Работа с текстом на уроках литературного чтения.

Автор: Езерская Наталья Николаевна

Образовательное учреждение: МАОУ «Комплекс средняя общеобразовательная школа — детский сад»

Населенный пункт: г. Пыть-Ях, Ханты-Мансийский АО

Тема: Работа с текстом на уроках литературного чтения.

Раздел библиотеки: Статьи

Дата публикации: 31.03.2019

С развитием информационных технологий методы преподнесения учебного материала кардинально изменились. Книга и печатный текст являются основными средствами обучения, но современный урок подразумевает использование новых подходов при работе. В данной статье освещаются продуктивные приемы работы с текстом: как за минимум отведенного на уроке времени добиться результативности чтения, а урок превратить в увлекательное интересное исследование.

Каждый урок литературного чтения — это особая встреча с автором того произведения, о котором в данном случае пойдет речь. Эта встреча должна быть незабываемой, неожиданной, интересной и полезной. Если мы хотим услышать мнение ребенка об этой встрече, значит и нужно постараться ее организовать.

Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», продуктивно- важная задача учителя. Достижение высоких результатов в понимании и восприятии прочитанного, является ключом к успеху. На современном этапе необходим совершенно иной подход к приёмам анализа художественного произведения. Собственно, с этой целью и была создана технология продуктивного чтения.

Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения, ведется перечитывание всех видов информации, глубокое понимание текста.

Поэтапные виды работы с текстом

1 этап. Работа с текстом до чтения

Цель -прогнозирование предстоящего чтения.

Антиципация

Антиципация (предвосхищение, предугадывание будущего чтения, иначе–смысловые догадки.)

Тренируя смысловую догадку детей, эффективным будет придерживаться следующих этапов:

1.Заполнение буквенных пропусков.

Бел__ пушист__ кот__, коричн__ шуст__ воро__, хит__ рыж__ лис__, больш__ сер__ сл__, длин__ умн__ жир__, сер__ шуст__ зай__.

2.Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями.

Ма/ши/на, ли/си/ца, крас/ный, мед/ведь,во/ро/на.

Ма-ши-на, ли-си-ца, крас-ный, мед-ведь, во-ро-на.

3.Чтение текста с прикрытой верхней частью строки.

4.Чтение текста по нижней части букв.

5.Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом.

ПАроХОД, ШколЬнИК, уЧеНик.

6.Чтение с постепенным наращиванием букв, слов.

верх-вверх низ-вниз

лес-лесочек сад-садик

игра-игрушка дом-домик

7.Чтение с закладкой.

Прочитанные слова закрываются закладкой. Это поможет избежать путаницы, ребенок не будет отвлекаться и сосредоточится на чтении нового слова.

8.Чтение «наоборот».

К.Д. Ушинский «Васька».

Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да ретих; лапки бархатные, котогок остер. У Васюткиикшучутки,ысу длинные, шубка шелковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, икзалг закрывает, песенку тёоп, а попалась мышка — не прогневайся! Глазки-то большие, лапки, что стальные, икбуз-то кривые, когти выпускные!

9.Чтение с помощью «Решётки».

10. Продолжение пословиц, поговорок и крылатых выражений.

11. «Доскажи словечко».

12. Восстановление в тексте опущенных элементов.

13.Восстановление слов на основе заданных комбинаций согласных.

14. Составление текста из слов, словосочетаний, предложений или готовых частей текста.

15. Дополнение текста недостающими предложениями, частями.

16.Чтение текста через слово.

17.Работа с дырявым текстом (квазиписьмо).

18.Поиск смысловых несуразностей.

19. Предопределение сюжета по заголовку или началу текста.

20. Предвидение содержания и развития событий по концовке текста.

21. Составление текста на основе предложенного плана, схемы, вопросов или картинок.

22.Восстановление диалога.

2 этап. Работа с текстом во время чтения

Цель – понимание текста на уровне содержания.

Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.

1. Приемы работы с текстом.

Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение (дома или в классе).
Чтение с остановками.
Словарная работа.
Выявление первичного восприятия с помощью беседы.
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов.
Постановка вопросов к тексту и к автору.
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Обращение к отдельным фрагментам текста.
Беседа по содержанию в целом.
Обобщение прочитанного.
Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту.
Постановка к тексту обобщающих вопросов.
2. Приёмы работы с трудными словами

«Шифровальщики»;

Дети играют в парах: один в роли шифровальщика, другой — отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его.

Мороз школа игра парта ветер снег

Зормо лашок агри тарап тевер несг

«Найди лишнее слово»;

Тополь, берёза, ель, липа, мак.

Корова, лошадь, собака, кошка, волк.

Шкаф, стол, стул, диван, полотенце.

«Наборщик»;

Если взять большое слово,

Вынуть буквы, раз и два,

А потом собрать их снова,

Выйдут новые слова.

Даётся длинное слово, например ГОСУДАРСТВО. Нужно составить как можно больше слов (можно из трёх и даже из двух букв) из букв этого слова.

«Каркас»;

Сначала дети выбирают несколько любых согласных — это будет каркас слова. Далее составляются слова из всех гласных букв и выбранных согласных.

К примеру, из согласных Л, С иК можно составить слова ЛЕСОК, КОЛЕСО, КОСИЛ, СИЛКИ, СОКОЛ.

Из согласныхС и Н можно составить слова СОН, НОС, САН, САНИ, НОСИ.

3. Приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения

Рассмотрим некоторые приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения:

артикуляционная гимнастика;
чтение одного предложения с разными интонациями;
подражание речи учителя;
прослушивание грамзаписи;
скороговорки;
хоровое чтение;
физминутки;
работа над логическим ударением;
чтение по ролям;
драматизация текста;
чтение под музыку;
разметка текста: паузы, логические ударения;
упражнение «Эхо» (повторение за учителем с той же интонацией 1-2 строки стихотворения);
упражнение «Ускорение» (повторное произношение предложения с ускоренным темпом);
словарь настроений;
3 этап. Работа с текстом после чтения

Цель — достижение понимания текста на уровне смысла.

Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Приемы работы.

Постановка проблемного вопроса к тексту.
Диалог, дискуссия.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя.
Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям.
Высказывание и аргументация отношения к прочитанному.
Характеристика событий, места действия, поступков героев.
Выполнение творческих заданий.

Составление диафильмов по произведению на основе прочитанного текста

Драматизация

Творческие задания игрового действия