Формирование информационной культуры личности обучающихся 1-11 классов

Автор : Скитева Елена Анатольевна
Образовательное учреждение: МБОУ «Сосьвиснкая СОШ»
Населенный пункт: ХМАО-Югра, Березовский район, п.Сосьва
Вид методической разработки: Рабочая программа
Тема: «Формирование информационной культуры личности обучающихся 1-11 классов»
Краткая аннотация:  Данная программа предусматривает постепенное накопление и углубление знаний о книге, библиотеке, новых информационных технологиях. Отдельные темы требуют необходимости повтора в разных возрастных группах с усложнением понятий по теме. Каждый раздел (ступень) снабжён списком литературы в помощь проведения занятий.

 

Пояснительная записка

 

Перед современными общеобразовательными учреждениями и публичными библиотеками стоит задача – научить подрастающее поколение ориентироваться в информационном пространстве.

Многообразие и постоянно растущий объём информации требует серьёзных навыков её поиска, оценки, отбора, переработки и хранения. Осуществить полноценную подготовку в этой области возможно только при совместной работе общеобразовательных учреждений и библиотек, и при интеграции процесса формирования информационной культуры во все учебные курсы и внеурочную деятельность. Эффективность данной работы возрастёт, как показывает опыт, при разработке и составлении совместных программ двух ведомств.

Данная программа предусматривает постепенное накопление и углубление знаний о книге, библиотеке, новых информационных технологиях. Отдельные темы требуют необходимости повтора в разных возрастных группах с усложнением понятий по теме.

Тематика занятий разработана для трёх ступеней:

I ступень — учащиеся 1-4 классов;

II ступень — учащиеся 5-8 классов;

III ступень — учащиеся 9-11 классов.

Для проведения занятий в общеобразовательных учреждениях и сельских библиотеках необходимо использовать различные формы работы: библиотечные уроки, книжные выставки, беседы, викторины, тематические вечера, устные журналы, конкурсы, КВНы и т.д. К традиционным занятиям добавляются занятия по компьютерной грамотности, работа в Интернете.

Занятия должны строиться в интерактивной форме и обязаны способствовать активизации познавательного интереса к той или иной теме.

В каждой возрастной группе в конце учебного года необходимо провести итоговое занятие, с целью закрепления пройденного курса I,  II и III ступеней с вручением сертификатов, для создания позитивного имиджа обучающихся по программе и мотивации дальнейшего её освоения.

Каждый раздел (ступень) снабжён списком литературы в помощь проведения занятий. Программа предполагает обучение в объёме 30 часов.

Сокращения, указанные в учебном плане: ПБ – педагог-библиотекарь, СБ — сельский библиотекарь, П — педагог.

Цель: постепенное накопление и углубление знаний о книге, библиотеке, новых информационных технологиях.

 

Учебный план

 

I Ступень: «Основы информационной грамотности»

 

№ темы Темы Всего

часов

Возрастная группа Ответственный
1. «Дом, в котором живут книги» 1 1 класс ПБ
2. «Каждый должен разбираться, как же с книгой обращаться» 2 1,2 класс ПБ
3. «Из чего состоит книга» 2 2,3 класс СБ, ПБ
4. «Художники детских книг» 1 4 класс ПБ
5. «Вести со всей Планеты» 1 3 класс СБ, ПБ
6. «Детское справочное бюро» 1 3 – 4 класс ПБ
7. «Как выбрать книгу в библиотеке» 2 3 – 4 класс СБ, ПБ
8. «Увлекательно о разных науках» 1 4 класс ПБ
9. Итоговое занятие «Город твоих друзей» 1 4 класс СБ, ПБ
ИТОГО: 12

 

II Ступень:   «В мире информации»

 

№ темы Темы Всего

часов

Возрастная группа Ответственный
1. «Читатель. Книга. Библиотека» 1 5 класс ПБ
2. «Книга и её создатели. Структура книги» 1 5 – 7 класс ПБ
3. «По страницам газет и журналов» 1 5-8 класс СБ,

ПБ

4. «Вселенная в алфавите» 1 6 класс ПБ
5. «Справочно-библиографический аппарат  библиотеки» 2 5 – 8 класс СБ, ПБ
6. «Что может компьютер в библиотеке?» 1 6-8 класс ПБ

 

7. «Моя домашняя библиотека» 1 7-8 класс ПБ
8. Итоговое занятие «Следствие ведут знатоки» 1 5 – 8 класс СБ, ПБ
ИТОГО: 9

 

III Ступень:  «Информационная культура – вторая грамотность»

 

№ темы Темы Всего

часов

Возрастная группа Ответственный
1. «С библиотекой в будущее» 1 9-10 класс СБ, ПБ
2. «Библиотека – как информационно-поисковая система» 2 9-11 класс ПБ, СБ
3. «Методы выбора книг в библиотеке» 1 9-10 класс ПБ
5. «Журнальный калейдоскоп» 1 11 класс ПБ
6. «Компьютерные технологии в библиотеке» 3 9-11 класс ПБ
7. Итоговое занятие «Информационная биржа» 1 9-11 класс СБ, ПБ
ИТОГО: 9

часов

 

 

I Ступень «Основы информационной грамотности»

 

Пояснительная записка

 

В работе с младшей группой важно учитывать, что дети ещё только овладевают техникой чтения. У них формируется отношение к книге как источнику знаний. В I ступени учебной программы предусматривается приобщение детей к книге, воспитание у них читательской активности.

Младшие школьники знакомятся с библиотекой, учатся выбирать книги по иллюстрациям, обложке, с книжных выставок, знакомятся со структурой книги.

Для более старшего возраста (3 класс) даются первоначальные знания о справочно-библиографическом аппарате (СБА) библиотеки, о систематическом каталоге, о связи каталога с расстановкой книг на полках.

В 4 классе дети знакомятся с более полным библиографическим описанием через рекомендательные библиографические пособия. Кроме книжных выставок, открытого доступа к книжному фонду, библиотекарь-педагог активно использует в данной работе систематический каталог и рекомендательные пособия малых форм.

Цель: приобщение детей к книге, воспитание у них читательской активности.

З – структуру книги, правила пользования книгой.

У – выбирать книги по иллюстрациям, обложке, с книжных выставок.

Н – библиографического описания через рекомендательные библиографические пособия.

 

Содержание программы

 

п/п

Название темы (раздела), урока Содержание учебного раздела Класс Кол-во часов Дата
1 Дом, в котором живут книги.    Знакомство с библиотекой: понятия «Библиотека», «Читатель», «Абонемент», «Читальный зал». Экскурсия по библиотеке. Праздник «Посвящение в читатели». Игра «Незнайка в библиотеке». 1 1
2 Каждый должен разбираться, как же с книгой обращаться.    Правила бережного обращения с книгой (беседа). Изготовление обложек, закладок. Выставка «обиженных» книг. Работа в «книжной лечебнице». 1

2

1

1

3 Из чего состоит книга.    Знать основные элементы книги: обложка, корешок, титульный лист, текст, иллюстрации, оглавление. Элементы книги – помощники в выборе книг (беседа). 3

2

1

1

4 Художники детских книг.    О творчестве художников – иллюстраторов. Писатели и художники в одном лице: Т. Маврина, В. Канашевич, Е. Чарушин, В. Сутеев и др. (беседа). Выставка книг с иллюстрациями этих художников. Выставка-конкурс на лучшую иллюстрацию к любимой книге. 4 1
5 Вести со всей Планеты.

 

   Понятие о газете и журнале. Знакомство с лучшими детскими журналами и газетами. Выставка и обзор газет и журналов. Рассказ о любимом журнале. 3 1
6 Детское справочное бюро.    Заинтересовать справочной литературой и научить ею пользоваться. Первые энциклопедии «Что такое. Кто такой», «Почемучка», «Я познаю мир», «Всё обо всём» и др. (беседа – обзор). Выставка – просмотр справочных изданий. Игра-поиск. 4 1
7 Как выбрать книгу в библиотеке.    Элементы книги – помощники в выборе книг. Книжные выставки, тематические полки, рекомендательные указатели (списки) литературы – их роль в выборе книг. Понятие «Библиография». Что такое каталог и зачем он нужен в библиотеке? Связь титульного листа книги и каталожной карточки. Связь отделов систематического каталога с расстановкой книг на полке. Игра «Найди книгу». 4

 

 

3

1

 

 

1

8 Увлекательно о разных науках.    Знакомство с фондом научно-познавательных книг, отличие их от художественных. Особенности расстановки этого фонда. Связь с систематическим каталогом (обзор-беседа). Самостоятельный поиск литературы по теме. 4 1
9 Итоговое занятие «Город твоих друзей». 4 1
Всего: 12

 

Используемые источники

Адамова Н.А. Будем знакомы!: [знакомство первоклассников с библиотекой] /Н.А. Адамова  // Читаем, учимся, играем. – М., 1998. – Вып. 4. – С 39-41.

Бирюкова Л.П. Первое посещение библиотеки: [библиотечный урок в 1 кл.] / Л.П.Бирюкова // Школьная библиотека . – 2003. – № 4. – С. 48-50

Бирюкова Л.П. Правила обращения с книгой: [библиотечный урок в 1 кл.] / Л.П.Бирюкова // Школьная библиотека. – 2003. – № 4. – С. 50-52

Луговских О.В. В этом таинственном лесу: [путешествие-викторина по детским книгам, о правилах обращения с книгой для 1 кл. / О.В.Луговских, З.Д. Ширяев //Читаем, учимся, играем. – 1998. – Вып. № 4. – С. 59-62.

Морау С. Знакомство с библиотекой: [бережное обращение с книгой: библиотечный урок в 1 кл.] / С. Морау // Школьная библиотека. – 2001. – № 4.–  С. 40-42

Морау С. Строение книги: [библиотечный урок во 2 –3 кл.] / С. Морау // Школьная библиотека.– 2001. – № 5. – С. 32-33

Постникова З.Б. Главный спутник любознательных: [ КВН по энциклопедии «Что такое. Кто такой» для 3-4 классов] / З.Б. Постникова // Читаем, учимся, играем. – М. 1998. – Вып. № 4. – С. 17-19

Чеботарёва И.Г. Твои первые энциклопедии: [библиотечный урок для 2-3кл.] / И.Г. Чеботарёва // Читаем, учимся, играем. – М., 1998.– Вып. 4. – С. 13-16.

 

 

II Ступень   «В мире информации»

 

Пояснительная записка

 

У учащихся 5-6 классов уже возникает потребность в комплексной библиографической информации по разным отраслям знаний. Необходимо формировать у читателей этой группы навыки пользования систематическим каталогом, картотекой статей, алфавитно-предметным указателем и справочными изданиями. Свободное ориентирование в библиографическом описании и умение использовать его в процессе самостоятельного поиска литературы.

В 7-8 классах более углубленное знакомство с различными частями СБА.

Необходимо провести практическое занятие по разысканию сведений о литературе, научить работать со справочными изданиями.

Цель: Свободное ориентирование в библиографическом описании и умение использовать его в процессе самостоятельного поиска литературы.

З – различные части СБА.

У – разыскивать сведения о литературе, работать со справочными изданиями.

Н – пользования систематическим каталогом, картотекой статей, алфавитно-предметным указателем и справочными изданиями.

 

Содержание программы

 

п/п

Название темы (раздела), урока Содержание учебного раздела Класс Кол-во часов Дата
1 Читатель. Книга. Библиотека.    Роль книги в жизни человека. Назначение библиотеки. Великие читатели. 5 1
2 Книга и её создатели. Структура книги.    Расширить знания подростков об элементах и структуре книги, использование их при выборе книг. Художники – иллюстраторы. Выставка-просмотр художественных и научно — познавательных книг. Презентация любимой книги. 5 1
3 По страницам газет и журналов.    Роль периодической печати в жизни общества. Краткая характеристика популярных детских и юношеских журналов. Использование материалов периодики в учебном процессе. Связь с систематической картотекой статей.  Выставка периодических изданий. Обзор газет и журналов. Практическое занятие по разысканию материалов по темам. Урок творчества «Один день жизни в нашу эпоху». 5 1
4 Вселенная в алфавите.    Справочная литература: энциклопедии – универсальные, отраслевые; словари, справочники, книги справочного характера. Правила пользования справочной литературой, использование её в учебном процессе (беседа-консультация). Выставка справочных изданий. Турнир эрудитов и знатоков справочной литературы. 6 1
5 Справочно-библиографический аппарат библиотеки.    Алфавитный, систематический каталоги; картотеки: систематическая, краеведческая, тематические; электронные каталоги.

Структура, назначение, поиск литературы по разным запросам. Самостоятельная работа с СБА: викторина – поиск, ролевая игра.

7

8

1

1

6 Что может компьютер в библиотеке?    Новые средства распространения информации в помощь учебе. Поиск информации с помощью компьютера. Демонстрация электронной базы данных. 6 1
7 Моя домашняя библиотека.    Рассказ – знакомство с домашними библиотеками, защита конкурсных сочинений. Выставка конкурсных сочинений о своих домашних библиотеках. 7 1
8 Итоговое занятие «Следствие ведут знатоки». Библиографическая игра. 5-8 1
Всего: 9

 

Используемые источники

 

Войченко Л. «Мы путешествуем с друзьями по словарям»: [вопросы и ответы для закрепления знаний, полученных на занятиях по ББЗ в 5-6 кл.] / Л.Войченко // Школьная библиотека. – 2000. – № 3. – С. 31-32

Войченко Л. Читатель. Книга. Библиотека: [игра «Поле чудес» по закреплению знаний по ББЗ в 5 кл.] / Л.Войченко // Школьная библиотека. – 2000. – № 3. – С. 30-31

Красногорская Г.П. Приглашение в Читалию: [библиотечная игра для учащихся 6-7 кл.: о библиотеке, истории книги, игра по детской энциклопедии] / Г.П.Красногорская // Читаем, учимся, играем. – М., 1998. – Вып. 4. – С. 22-25

Кривенко Л.В. Приключения словарёнка: [библиотечный урок в 5-6 кл.] / Л.В.Кривенко // Читаем, учимся, играем. – М., 2005. – Вып. 9. – С. 22-23

Куликова Н.П.: «Что такое книга, для чего она…»: [устный журнал, посвящённый Дню книгопечатания для 5-6 кл.] / Н.П.Куликова // Читаем, учимся, играем. – М., 1998. – Вып. 4. – С. 83-84

Нурлыгаянова С. Г. Структура книги: [библиотечный урок в 5, 7 кл.] / С.Г.Нурлыгаянова // Читаем, учимся, играем. – М., 1998. – Вып. 4. – С. 20-21

Полевина Е.В. Методика работы с иллюстрацией и литературными текстами в процессе библиотечных занятий с читателями-подростками 7-8 кл. / Е.В.Полевина // Школьная библиотека. – 2004. – № 5. – С. 43-52

Рудакова Н. Путешествие в страну каталогов: [библиотечный урок в 5-7 кл.] / Н.Рудакова // Школьная библиотека. – 2000. – № 4. – С. 31-34

Ступак Т.В. Путешествие в библиоград: [игра-путешествие по библиотеке для 5 кл.] / Т.В. Ступак // Читаем, учимся, играем. – М., 2005. – Вып. 2. – С. 49-50

Чайка Н.П. Юным книголюбам: [олимпиада для учащихся 7-8 кл. о труде библиотекаря; литературный кроссворд, конкурс знатоков книг; о рекомендательных пособиях и другие материалы и задания] / Н.П. Чайка // Читаем, учимся, играем. – М., 1998. – Вып. 4. – С. 22-25

Хохлова Г.А. «Корабль мысли»: [библиографическая викторина для 6-7 кл.] / Г.А. Хохлова // Читаем, учимся, играем. – М., 2005. – Вып. 9. – С. 18-21

Янина С.Д. «Аптека для души»: дидактический спектакль из истории книгопечатания, библиотек, библиотекарей: [в 5 кл.] / С.Д. Янина, М.Н. Медведева // Читаем, учимся, играем. – М., 1998. – Вып. 4. – С. 118-123: фото библиотекарей: М.Загоскина, В.Одоевского, Н.Лобачевского, А.Дельвига, Н.Крылова, В.Стасова

 

 

III Ступень «Информационная культура – вторая грамотность»

 

Пояснительная записка

 

У учащихся более старшего возраста наблюдается осознанное отношение к источникам библиографической информации. У них гораздо шире круг познавательных интересов, формируется избирательное отношение к литературе.

Информационная культура в этом возрасте становится неотъемлемой частью культуры личности.

В работе с данной группой необходимо формировать у них навыки обращения как к рекомендательным библиографическим пособиям, так и к источникам текущей библиографической информации («Книжное обозрение», «Летописи..»).

На занятиях с юношеством важно сделать акцент на формирование системы знаний о сети библиотек округа, района, села, а также познакомить их с крупнейшими библиотеками мира. Обратить особое внимание на воспитание у них умений и навыков использования СБА и компьютерных технологий при библиографическом разыскании, развитие у них библиографического мышления, умение работать с различными источниками информации и её аналитико-синтетической переработки.

Цель: формировать у учащихся навыки обращения, как к рекомендательным библиографическим пособиям, так и к источникам текущей библиографической информации.

З –  сети библиотек округа, района, села, а также крупнейшие библиотеки мира.

У – работать с различными источниками информации и её аналитико-синтетической переработки.

Н – использования СБА и компьютерных технологий при библиографическом разыскании.

Содержание программы.

 

п/п

Название темы (раздела), урока Содержание учебного раздела Класс Кол-во часов Дата
1 С библиотекой в будущее.    Крупнейшие библиотеки мира. Библиотечное обслуживание в нашем округе, районе, селе: история и современность. Из истории Югорских библиотек. 9 1
2 Библиотека как информационно-поисковая система.    Структура библиотеки. Назначение разных отделов библиотеки. Путешествие по книжному фонду. Экскурсия по библиотеке. 9

11

1

1

3 Методы выбора книг в библиотеке.    Источники библиографической информации. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Поиск и отбор литературы по теме. Библиографическая запись. Виды библиографических записей: книга, статья из периодического издания, глава или часть книги. Правила оформления списка литературы к реферату. 10 1
4 Журнальный калейдоскоп.    Знакомство с новинками в литературно-художественных журналах. Выставка, обзор. 11 1
5 Компьютерные технологии в библиотеке. Электронный каталог, фонд CD, выход в Интернет. 9

10

11

1

1

1

6 Итоговое занятие «Информационная биржа». Деловая игра.

 

9-11 1
Всего: 9

 

 

Используемые источники

 

Бесхлебникова В.А. Библиографический калейдоскоп: [олимпиада для учащихся 9-11 кл.: библиотека, каталоги, книги] / В.А. Бесхлебникова // Читаем, учимся, играем. – М., 1998. – Вып. 4. – С. 34-36

Голубева Е.И. Как составить реферат: памятка для старшеклассников [9-11 кл.] / Е.И.Голубева // Школьная библиотека. – 2004. – № 2. – С. 12-13

Голубева Е.И. Как работать с печатными изданиями: памятка-консультация для старшеклассников [9-11 кл.] / Е.И. Голубева // Школьная библиотека. – 2004. – № 1. – С. 24-28

Медведева М. В. «Следствие ведут знатоки»: [итоговое занятие по СБА для учащихся 8-9 кл.] / М.В.Медведева // Читаем, учимся, играем. – М., 1998. – Вып. 4. – С. 31-33

Стародубова Г. Информина: [сценарий зачётного учебного занятия по курсу «Основы информационной культуры для 9-11 кл.] / Т. Стародубова // Школьная библиотека. – 2002. – № 1. – С. 29-37