«Дифференциация звуков [т] – [д], [т’] – [д’]»

Автор: Иокерс Ольга Анатольевна

Образовательное учреждение: МАДОУ детский сад 46

Населенный пункт: г. Киселевск, Кемеровская область

Тема: «Дифференциация звуков [т] – [д], [т’] – [д’]»

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Дата публикации: 05.04.2019

Цель: актуализация и формирование представлений о звуках и буквах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

— учить дифференцировать звуки и буквы в слогах и словах;

— совершенствовать навыки звукового, слогового анализа, буквенного анализа;

— формировать навык чтения слогов;

— совершенствовать грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие:

— развивать фонематический слух, фонематическое восприятие;

— развивать зрительное, слуховое внимание;

— развивать связную, диалогическую речь;

— развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные:

— воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности

Оборудование:

мультимедийное оборудование, презентация с интерактивной игрой раздаточный материал, предметные картинки, карандаши, флажки зеленого и синего цветов.

Ход деятельности.

I.Организационный момент.

Дети входят под веселую музыку.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас в гостях побывают необычные герои. А для того, чтобы мы узнали, кто сегодня будет с нами играть — необходимо выполнить задание.

Игра-упражнение «Раздели слова на слоги»

Дети получают предметные картинки, называют ее, говорят сколько слогов в названии этой картинки.

II. Основная часть.

Посмотрите на экран. Узнайте мультипликационных героев.

Сегодня у нас в гостях знаменитые Том и Джерри. Они хотят с нами поиграть, но они не знают, что такое звуки и буквы. А вы знаете, что такое звуки и буквы, чем они отличаются. Расскажем об этом нашим гостям. (Ответы детей о различии звуков и букв).

А для того, чтобы помочь Тому и Джерри нам необходимо подготовиться – выполним гимнастику – артикуляционную.

Артикуляционная гимнастика

(Динамические упражнения – выполняются по тексту)

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» —

Удивляется народ.

Улыбнись, не будь груба,

Здравствуй, верхняя губа!

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка – щеки впали:

Видно, есть ему не дали.

А теперь уж не зубами –

Я пошлепаю губами:

«У быка губа тупа,

Па-па-па, па-па-па».

Теперь вы готовы помочь Тому и Джерри?

Упражнение «Определи первый звук в слове»

Том приготовил загадки – он хочет узнать первый звук в отгадках на эти загадки.

(Ответы на загадки сопровождаются игрой-презентацией)

Стук да звон! Стук да звон! –

За поклоном – поклон.

Звон да стук! Звон да стук! –

Только щепки – вокруг…(топор)

В огороде — желтый мяч,

Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна,

Вкусные в нем семена…(тыква)

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез…(туча)

Звук [т]. Дети дают характеристику звуку

— согласный, твердый, глухой – обозначаем синим цветом.

Какой буквой обозначается звук [т]? Буквой Т.

Джерри тоже приготовил загадки – он хочет узнать первый звук в отгадках на его загадки.

Снова туча набежала,

Очень сыро, мокро стало.

Яркий зонтик раскрываем

От него себя спасаем!.. (дождик)

Всем она давно знакома –

Ждет послушно возле дома,

Только выйдешь из ворот –

Куда хочешь поведет…(дорога)

Из трубы выходит что-то.

Нам поймать его охота!

Но уходит в небеса,

От него лишь полоса!

Он всегда неуловим,

Потому что это…(дым)

Звук [д]. Дети дают характеристику звуку

— согласный, твердый, звонкий – обозначаем синим цветом.

Какой буквой обозначается звук [д]? Буквой Д.

Упражнение «Определи мягкий звук»

Посмотрите не экран. Какого цвета вы видите букву Д? Почему она может быть зеленая? (Ответы детей). Потому что обозначает мягкий звук.

Джерри приготовил картинки, названия которых начинается на мягкий звук [д’], проверим правильно ли он сделал?

Картинки на экране: дом, дельфин, дятел, дракон, дерево, дыня, дверь, диван. (Ответы детей).

Том тоже приготовил картинки, названия которых начинается на мягкий звук [т’], проверим правильно ли он сделал?

Картинки на экране: телефон, телевизор, трава, теремок. (Ответы детей).

Игра «Подними флажок»

Необходимо поднять синий или зеленый флажок, определив звук [т], [д], [т’], [д’] в словах.

Слова (картинки на экране): петух, индюк, улитка, крокодил, тигр, дерево, телега, диван, ведро, матрешка, помидор, кеды, перчатки, куртка, подушка, чемодан, утюг, доска.

Динамическая пауза

(движения в соответствии с текстом)

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

Две руки за спину спрячем,

И на двух ногах поскачем!

Я прошу подняться

Вас – это «раз»,

Повернулась голова-

Это «два».

Руки вниз, вперед,

Смотри – это «три».

С силой их к плечам

Прижать – это «пять».

Всем ребятам тихо

Сесть – это «шесть».

Интерактивная игра «Звуковой анализ слова»

На экране появляются слоги. Дети читают слоги, дают характеристику каждому звуку, появляются круги соответствующего цвета. Дети заносят ответы в раздаточные листы.

«Напиши букву»

В раздаточных листах дети пишут буквы.

«Раскрась картинку»

В раздаточных листах раскрашивают картинки.

«Прочитай имя»

В раздаточных листах, около изображений персонажей написаны имена: Том, Джерри (дети, не умеющие читать, визуально соотносят (воспринимают) имена этих персонажей.

III. Завершение.

Тому и Джерри очень понравилось играть с нами. Как вы думаете, Том и Джерри теперь знают, чем отличаются звуки и буквы?

Расскажите, какие игры и задания вам запомнились и больше всего понравились?

Что нового вы узнали? Чему можете научить своих друзей?