Автор: Елшина Екатерина Владимировна
Образовательное учреждение: МБДОУ №96
Населенный пункт: г. Улан-Удэ, Республика Бурятия
Тема: Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста.
Раздел библиотеки: Статьи
Дата публикации: 04.04.2019
Для формирования правильной осанки необходимо правильное чередование труда и отдыха, рациональное питание, хорошее развитие силы, гибкости, выносливости. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение. Это совместная работа педагогов в ДОУ и родителей дома.
Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.
У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно не резко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект — вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.
Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.
Самостоятельный комплекс упражнений утренней гимнастики при нарушении осанки.
1. «Птицы полетели».
И.п. — в ходьбе руки в стороны. Ходьба с активным взмахом рук в стороны (30—40 с).
Смотреть прямо перед собой; не наклоняться.
2. «Цапля на болоте».
И.п. — в ходьбе руки на поясе. Ходьба на носках с высоким подниманием колен (30—40 с).
Дыхание произвольное; спину держать ровно.
3. «Деревья выросли большими».
И.п. — о.с. Подняться на носки, потянуться как можно выше; удерживать равновесие на носках 3—5 с.
Постепенно увеличивать время удержания равновесия.
4. «Мельница».
И.п. — стоя, наклонившись вперед; ноги на ширине плеч, руки в стороны Круговые вращения руками в плечевых суставах (5—8 раз).
Руки в локтях не сгибать.
5. «Грачи летят».
И.п. — о.с., руки в стороны. Махи руками вверх — вниз по максимально возможной амплитуде (6—8 раз).
Выполнять медленно; руки держать прямыми.
6. «Плечи танцуют».
И.п. — о.с. Сведение, разведение лопаток; поднимание, опускание плеч одновременно, поочередно и т.д. (1—1,5 мин.).
Лучше выполнять под музыку.
7. «Хлопки».
И.п. — о.с. Поднять руки вверх как можно выше — хлопок руками; опустить вниз за спину — хлопок (6—8 раз).
Хлопки выполнять громче; стараться руки не сгибать в локтях.
8. «Наклонись ниже».
И.п. — о.с. Наклоны вперед с одновременным отведением назад прямых рук как можно дальше (5—6 раз).
Смотреть прямо перед собой; наклоняться как можно ниже.
9. «Повернись».
И.п. — о.с. Поочередные повороты туловища в правую и левую стороны с хлопком (5—6 раз).
Ноги с места не сдвигать. Дыхание произвольное.
10. «Рыбка».
И.п. — лежа на спине. Медленно поднимать голову и плечи, смотреть на носки 3—5 с (5—6 раз).
Руки можно поставить в замок за голову. Локти развести шире. Постепенно увеличивать время статического напряжения мышц верхнего плечевого пояса.
11. «Мостик».
И.п. — то же. Прогибание туловища с опорой на локти или предплечья. Удерживать «мост» 3—5 с (4—6 раз).
Постепенно увеличивать время удержания «моста»; не сгибать ноги в коленях.
12. «Медуза».
И.п. — лежа на спине. Одновременно поднять вверх руки и ноги; развести их в стороны. Удерживать 3—5 с.
Постепенно увеличивать время удержания; не сгибать руки и ноги; не задерживать дыхание.
13. «Лодочка».
И.п. — лежа на животе. Руки поднять вперед — вверх, прогнуться в пояснице (5—6 раз).Ноги от пола не отрывать.
14. «Ноги выше».
И.п. — то же Поочередное поднимание прямых ног вверх; руки согнуты в локтях, лежат под подбородком (6—7 раз).
Во время поднимания ног — отводить голову назад, потянуться; ладони не отрывать от пола.
15. «Поплыли».
И.п. — то же, руки вверху. Имитация движений плавания стилем «брасс». Руки — вперед, в стороны, перед грудью и т.д.; ноги согнуть в коленях, стопы — наружу, развести в стороны и т.д. (40—50 с).
Дыхание произвольное.
16. «Коровка».
И.п. — стоя на четвереньках. Произвольные продвижения по залу на четвереньках. Можно с произношением «му-му-му» на выдохе (40—50 с).
Голову не опускать.
17. «Равновесие».
И.п. — в ходьбе. Ходьба с мешочком песка на голове (до 1 мин.).
Стараться не уронить мешочек.
18. «Пружинка».
И.п. — о.с. Пружинящие приседания с мешочком на голове (6—8 раз).
Спину держать ровно, смотреть вперед.
Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.
Будьте здоровы!