжном уголке и пр.). Дежурства детей должны носить более самостоятельный характер, так как в предшествующих группах дошкольники уже приобрели определенные умения. Дежурные по столовой накрывают на стол, по указанию воспитателя готовят и раскладывают пособия, а по окончании убирают их. Например, к занятиям по рисованию раскладывают бумагу, расставляют на столах краски, банки с водой для промывания кисточек, к физкультурным готовят частично оборудование и инвентарь.

Интерес к дежурству поддерживается у детей за счет смены форм организации дежурств. Можно каждые 3 дня объединять дежурных в одно звено, отвечающее за все виды дежурств, предоставив детям возможность ежедневно договариваться о том, кто какую работу будет выполнять. В течение дня воспитатель обращается к ним, как к своим помощникам, одобряет за хорошее выполнение заданий, дает советы. По мере овладения детьми необходимыми навыками требования к ним усложняются. Воспитатель приучает их самостоятельно распределять обязанности, согласовывать свои действия, сообща отвечать за результат. Работу дежурных надо сочетать с организацией самообслуживания детей. Так, дежурные накрывают столы, а во время приема пищи дети самостоятельно складывают стопкой на середину стола освободившиеся тарелки и по окончании еды относят на хозяйственный стол чашки с блюдцами. Или дежурные расставляют на столах банки с водой для промывания кисточек, а остальные материалы для рисования каждый готовит сам, доставая все необходимое из ящика своего стола. После занятия каждый ребенок убирает свое место, а дежурный моет банки, кисточки.

Планируя организацию дежурств, педагог должен исходить из жизненной необходимости. Например, заметив, что в кукольном уголке необходима уборка, он планирует ее проведение, учитывая, сколько детей надо включить в труд, рассчитанный на 25-30 минут. Зная, что няня будет менять, постельное белье организует детей в помощь ей: поручает принести чистое белье разложить его по кроватям, надеть наволочки. Если необходимо протереть кровати. Ни в коем случае нельзя предлагать детям труд, не имеющий достаточной значимости. Не рекомендуется также подменять дежурных, т.е. поручать выполнить другим их обязанности. При планировании коллективных трудовых поручений приходится решать вопрос о том, кого включать для их выполнения.

Работа дежурных — труд в основном будничный, постоянный. И здесь встают две задачи: с одной стороны, следует постепенно внушать детям, что если даже дело не очень интересно, его следует выполнять, так как оно имеет большое значение для поддержания постоянного порядка в групповой комнате, раздевальной, на участке. С другой стороны, надо использовать приемы, вызывающие эмоциональный подъем. Так, веселая знакомая песенка о труде или бодрый марш, сопровождающий деятельность детей, повышает настроение. Шутка педагога, его умелая помощь, положительная оценка, а также предвидение будущего результата и радость по поводу его достижения — все это отражается на детях. Они с удовольствием выполняют задания, подражают тону и действиям своего наставника. Но дети должны получать в труде реальную физическую нагрузку. Это поможет им понять, что всякий труд требует определенного напряжения, способствует формированию привычки к трудовому усилию. Но в то же время необходимо помнить и о том, что труд должен быть посильным для ребенка. Перегрузка, перенапряжение вызывают отрицательное отношение к труду.

Большое значение имеет оценка труда детей. При подведении итогов педагогу нужно быть всегда объективным, учитывать индивидуальные возможности и особенности каждого воспитанника, оценивать не только результаты, но и отношение детей к трудовой деятельности, умение договариваться, работать дружно, помогать друг другу. Если в работе были недостатки, о них нужно обязательно сказать. При этом, исходя из конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей ребенка, воспитатель может высказать свое мнение либо при всех, либо наедине, либо только при дежурных. Положительную оценку деятельности робких, неуверенных детей важно давать в присутствии всей группы. Это помогает ребенку поверить в свои силы, меняет отношение к нему товарищей. Очень важно привлекать и детей к оценке своей собственной деятельности и деятельности товарищей.

Важно помнить, что ребенок — это личность, требующая к себе уважения. Необходимо уважать и его труд. У ребенка теряется интерес к трудовой деятельности, когда выполненная им работа переделывается взрослыми на его глазах. У детей складывается мнение, что взрослый несерьезно, пренебрежительно относится к их труду, а если он и хвалит их работу, то проявляет лицемерие. От этого резко падает авторитет воспитателя в глазах детей.

Систематическое объединение детей в труде оказывает большое влияние на формирование начала коллективизма. Возникает небольшой коллектив, в котором все члены выступают как носители моральных качеств, которые предъявляются каждому участнику общей деятельности. Оценивая выполненное поручение с точки зрения его необходимости для коллектива, воспитатель формирует у каждого ребенка понимание того, что его дело является частью общего.