Современный урок в соответствии с ФГОС.

Автор: Трутнева Ольга Андреевна

Образовательное учреждение: МБОУ Боцинская СОШ

Населенный пункт: с. Боций, Республика Бурятия

Тема: Современный урок в соответствии с ФГОС.

Раздел библиотеки: Статьи

Дата публикации: 29.03.2019

Урок как форма обучения существует более 300 лет. Он прочно вошел в систему

работы общеобразовательной школы. С позиций целостности образовательного процесса

основной организационной формой обучения является урок.

На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг

«Образование на протяжении всей жизни». Минимум фронтальной работы, максимум –

индивидуальных и групповых форм работы на уроке. Создание условий для проявления

самостоятельности учащихся. Сочетание требовательности и уважения к личности

учащегося. Доброжелательность, позитивность и конструктивность становятся важными

принципами современного урока. Также необходимо сочетание разных стратегий

преподавания с учётом вовлечения учащихся в деятельность через развитие

универсальных учебных действий. Современный урок требует активности учащихся,

открытости правил и процедур, уважения личности.

Требования к современному уроку:

-хорошее начало и хорошее окончание;

-четко сформулированные тема, цель, задачи урока;

— урок должен быть проблемным и развивающим

-учитель активизирует деятельность учащихся

-вывод делают сами учащиеся;

-минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

-времясбережение и здоровьесбережение

-учет уровня и возможностей учащихся;

-урок должен быть добрым.

Принципы педагогической техники:

— в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право

выбора;

— не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с

проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса;

— освоение учениками учебного материала преимущественно в форме деятельности,

ученик должен уметь использовать свои знания;

— максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся;

— регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов

обратной связи.

-не устанавливается жёсткая последовательность элементов, хотя определяется логика

построения;

-выделяются два блока (организационный и мотивационный), которые не имеют

локализации, пронизывают всё пространство урока;

-четыре блока помещены парами, так как на практике часто сложно отделить один от

другого (получение информации тесно связано с её осмыслением и анализом, а оценка

нередко дополняется рефлексией);

-выделенные элементы не заставляют учителя совершать конкретные действия (проверять

домашнее задание, выставлять отметки, говорить вводные слова, работать с учебником и

т.п.), потому что он сам должен решить, что ему конкретно стоит спланировать.

Во вводном слове учитель может обратить внимание на форму проведения занятия, на

способы работы на уроке (в группах, индивидуально, в общей дискуссии), на возможные

роли учащихся и т.п.

Более точно было бы назвать эту часть инструктированием или пояснением.

К организации занятия также относится создание пространства для работы (например

сдвинутые столы), формирование малых групп, озвучивание ожидаемых результатов

урока. Они обращены к учащимся и формулируются следующим образом (даётся

условный вариант):

В результате занятия вы сможете:

– дать определение понятиям;

– высказывать собственное мнение о проблемах и путях их решения.

Учитель должен ставить не три различные цели: обучающую, развивающую и

воспитывающую, а одну, обеспечивающую решение триединой цели всем строем работы

на уроке. Цель может ставиться не для одного урока, а для определенного периода

обучения (всего раздела, темы).

Например: «Формировать логические УУД анализа и обобщения на основе

самостоятельного открытия учащимися нового вычислительного приема сложения с

переходом через десяток».

Задачи должны быть предельно конкретны, соотноситься с этапами урока. Должны быть

сформулированы так, чтобы можно было проследить их реализацию в ходе урока

(«обеспечить мотивацию», «расширить представления о словах, к которым нельзя задать

вопрос», «установить правильность и осознанность изученного материала»).

формулировании ожидаемых результатов существует несколько особенностей:

формулировки максимально конкретны и проверяемы;

они связаны с компонентом знаний, умений и навыков, ценностных ориентиров

(фактически обращены к универсальным учебным действиям, о которых говорит ФГОС

ОО).

Например, учащиеся могут дать определение, привести 2-3 примера по теме.

Не менее важным является и мотивационный блок. Психологи определяют мотивацию как

«совокупность всех факторов (как личностных, так и ситуативных), которые побуждают

человека к активности». Для этого существуют разнообразные приёмы: рассмотрение

жизненной ситуации, сравнение нескольких высказываний, обсуждение картины (плаката,

карикатуры), использование фрагмента видеофильма, незаконченные фразы (предложения,

высказывания) и т.п.

Общие требования к мотивации на уроке:

-направленность на социальный опыт учащихся или их интересы;

-возможность высказывать разные точки зрения;

-связь с изучаемой темой или определёнными вопросами;

-необычность формы или манеры подачи материала;

-доступность для понимания (простота языка и способа изложения);

-проблемность или дискуссионность.

Сегодня учитель имеет значительно более широкий круг источников. Традиционные

устные и письменные источники могут быть дополнены графическими, электронными,

визуальными, вещественными, видеоресурсами.

Изменившаяся ситуация требует от системы образования не только загружать человека

набором сведений и фактов, а создавать условия для развития умений понимать и

осмысливать, искать и выбирать. Очень важно, чтобы информация была чёткой,

иллюстративной, разнообразной по форме (это особенно важно в современном

информационном обществе), корректной (в том числе и с научной точки зрения),

представляющей разные позиции (там, где это возможно и целесообразно), доступной для

понимания школьника (ориентированной на возрастные особенности и уровень

подготовленности).

Учащиеся должны уметь переводить текстовую информацию в графический формат и

наоборот, обобщать полученные данные, различать важное и второстепенное, сравнивать с

точки зрения общего и различий, синтезировать новый продукт своей познавательной

деятельности, проявлять творчество, выбирать из имеющихся альтернатив, формулировать

аргументы и контраргументы.

Оценка не сводится к выставлению отметок. Помимо формализованной стороны

(баллы, «зачёт незачёт» и т.п.), в оценивании показывается отношение каждого участника

урока к происходящему на уроке.

Ключевые положения:

-оценивание на занятии происходит в любом случае (нередко помимо воли того, кто

оценивает);

-оценка не должна умалять достоинство человека;

-следует оценивать учебные результаты, а не личностные особенности;

-важно открыто устанавливать и совместно обсуждать критерии оценок и отметок;

-оценивание не следует сводить к выставлению отметок учителем (стоит учитывать

потенциал самооценивания, взаимооценивания, внешней экспертизы и т.п.);

-оценка должна мотивировать к учению, а не «отбивать руки» у школьников.

Рефлексия является не просто подведением итогов, а видением процесса и осознанием

полученных результатов. Создаются условия для понимания того, что можно было бы

изменить, знания об удачных способах действий. Важно, чтобы учащиеся могли

сформулировать основную идею, перечислить основные виды своей деятельности на

уроке, ответить на вопросы: что нового узнали на занятии? Какой опыт приобрели в

учебной деятельности? Что было самым трудным на уроке? Что считают наиболее

важным? Что было наиболее интересным?

План урока должен быть точным, информативным и давать представление о

содержательных единицах урока, видах упражнений, формах организации деятельности

учащихся. Конечно, выполнение таких комментариев достаточно трудоёмко, поэтому не

может являться обязательным требованием к каждому конспекту урока. Но для освоения

ключевых идей ФГОС и осуществления учителем рефлексии собственной

профессиональной деятельности очень полезно хотя бы часть конспектов выполнять в

подобной форме.

Преимущества технологической карты

-использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной

рутинной работы;

-освобождает время для творчества учителя;

-обеспечивает реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников

педагогического процесса;

-снимает организационно- методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков,

выполнение учебного плана и т.д.);

-обеспечивает повышение качества образования

Критериями оценки урока НЕ являются

-Объём написанного учениками в тетрадях.

-Количество выставленных ученикам отметок.

-Количество упражнений, выполненных за урок.

-Устная или письменная форма выполняемых заданий.

-Однотипность или разнотипность содержания урока.

Наличие традиционных этапов урока.

1.Распределение времени по различным этапам.

2.Использование большого (малого) количества наглядных пособий.

3.Использование для работы на уроке учебника.

Критерии эффективности современного урока

Обучение через открытие .

Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым

вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

Развитие личности

Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

Демократичность , открытость

Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при

этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при

этом.

Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном

пространстве и поиск путей их решения.

Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию

Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример,

правило, закон, теорема или — выведенное самостоятельно понятие.

Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно –

поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Урок- клеточка педагогического процесса. В нём , как солнце в капле воды, отражаются

все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.

Желаю вам верить в свои силы;

быть терпеливыми, отзывчивыми;

быть мобильными, искать и находить;

крепкого здоровья;

любви, счастья, радости, тепла.__