Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Автор: Полева Галина Петровна

Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Населенный пункт: г. Самара, Самарская область

Тема: Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Раздел библиотеки: Статьи

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень из развития может быть разным. Уровень развития у каждого разный – поэтому учиться все будут по-разному. Каждый приходит в школу со своим багажом и опытом, навыками и привычками, но ГЛАВНОЕ – это способность воспринимать и усваивать новый материал, то есть способность к обучению. Таким образом, школьная зрелость подчиняется закону неравномерности психического развития, каждый имеет свои сильные и слабые стороны.

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, волевая готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

Мотивационная готовность – это наличие у ребенка желания учиться. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Когда ребенок хочет пойти в школу, это еще не значит, что он осознал важность учебы и готов прилежно трудиться. Просто он понял, что статусное место школьника важнее , чем дошкольника. Стремление ребенка стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию» школьника.

Важно рассказывать детям о том, что именно быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, какие обязанности он будет выполнять. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка.

Если вы хотите помочь ребенку учится в школе радостно, начните со следующего:

— расскажите, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;

— на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;

— воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;

— воспитывайте произвольность, управляемость поведения;

— никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

Нужно прививать ребенку уважительное отношение к учебному труду, подчеркивать его значимость для всех членов семьи. Интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе является первым этапом развития мотивационной готовности. Такой интерес быстро исчезает (в течение 2-3 месяцев). Именно тогда должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, т.е. должна появиться собственно познавательная мотивация. Это зависит от того, как и чему ребенок будет учиться в школе. Мы говорим только о готовности, т.е. о состоянии, которое предшествует приходу в школу. В этот момент стремление в школу и готовность соблюдать школьные обязанности и правила и являются главными составляющими, основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ребенок будет чувствовать себя комфортно. Без такой готовности он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации.

Интеллектуальная готовность.

Интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, начальные навыки у ребенка должны быть. Но главное – это наличие у ребенка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определенные знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Можно объяснить ребенку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки – заместители машинок. Постепенно такие рисунки-чертежи становятся более условными, так как дети, запоминая это принцип, могут уже как бы нарисовать данные обозначения в уме, в сознании. Наличие этих внутренних опор и знаков реальных предметов и дает возможность детям решать в уме уже достаточно сложные задачи, улучшать память и внимание, что необходимо для успешной учебной деятельности. Дети не всегда обладают хорошей механической памятью. Можно поиграть с ребенком в игры, в которых надо придумывать какие-то обозначения для каждого слова, части рассказа или стихотворения. Постепенно один знак будет вбирать в себя все большее количество материала, а в конце детям уже будет не нужна «шпаргалка», т.е. листочек с рисунками, т.к. все необходимые знаки они будут хранить в уме. Такие игры помогают в развитии не только памяти, но и внимания, организации деятельности детей, развивают мышление детей.

Волевая готовность требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идет не столько об умении ребят к ним подстраиваться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Можно развивать такое умение и дома, давая детям разные (вначале несложные) задания. Обязательно нужно просить детей повторить слова взрослого, чтобы убедиться в том, что они все услышали и правильно поняли.

Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники, прямоугольники под диктовку или по заданному образцу. Можно также попросить ребенка подчеркивать или вычеркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, работоспособность. Если ребенок быстро устает, можно облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать ещё одну или две строчки (или подчеркнуть ещё 5-10 букв).

Если деятельность ребенка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. Если ребенок так и не может сосредоточиться, волевая регуляция поведения у ребенка отсутствует, он не готов к школьным занятиям. Надо продолжать выполнять с ним тренировочные упражнения и прежде всего учить его слушать слова взрослого.

Чтобы успешно учиться в первом классе, ребенок должен уметь понимать учебную задачу, т.е. способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимы произвольность внимания, умение планировать и контролировать свою деятельность.

Помимо этого ребенок должен уметь различать цвет и форму, уметь копировать фигуру, уверенно держать карандаш, уметь отвечать на вопросы: «Почему?», «Если …, то …», «Что …., если…».

У детей 6-летнего возраста, готовых к школе, должны быть сформированы элементарные математические представления: они должны уметь определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, правильно понимать из значение – впереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу, над, под, за, перед.

Ребенок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), сравнивать и различать предметы по величине (большой, меньший, больше, меньше, равно).

Важно умение ребенка сосредоточиться на выполнении какого-либо задания хотя бы минут на 10-15.

Немаловажное значение имеют навыки самообслуживания, которые приобрел ребенок при поступлении в школ: умеет ли убрать за собой постель, игрушки, привести себя в порядок, завязать шнурки, застегнуть сандалии, замок на одежде, самостоятельно принимать пищу. Именно эти умения будут положены в основу самоорганизации при выполнении учебных заданий.

Очень важен для школы уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, уровень зрительно-моторных координаций. Обратите внимание на точность копирования – величину, соотношение штрихов, взаимное расположение, ровность линий. Развитию тонких двигательных координаций способствует рисование, штриховка, раскрашивание, нанизывание бусинок, лепка. В быту эти навыки хорошо развиваются при застегивании и расстёгивании пуговиц, молний, завязывании и развязывании узелков, шнурков и любых узлов.

Важный элемент готовности к школе – умение ребенка работать по инструкции. Посмотрите, как он выполняет ваши указания, обращает ли внимание на инструкцию при игре.

Не менее важное условие подготовленности ребенка к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребенок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать свое поведение, ему трудно привыкать к школе.

Успехи в обучении напрямую зависят от состояния здоровья ребенка. Частые заболевания выбивают его из привычного ритма школьной жизни, ему приходится догонять класс, а от этого многие дети теряют свои силы.

Всем родителям необходимо своевременно проверить ребенка у логопеда. Дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху. Кроме этого под влиянием дефектов речи ребенок становится стеснительным, замкнутым.

Школьное обучение – это непрерывный процесс общения.

У детей надо сформировать следующие навыки общения:

умение слушать собеседника, не перебивая его;
говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;
пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей и вульгаризмов.
Родители должны не только научить ребенка слушать других, но и признавать его право на собственное мнение. Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения, но и сами не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться. Все это – залог того, что общение в любой среде не будет доставлять вашему ребенку огорчения.

В 1 классе детей учат не только писать, читать, считать, но и умению учиться и основам теоретического мышления.

Ребенок , который умеет учиться:

понимает, что он чего-то не умеет, не может, приучен говорить об этом с учителем, может сказать: «Я не понял вопрос», «Я забыл, в какую сторону пишется буква Ю»;
умеет отличить новую задачу от старой и задумывается над тем, как ее решить, не спешит с первым попавшимся ответом;
отличает вопрос, на который можно ответить, поразмыслив, посмотрев, от вопроса, на который невозможно ответить без дополнительных знаний, извлеченных из учебника и книг или добытых у взрослого;
может не просто сказать взрослому о своем незнании, но даже и сформулировать причины своих трудностей (« Я не знаю марки этой машины: впереди она похожа на «Москвич», а сзади – на «Жигули»).
Если ребенок умеет учиться, он справится со всеми школьными трудностями. Внимательно наблюдайте, как ребенок играет со своими сверстниками, умеет ли он подчиняться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим, и сделайте для себя правильные выводы.

Качества, которыми должен обладать ребенок, чтобы учиться в 1 классе:

внимание, способность к длительному (15-20 минут) сосредоточению;
хорошая память;
сообразительность;
любознательность;
развитое воображение;
начальные навыки чтения, счета, письма;
физическая ловкость;
волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);
организованность, аккуратность;
дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрослыми.