Автор: Шарко Светлана Владимировна
Образовательное учреждение: ГБОУ гимназия 402 Колпинского района
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Тема: А.С. Пушкин «Зимний вечер». Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Цель урока:
добиваться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.
Задачи:
образовательные:
продолжить знакомство учеников с творчеством писателя;
познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта;
показать своеобразие пейзажной лирики А.С. Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа;
развивающие:
содействовать развитию мышления, самостоятельности, наблюдательности, навыков самоконтроля и самооценки;
развитие умения сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы;
развивать познавательные интересы детей;
отрабатывать навык выразительного чтения лирического текста;
воспитательные:
формировать представления учащихся о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа;
воспитание любви и уважения к людям старшего возраста;
воспитывать ответственность за выполненную работу.
УУД:
Предметные результаты
Ученик научится:
понимать смысл стихотворения;
понимать настроение лирического героя.
Ученик получит возможность научиться:
навыкам выразительного чтения лирического текста;
сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы.
Личностные результаты
У ученика будут сформированы:
знания основных моральных норм поведения,
представления о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа.
Ученик получит возможность для формирования:
первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения.
Регулятивные результаты
Ученик научится:
оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Познавательные результаты
Ученик научится:
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
осуществлять сравнение, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;
обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Ученик получит возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
воспринимать смысл небольшого текста;
соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
Коммуникативные УУД.
Ученик научится:
иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению;
Ученик получит возможность научиться:
принимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные высказывания;
задавать вопросы.
Методы и приемы:
методы словесной передачи информации и слухового восприятия (приемы: информационный рассказ, беседа);
методы передачи информации с помощью практической деятельности учащихся (выполнение практической работы);
методы наглядной передачи информации и зрительное восприятие (приемы: показ компьютерной презентации);
метод музыкального обобщения и систематизации.
Формы организации на уроке: групповая, работа в парах, индивидуальная.
Межпредметные связи: окружающий мир, музыка, ИЗО.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Дидактический материал: карточки, выставка книг произведений А.С. Пушкина, картина Н.Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина».
2. Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, аудиозапись романса Яковлева «Зимний вечер»
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация.
-Какой раздел начали изучать? ( Великие русские писатели)
-Для чего изучаем произведения великих русских писателей? (Они мастера русского языка, русского слова, многому учат)
III. Формулировка темы и цели урока.
Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством А.С. Пушкина, но прежде, чем мы узнаем, с каким произведением поэта познакомимся на уроке, я предлагаю вам послушать музыкальное произведение. Автор его композитор Вивальди. У него есть музыка о временах года. Послушайте и попробуйте определить, о каком времени года идет речь.
-Итак, выскажите свои мнения. Почему вы так думаете?
А вот как изобразил зиму известный художник Николай Крымов. Его картина называется «Зимний вечер»
Какое настроение вызывает у вас картина и музыка?Какие изобразительные средства использует художник?
Вывод: Передать настроение можно не только словами, но и красками, и музыкой.
— Откройте учебник и прочтите тему урока. (А. С. Пушкин «Зимний вечер».)
Как вы думаете, о ком или о чём будет стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер»?
Проверить правильность ваших предположений мы сможем, только прочитав и проанализировав данное произведение.
– Перед нами новое произведение А.С. Пушкина. Какую учебную задачу мы поставим сегодня на уроке?
Научиться анализировать стихотворение
Научиться его выразительно читать
IV. Введение детей в литературно-исторический контекст.
Это уже не первое произведение А.С.Пушкина, с которым мы знакомимся на уроках. А что мы знаем о жизни этого поэта?
Перед вами лежит текст,прочитайте его с карандашом в руках и подчеркните ту информацию, которая для вас ранее была незнакома. Поделитесь этой информацией со своим соседом по парте.
— Александр Пушкин родился 26 мая 1799 году и прожил всего 37 лет. Пушкин свои чувства начал очень рано выражать в стихотворениях. Первое свое стихотворение он написал в 6 лет на французскомязыке. Французский язык считался вторым родным для Пушкина. У Пушкина во время учебы в лицее была кличка «француз».. Кроме фехтования, российской и французской словесности, в которых он был отличником, с другими предметами у него как-то не сложилось..В рейтинге успеваемости А. Пушкин занимал 28 место из 30 возможных.Годы обучения в лицее для Пушкина были временем становления духа и прекрасной юности.
Пушкин был очень смелым поэтом: некоторые его стихи были направлены против царской власти и законов. Конечно, царю это не нравилось, и он решил наказать поэта..В 1825 году А.С. Пушкин был отправлен в очередную ссылку в село Михайловское.. Там он оказался совсем один, и только няня Арина Родионовна скрашивала его одиночество. В Михайловском он создал более 100 произведений, многие из которых написаны темными вечерами при свете лучины.Пушкину было очень грустно одному вдали от друзей. Не с кем было поговорить о новой книге, не с кем поспорить.. В долгие зимние вечера поэт много беседовал с няней, читал ей стихи, и также, как в детстве, любил слушать ее рассказы, песни и сказки.
Надеюсь, вы узнали что-то новое для себя из жизни и творчества Пушкина.
А вы когда-нибудь присутствовали при рождении стихотворения?
-Давайте представим, что мы сейчас находимся в домике Пушкина, в селе Михайловском, где он читает няне своё новое произведение.
Сядьте поудобнее, закройте глаза.
V . Первичное чтение стихотворения.
1. Чтение стихотворения учителем.
Учитель наизусть читает стихотворение.Под звуки вьюги
2.Проверка первичного восприятия стихотворения.
Что вы себе представили, слушая это стихотворение?
Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?
V I. Самостоятельная работа с текстом стихотворения.
– Не спеша, прочитайте стихотворение. Подчеркните карандашом слова и выражения, значения которых вам не понятны.
VII.Словарно — лексическая работа.
Работа в парах, Где можно найти значение непонятных слов?(работа с толковым словарем)
Веретено — ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.
Кроет — покрывает.
Лачужка — небольшая, старенькая избушка.
Обветшалая кровля — старая разрушающаяся крыша.
Б) В тексте этого произведения встречаются названия природных явлений. Как вы понимаете их значение?Самостоятельная работа.
Буря-ненастье с сильным разрушающим ветром.
Мгла — это сырой, холодный туман, непрозрачный воздух от тьмы, сумерек.
Вихрь – порывистое, круговое движение ветра.
Возьмите лист самооценки и оцените, как вы справились с этим заданием.
Самопроверка (на доске)
Куда нужно обратиться, чтобы узнать, что обозначают эти слова? (К толковому словарю).
Подберите синоним к слову Буря-, к слову лачужка- Вывод : Значения слов можно узнать и в словаре синонимов
VIII. Физкультминутка.
IX. Анализ лирического стихотворения.
– Давайте еще раз прочитаем текст и поразмыслим над его содержанием.
Автор делит своё произведение на части?
а) Работа над первой строфой.
Чтение учеником вслух.
— Какое явление природы описывает автор? (Бурю.)
— Какими словами автор создает образ бушующей бури? (Мглою небо кроет, крутит снежные вихри, завоет, заплачет, соломой зашумит, в окошко застучит.)
-Какой прием использует автор при описании бури? (Сравнение и олицетворение) — А теперь найдите в этой части текста, с чем автор сравнивает бурю.
(Со зверем: «То, как зверь она завоет…»;
С ребёнком: «То заплачет, как дитя…»;
С путником: «То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит».)
— Как вы думаете, зачем автор сравнивает природное явление с людьми, с животными, то есть с живыми существами?
(Чтобы читатель мог лучше представить картину ненастного зимнего вечера.)
— Автор рисует бурю и вой ветра с помощью звукописи. В тексте много слов со звуками, изображающими шум ветра, его порыва и завывание, похожие на рёв зверя:
(р) – «буря», «кроет», «вихри», «крутя», «зверь»;
(с), (з), (ч), (ш) – «зверь», «завоет», «обветшалой», «соломой», «зашумит», «запоздалый», «окошко», «застучит»;
(а), (о), (у), передающие вой ветра: «буря», «мглою», «небо», «кроет» и т.д.
— Какая погода описывается в начале стихотворения? (Ненастная)
— Как вы думаете, почему автор стихотворения начинает с описания ненастной картины природы? (Образ природы помогает автору передать своё настроение или настроение героя.Пейзаж не только передаёт, но и усиливает эти чувства)
— Случайно ли здесь такое описание зимнего вечера? (Природа тоже, как живое
существо, сочувствует героям произведения)
— Какие чувства лирического героя нужно передать при чтении? (Тоска, одиночество, тревога).
— Давайте в каждой строчке выделим наиболее важное на ваш взгляд, слово и выделим его голосом при чтении, т. е. расставим логические ударения.
Чтение первой строфы вслух.
б) Чтение второй строфы.
— Прочитайте вторую строфу.
Сохранился ли предмет описания? Какой основной мотив этой строфы?
— О ком говорит автор в этой части? К кому обращается? (О няне)
— Найдите в тексте слова, которыми он называет няню. («Моя старушка», «Мой друг»)
-Какое настроение у автора? (Грустное)
-Какими словами в тексте автор передаёт это настроение? («Ветхая лачужка», «печальна и темна», «бури завываньем», «утомлена», «дремлешь»).
— В этом стихотворении вся боль и тоска, переживания поэта, который находится в тяжелом безрадостном положении. В ссылке. Вдали от друзей и родных.
– Как поэт относится к няне? (С любовью и нежностью).(Лирический герой обращается к старушке, няне Арине Родионовне, оно проникнуто печалью. Рассказчика беспокоит, почему же «приумолкла старушка». Он относится к ней ласково, любя, тревожится о ней.)
— Как в этой строфе поэт называет няню?
— Какие чувства должны вы показать при чтении этой строфы?(Любовь , нежность
— Какими словами поэт создает картину одиночества, описывая свое жилище? / ветхое, печальное, темное /
— Эти слова подчеркните, они должны читаться с особым выражением. Какие слова выделим при чтении. Для чего мы это сделаем?
Чтение второй строфы вслух.
в) Чтение третьей строфы.
— Прочитайте третью строфу.
— Найдите слова, отражающие настроения автора. («Бедной юности моей»; «Выпьем с горя»; «Сердцу будет веселей»)
Дети приходят к выводу, что и здесь автору грустно и на сердце тяжело.
-Найдите слова, которыми поэт обращается к няне. («Добрая подружка»)
-С какой просьбой он обращается к няне? ( «Выпьем, добрая подружка»; «Спой мне песню»)
-Зачем поэт просит няню спеть песню? Как он говорит об этом? ( Чтобы поднять настроение:«Сердцу будет веселей»)
— Как лирический герой пытается изменить ситуацию? (Он пытается покончить с этим тягостным молчанием, оцепенением, дремотой, чувством одиночества и заброшенности, с настроением печали.Сначала он предлагает ей выпить для того, чтобы «сердцу было веселей», потом герой предлагает няне спеть песню, которую он явно знает с детства).
— Почему он просит спеть няню песню о синице, о девице? (Арина Родионовна олицетворяет для Пушкина народное начало, напрямую связывает его с миром фольклора). Какие слова выделим при чтении. Для чего мы это сделаем?
Чтение строфы вслух.
г) Чтение учеником четвертой строфы
-Прочитайте последнюю часть и проследите, изменилось ли настроение в конце стихотворения или осталось прежним. (В этой части повторяются первые четыре строчки, с которых начинается стихотворение, а за ними идёт первое четверостишие второй строфы)
-Случайно ли поэт так построил последнюю строфу? (Нет, в конце поэт преодолевает первоначальную грусть и тоску, хотя вначале и показывает ту же безрадостную картину)
-Сравните первую часть с последней: одинаковые они по настроению? (Но во второй части этой строфы автор снова говорит о няне и о том, что «сердцу будет веселей», и этим показывает, что именно няня помогает ему выйти из унылого и мрачного состояния своими песнями и тем, что находится рядом с поэтом.
Когда поэт говорит о няне, чувства и настроение у него совсем другие: тёплые, задумчивые, нежные, ласковые)
— Эта строфа построена очень интересно. В чем ее особенность?(Повтор).
— То есть Пушкин соединил зачем-то два отрывка из предыдущих строф. Зачем? (Повтором усиливает настроение героя от злой бури; он хочет избавить нас от печального чувства; хочет развеселить сердце.)
Обратите внимание на глаголы в начале и в конце стихотворения. В каком времени употребил их поэт и почему?
Х. Формирование умений и отработка навыков.
Обобщающая беседа.
-Для чего автор написал это стихотворение?
(-Чтобы рассказать о своих чувствах.
-Чтобы поделиться с читателем своими чувствами и переживаниями.
-Это стихотворение не о картинах природы, а о чувствах человека.)
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
XI. Выбор тона чтения стихотворения.
-Как надо читать стихотворение? (Спокойным, напевным, ритмичным окрашенным грустью и печалью, ласковое обращение к няне.Надо прочесть так, чтобы слушатели тоже прониклись сочувствием к горькой судьбе поэта).
XII. Чтение стихотворения учениками.
1) Выразительное чтение двух учеников.
Чьё чтение вам понравилось больше и почему?
XIII. Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?
(Да, можно)
— При помощи, каких средств композитор пишет музыку?
( Для этого он используют средства музыкальной выразительности)
— Назовите их.
( Темп, динамика, лад, мелодия, исполнитель).
— Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. Прочитаем их.
Д. «Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя»
— Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки. Для этого возьмите карточку и подчеркните нужные характеристики.
ХIV.Работа в группах.
Карточка
ТЕМП (быстрый, медленный)
ДИНАМИКА (громко, тихо)
ИСПОЛНИТЕЛЬ (хор, солист)
ЛАД (мажор, минор)
МЕЛОДИЯ (бодрая, спокойная, взволнованная)
— Что выбрали – прочитайте.
Дети зачитывают различные варианты ответов.
— Попробуйте тихо напеть эти строки
Дети по желанию напевают четверостишие вслух. Возьмите лист самооценки
-Вы побывали в роли настоящего композитора и сумели передать настроение и характер стихотворения в музыке с помощью средств музыкальной выразительности. А теперь давайте послушаем как это стихотворение «услышал» профессиональный композитор. К этому стихотворению лицейский друг Пушкина Михаил Яковлев написал музыку. Послушайте романс «Зимний вечер» в исполнении Олега Погудина
(Звучит романс «Зимнмй вечер» в исполнении Олега Погудина.)
-Удалось ли композитору передать в музыке грусть, тоску поэта?
Вывод: Передать настроение можно не только красками, но и словами, и музыкой.
XIV .Рефлексия.
Подведение итогов урока.
Смогли ли мы выполнить задачи, которые ставили перед собой на этом уроке?
— Молодцы! Вы сегодня замечательно поработали. Выразили свое мнение о литературном произведении.
Пусть в вашей жизни будут вьюги и метели, но на смену всегда приходит солнечное утро.
XV . Домашнее задание (по выбору):
. Домашнее задание по выбору.
• Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зимний вечер».
• Выучить две первые строфы стихотворения наизусть.
Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Зимний вечер».
-Сравнить два стихотворения «Зимнее утро» и «Зимний вечер»(тему, идею, настроение, героев)
Используя ссылки, которые я дала можно подготовить виртуальную экскурсию по экспонатам, находящимся в этих музеях.