Школа здорового образа жизни.

Автор: Малахова Татьяна Викторовна

Образовательное учреждение: МБОУ «Средняя школа №10» г. Нижневартовска

Населенный пункт: г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский АО

Тема: Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа здорового образа жизни».

Раздел библиотеки: Программы

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Цель программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни» Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека.

Понятие образ жизни включает следующие составляющие: рациональное питание, физическую активность, личную гигиену, отношение к вредным привычкам, здоровый психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.

Актуальность и практическая значимость данной программы в воспитании здорового образа жизни подчеркиваются высокими статистическими показателями.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, пришедших в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4 %, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8 %. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.

Особое беспокойство вызывают слабоуспевающие дети, большинство которых из социально-неблагополучных, неполных семей. Значительная часть слабоуспевающих детей предъявляет многочисленные жалобы неврологического характера. Уровень здоровья у этой категории детей ниже, сниженным оказался и уровень физиологической зрелости.

Необходимо отметить, что половина детей не успевают с первого класса, а это значит, что они не были подготовлены к школьным нагрузкам при поступлении в школу, что в сочетании с неблагоприятными условиями в семье и явилось причиной социальной дезадаптации на самых ранних этапах обучения в школе.

Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:

умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);
проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья);
честен, самокритичен (нравственное здоровье);
коммуникабелен (социальное здоровье);
уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе творческой деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

чтение стихов, сказок, рассказов;
постановка драматических сценок, спектаклей;
прослушивание песен и стихов;
разучивание и исполнение песен;
организация подвижных игр;
выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
осуществление точечного профилактического массажа.
Основные задачи программы:

Обучающие:

обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека;
расширить представление учащихся о дорожной среде;
систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене;
научить ориентироваться в экстремальных ситуациях.
Развивающие:

развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье;
развитие элементарных представлений о структуре и функциях тела;
развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь).
Воспитательные:

способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью;
формирование установки на здоровый образ жизни;
стимулировать открытость при разговоре о вредных привычках;
усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением;
воспитывать эстетический вкус и аккуратность;
установление положительной психологической атмосферы в классе.
Возраст детей-участников программы — учащиеся начальной школы.

Основная форма работы – групповая.

Формы занятий: лекции, беседы, дискуссии, практические занятия, тренинги, семинары, анкетирование и тестирование, индивидуальные и групповые консультации, игровое моделирование, видеоуроки и домашние задания. Предполагается широкое использование технических средств (компьютеры, магнитофоны, видеотехника и др.), наглядных пособий (таблицы, схемы, фотографии, видео и звукозаписи и пр).

Учебная нагрузка — 1час в неделю: в 1 классе -– 33 часа в год, во 2-4 классах-34 часа.

Освоение обучающимися дополнительной образовательной программы определяется следующими методами диагностики: тесты, контрольные опросы, собеседования, выполнение контрольных заданий.

Формой подведения итогов будут праздники, семейные дни здоровья.

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;
понимание необходимости бережного отношения к природе;
могут быть сформированы:

понимание значения изучения курса «Основы здорового образа жизни»;
понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи;
понимание своей сопричастности к жизни страны;
понимание красоты окружающего мира.
ПРЕДМЕТНЫЕ

Обучающиеся научатся:

— различать полезные и вредные привычки;

— ухаживать за больным человеком;

— выполнять правила поведения в общественных местах, правила здорового образа жизни;

— различать и называть основные части тела человека;

— называть органы чувств и рассказывать об их значении;

— приводить примеры здоровой пищи;

— рассказывать о значимости и осмысленности человеческой жизни;

— приводить примеры взаимосвязи жизни природы и человека.

— выражать приветствие, благодарность, просьбу;

— выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;

— рассказывать о профессиях родителей и работников школы;

— проявлять уважительное отношение к окружающим людям;

— выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;

— приводить примеры видов труда людей;

Обучающиеся получат возможность научиться:

различать и приводить примеры эмоций человека;
называть основные возрастные периоды жизни человека;
рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;
рассказывать о пользе витаминов;
рассказывать о необходимости занятия спортом ;
различать вредные и полезные привычки;
различать виды эмоционального состояния человека;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные
Обучающиеся научатся:

понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;
понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить.
Учащиеся могут научиться:
осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий рабочей тетради;
замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.
Познавательные
Обучающиеся научатся:

понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
называть и различать эмоции, правила этикета, правила здорового образа жизни;
устанавливать тесную взаимосвязь правильного поведения и здоровья.
Обучающиеся могут научиться:

осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:

участвовать в диалоге при выполнении заданий;
оценивать действия одноклассников.
Обучающиеся могут научиться:

осуществлять взаимопроверку при работе в паре;
сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.
К концу 2 класса обучающиеся должны знать/уметь:

— вопросы отношения к окружающему миру;

— правила личной гигиены;

— формы поведения человека (успешные и неуспешные, уверенное и неуверенное, грубое);

— права человека, соблюдение которых способствует его уверенности в себе;

— статьи из Декларации прав ребенка, Конвенции о правах человека;

— что такое забота;

— что такое ответственность;

— что такое этикет;

— что такое семейные обязанности;

— что такое вредные привычки;

— о соблюдении режима дня;

— о профилактике нарушения зрения;

— правила закаливания.

К концу 2 класса обучающиеся могут уметь:

— характеризовать взаимосвязь элементов живой природы;

— характеризовать правила поведения в обществе;

— характеризовать способы противостояния принуждению;

— слушать собеседника;

— овладевать вербальными и невербальными формами поведения;

— выявлять зависимость уверенности и неуверенности от других людей;

— отстаивать свои права;

— различать успешные и неуспешные формы поведения в реализации своих прав;

— уверенно вести себя в определенных ситуациях;

— пользоваться средствами личной гигиены;

— вооружиться навыками безопасного взаимодействия с миром.;

— характеризовать состояние окружающей среды обитания;

— проводить закаливание организма.

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (видеотехники), наглядных пособий ( схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.

Программа состоит из пяти блоков:

Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.

Содержание психологического блока развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.

Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости.

Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.

Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бакунина М.И. Основы здорового образа жизни:учебное пособие для 1-4 классов.М.:ООО «Русское слово-учебник», 2017г.
Безруких М.М.Формула правильного питания:Блокнот для школьников. М:ОЛМА Медиа групп, 2013 г.
Маркин Н.И. Безопасностьна дорогах: Учебник-тетрадь для 2 кл.нач.шк.М,: ЭНАС-КЛАСС, 2013 г
Муркова М.В. Основы безопасности жизнедеятельности:учебное пособие для 2 класса. М.:ООО «Русское слово-учебник», 2017г
Региональная программа «Основы здорового образа жизни (ОЗОЖ)» / Павлова М.А. 2011 г.