Игра — путешествие «Путешествие в мир гласных звуков».

Автор: Кожевникова Дарья Олеговна

Образовательное учреждение: ГБДОУ №34 Красногвардейского района

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Игра — путешествие «Путешествие в мир гласных звуков».

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Цель:

-Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы] .

Задачи:

Образовательная:

-Закреплять знания детей о гласных звуках.

-Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.

-Познакомить детей с новым словом «артикуляция».

-Продолжать учить определять количество слогов в слове.

-Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.

-Обучать звуко — буквенному анализу слова АУ.

-Учить составлять предложение.

Развивающая:

-Развивать речь, внимание, мышление.

-Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитательная:

-Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

-Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Оборудование:

Демонстрационный материал: музыка из м/ф «Маша и медведь»: «Про следы», Три желания»,знаки-символы звуков(звуковички), кленовые листья с предметными картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами, цветные карандаши, большая картинка с изображением игрушек, схема с фишками, картинки Маши и Медведя, нарисованная корзина с грибами, большие буквы для составления предложения, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть.

Раздаточный материал: карточки (осенние листья) с картинкой и схемой, касса букв и слогов, фишки для звуко-буквенного анализа, природный и бросовый материал для выкладывания букв.

Ход деятельности:

-Ребята, вы слышите? (раздается музыка : звуки осеннего леса, дождя, птиц улетающих на юг)

-Что это за звуки? (ответы детей)

— Какое время года вы представляете, слушая эту музыку?(ответы детей)

-Ребята, а сейчас давайте закроем глаза и представим ,что мы с вами в осеннем — (фон – звуки осеннего леса)

Осень в лесу!

Заходим в осенний лес!

Много здесь вокруг чудес!

Вот берёзки золотые шумят

Под берёзками грибочки стоят

В корзинку прыгнуть хотят!

(пока дети»гуляют»по лесу ,воспитатель выставляет корзину)

— Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!

— Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить? (ответы детей, звучит музыка из м/ф «Маша и медведь»: песенка «Про следы»)

— Узнали, кто этот герой? (ответы детей)

— Как вы думаете, куда же Маша так спешила, что оставила корзинку? (ответы детей)

— Посмотрим, что же Маша нам несла. (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)

-Кто это?(ответы детей)

— Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)

— Что нам помогло узнать звуковичков?(ответы детей)

— Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.

— Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?(ответы детей)

— Какие это звуки? (ответы детей)

Почему? ( ответы детей: их можно пропеть, протянуть)

— Каким цветом обозначаются гласные? (ответы детей)

-Поэтому звуковички всегда в красных башмачках!

— Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт)

— Ребята, Маша оставила в корзине «Волшебные конверты». Возьмите каждый по конверту и определите на ощупь, что находится в них. (если дети не угадывают, им можно предложить посмотреть через конверт на свет)

— Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!

— Ребята, чем отличается буква от звука? (ответы детей)(Раздается звуки легкого ветерка, на ковре лежат листья)

— Посмотрите, ветерок принес нам много разноцветных листьев. Давайте их соберём в один букет. Возьмите по одному листочку.

— А листики необычные, с картинками на обратной стороне.

— Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте с какого звука начинается данное слово. ( Игра «Найди пару»)

— А сейчас мы потанцуем с листочками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картинки начинается с того же звука, что и у вас.

— Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с листочками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако…)

-Ребята, какой звук объединяет вашу пару? Почему? ( Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)

— Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?

(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)

— Ветерок принёс нам ещё листочки.(на столах) (Игра «Найди звук»)

— А как называется явление природы, когда листья опадают, летят, летят и кружатся?(ответы детей)

— Звуковички заскучали и хотят с вами поиграть,(дети парами садятся за столы)

— С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим -[э], …[и],…[ы] .

— На ваших листочках изображены картинки и схемы к ним. Что же мы будем делать? (ответы детей)

— Вам нужно выделить голосом данный звук в слове, определить место этого звука в слове и закрасить соответствующий круг.

— Каким цветом?

— Определим с вами, слово «игрушки» длинное или короткое слово?

— Почему вы так думаете? (ответы детей)

— Правильно! Молодцы!

-Разделите слово на части, или слоги. Сколько слогов?

(дети хлопками определяют количество слогов в слове)

— Ребята, как ещё узнать сколько слогов в слове?(ответы детей)

— Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков – столько и слогов.

-Какие же звуки и сколько мы слышим в слове «игрушки»?

— Молодцы!

— Ребята, давайте мы перевернем листья, какие они на ощупь? (ответы детей)

— Предлагаю вам выложить любую букву на бархатистых листочках для Звуковичков из природного и бросового материала, который вы видите на столе. (на тарелочке лежат пуговицы,арбузные семечки, шляпки от желудей и т.д.)( Игра на развитие мелкой моторики рук «Выложи букву»)

— Ребята, вернёмся с вами в лес, может встретим Машу и Мишу.(дети выходят на ковёр)

— Ой, смотрите, закапал дождь. ( Физкультминутка «Дождик».)

Капля раз, капля два

(ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)

Очень медленно сперва

(тоже самое)

А потом, потом, потом

(руки сгибаются в локтях)

Всё бегом, бегом, бегом

(бес с ускорением на месте)

Мы зонты свои раскроем

(остановиться, руки в разные стороны)

От дождя себя укроем.

(изображается над головой вид «зонтика»)

— Ребята, Маша уже давно гуляет по лесу, возможно она заблудилась.

— Ой, ребята, у нас здесь загрустили 2 звуковичка [а] и [у]

— Какое маленькое слово можно составить из этих звуков, которое пригодится Маше, чтобы её нашли? (ответы детей)

— Правильно! Это слово АУ.

— Произнесём это слово тихо …, а теперь громко …

— Никто не откликается.

— В таком случае, выложим это слово с помощью фишек и букв. (дети садятся за столы)

— Слово обозначим длинной полоской, вы выкладываете у себя на столе, а я – на доске.

— Сколько слогов в слове АУ?(ответы детей)

— Верно!

— Из скольких звуков состоит это слово?

— Какой первый звук?

— Обозначим звук [а] фишкой. Какого цвета? Почему?

— Какой второй звук в слове АУ?

— Кирилл пойдёт к доске и поставит фишку.

— Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы – протяжно поёте каждый звук в слове.

— А теперь обозначим звуки буквами. (воспитатель вызывает ребёнка)

— Открываем кассу букв. Какой буквой обозначим первый звук?

— Находим нужную букву и кладём на соответствующую фишку.

— Прочитаем слово хором. (ИКТ появляются картинки Маши и Миши.)

— Вот и откликнулись Маша и Миша, оказывается они грибы собирали, вот и набрали целую корзину.

получится?

Рефлексия.

— Какие звуки мы вспомнили?(ответы детей)

— Какие это звуки? Почему?(ответы детей)

— Чем звуки обозначаются на письме?(ответы детей)

— Чем звуки отличаются от букв?(ответы детей)

— Какие задания были интересными, и понравились вам больше? (ответы детей)

-А что вам показалось трудным?(ответы детей)

— Ребята, в корзине у Медведя лежат смайлики, но они разные.Посмотрим.

— Чем они отличаются?(ответы детей) (настроением: радость, задумчивость, грусть)

— Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого смайлика, а если совсем трудно – грустного.