Формирование элементарных математических представлений.

Автор: Мансурова Анна Алексеевна

Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад № 10»

Населенный пункт: г. Петропавловск-камчатский, Камчатский край

Тема: Формирование элементарных математических представлений.

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Цель: развитие математических представлений у детей 3-4 лет.

Задачи:

Образовательные: Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, детали конструктора (куб (кубики), кирпичик)). Закреплять умение сравнивать предметы по количеству (один, много, ни одного), размеру: большой-маленький; формировать умение сравнивать два предмета по длине: длинный-короткий, по высоте: высокий-низкий. Закреплять умение детей самостоятельно выкладывать предметы по образцу. Закреплять название основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый.

Развивающие: развивать мыслительные операции, развивать внимание, память, речь, логическое мышление. Формировать конструктивные умения.

Воспитательные: Воспитывать стремление оказывать помощь другим; воспитывать интерес к математике, самостоятельность, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца.

Предварительная работа:

— в повседневной жизни играть в дидактические игры: «Кто больше принес игрушек?»; «Угостим зверей»; «Чья дорожка длиннее?» «Перепрыгнем через ручеек». «Собираем бусы»; «Какой фигуры не стало».

Оборудование:

Демонстрационный материал: проектор, две дорожки: красная длинная, желтая коротка, геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник,

мягкий большой конструктор, корзинка с пирожками.

Раздаточный материал: тарелочки с геометрическими фигурами, карточки с «бусами».

Место проведение: групповая (на ковре и за столом)

Ход деятельности:

Организационный момент:

Воспитатель: Встаньте рядышком друг другу, словно месяц, — полукругом».

Каждое утро мы говорим друг другу «Доброе утро». Давайте скажем эти утренние волшебные слова и нашим гостям,

Дети: Доброе утро.

Воспитатель: молодцы.

Воспитатель: Ребята, я сегодня хочу вас пригласить в сказку, а в какую вы отгадаете сами: За лесочком, на опушке, чья-то спряталась избушка.

Не избушка, ТЕРЕМОК, он не низок, не высок. (1 слайд). Как называется сказка?

Дети: теремок.

Воспитатель: Герои этой сказки просят помочь им поселиться в теремке, а для этого нам нужно с ними поиграть. Поможем нашим героям?

Дети: да

Воспитатель: а чтобы очутиться в сказке, закрывайте ребята глазки (музыкальное сопровождение — русская народная мелодия).

Основная часть:

Воспитатель: Как по полю мышка бежала теремок увидала, а к терему 2 дороги ведут Какие? (слайд 2).

Дети: длинная красная и короткая желтая,

Воспитатель: Игра «Помоги мышке». (Мышка запуталась, по какой дорожке ей быстрее добраться до домика? Красной или по желтой? почему?

Дети: по короткой желтой. Потому что желтая дорожка короче и быстрее, чем длинная красная.

Воспитатель: пойдемте по короткой желтой дорожке. (дети идут за воспитателем по короткой дорожке) молодцы. По какой мы дорожке быстрее добрались до теремка?

Дети: по желтой короткой дорожке. (слайд 3)

Воспитатель: А сказка продолжается.

Вот лягушка из болота: «В теремке мне жить охота». (слайд 4)

Пока до теремка скакала все бусы растеряла

Плачет бедная: « Беда! Помогите, детвора!»

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем лягушке?

Игра «Помоги лягушке». посмотрите, лягушка только часть от бус потеряла, нам с вами нужно продолжить собирать бусы, будем чередовать бусинки по форме.

(работа за столами).

Воспитатель: Вика а из каких геометрических фигур ты собирала бусы?

Дети: круг и квадрат. (спросить несколько детей).

Воспитатель: молодцы.

Теперь лягушка довольная поскакала прямо к теремку, и стала там жить вместе с мышкой. (слайд 5).

Воспитатель: Тут на опушку выскочил зайчик, посмотрел а вокруг нет друзей — зайчиков. Раз мы с вами в сказке — превращаю вас в зайчиков. Давайте поиграем с зайкой. (слайд 6)

Физкультминутка «Зайка».

( движения в соответствии с текстом).

Скачут, скачут во лесочке,

Зайцы –серые клубочки.

Прыг-скок, прыг-скок-

Встал зайчонок на пенек.

Всех построил по порядку

Стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! руками машут вместе.

Три! присели дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре! Потянулись, и нагнулись.

Пять! Все встали и снова поскакали.

Упражнение для глаз:

Вверх морковку подними,

На нее ты посмотри. (смотрят вверх глазками).

Вниз морковку опусти (смотрят вниз глазками).

Только глазками смотри: вверх –вниз, вправо-влево.

(глазками смотрят вверх-вниз, вправо-влево).

Ай да заинька умелый!

Глазками моргает (моргают глазками).

Глазки закрывает. (закрывают глазки).

Открыли глазки.

Теперь у Вас здоровые глазки.

Воспитатель: вот и зайка в теремке живет. (слайд 7)

Воспитатель: Тише, тише не шумите, кто-то к нам идет сюда.

Ну конечно же, волк и лиса. Пока к теремку шли, корзиночку нашли.

А в корзинке пирожки. (слайды 8).

Воспитатель: Стали спорить, никак не могут пирожки поделить. Просят помочь им. Поможем волку и лисе?

Дети: да

Игра: «Помоги лисе и волку». Посмотрите ребята, сколько пирожков в корзине.

Дети: много.

Воспитатель: волк и леса просят раздать по пирожку, и узнать, всем ли хватит пирожков и не останется ли лишний пирожок. Сколько у тебя Кирилл пирожков?

Ребенок: один.

Воспитатель: опросить несколько детей

Воспитатель: А в корзинке сколько?

Дети: Ни одного.

Воспитатель: остались ли лишние пирожки?

Дети: нет

Воспитатель: у всех по одному, давайте положим пирожки в корзину и отдадим лисе с волком, они угостят зверей в теремке. Положили пирожки в корзину. Сколько опять стало в корзине пирожков?

Дети: много.

— Волк и лиса добрыми были, в теремке всех пирожками угостили. (слайд 8)

Воспитатель: медведь идёт. Вдруг увидел теремок – громко так заревёт:

«Вы пустите меня в теремок!» (слайд 9).

Испугались звери, отвечают: мишка ты большой, а звери ребята какие?

Дети: маленькие.

Воспитатель: а еще ты мишка высокий, а теремок?

Дети: низкий.

Воспитатель: влезет ли мишка в теремок?

Дети: нет.

Воспитатель: почему?

Дети: медведь большой, а звери маленькие, теремок низкий а медведь большой

Воспитатель: правильно, молодцы.

А давайте ребята можем нашему мишке и другим героям сказки построить новый, большой, красивый теремок, чтобы им всем места хватило в теремке.

Конструирование теремка из большого, мягкого конструктора.

Воспитатель: будем свами строителями. Построим теремок из кирпичиков и кубиков, а крышу сделаем из треугольника — называется она призма.

Заключительная часть:

-Молодцы ребята красивый теремок построили. (10 слайд)

-скажите в какой сказке мы побывали? (в сказке теремок).

-мы свами помогли мышке пройти по желтой короткой дорожке,

— а лягушке бусы собирали)

— лисе и волку помогли пирожки посчитать.
— все зверята говорят вам: «Спасибо за помощь».

— вот и сказке конец, а кто помогал молодец.