Автор: Кожевникова Дарья Олеговна
Образовательное учреждение: ГБДОУ №34 Красногвардейского района
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Тема: Игра — путешествие «Путешествие в мир гласных звуков».
Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория
Цель:
-Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы] .
Задачи:
Образовательная:
-Закреплять знания детей о гласных звуках.
-Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.
-Познакомить детей с новым словом «артикуляция».
-Продолжать учить определять количество слогов в слове.
-Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.
-Обучать звуко — буквенному анализу слова АУ.
-Учить составлять предложение.
Развивающая:
-Развивать речь, внимание, мышление.
-Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.
Воспитательная:
-Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
-Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Оборудование:
Демонстрационный материал: музыка из м/ф «Маша и медведь»: «Про следы», Три желания»,знаки-символы звуков(звуковички), кленовые листья с предметными картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами, цветные карандаши, большая картинка с изображением игрушек, схема с фишками, картинки Маши и Медведя, нарисованная корзина с грибами, большие буквы для составления предложения, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть.
Раздаточный материал: карточки (осенние листья) с картинкой и схемой, касса букв и слогов, фишки для звуко-буквенного анализа, природный и бросовый материал для выкладывания букв.
Ход деятельности:
-Ребята, вы слышите? (раздается музыка : звуки осеннего леса, дождя, птиц улетающих на юг)
-Что это за звуки? (ответы детей)
— Какое время года вы представляете, слушая эту музыку?(ответы детей)
-Ребята, а сейчас давайте закроем глаза и представим ,что мы с вами в осеннем — (фон – звуки осеннего леса)
Осень в лесу!
Заходим в осенний лес!
Много здесь вокруг чудес!
Вот берёзки золотые шумят
Под берёзками грибочки стоят
В корзинку прыгнуть хотят!
(пока дети»гуляют»по лесу ,воспитатель выставляет корзину)
— Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!
— Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить? (ответы детей, звучит музыка из м/ф «Маша и медведь»: песенка «Про следы»)
— Узнали, кто этот герой? (ответы детей)
— Как вы думаете, куда же Маша так спешила, что оставила корзинку? (ответы детей)
— Посмотрим, что же Маша нам несла. (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)
-Кто это?(ответы детей)
— Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)
— Что нам помогло узнать звуковичков?(ответы детей)
— Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.
— Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?(ответы детей)
— Какие это звуки? (ответы детей)
Почему? ( ответы детей: их можно пропеть, протянуть)
— Каким цветом обозначаются гласные? (ответы детей)
-Поэтому звуковички всегда в красных башмачках!
— Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт)
— Ребята, Маша оставила в корзине «Волшебные конверты». Возьмите каждый по конверту и определите на ощупь, что находится в них. (если дети не угадывают, им можно предложить посмотреть через конверт на свет)
— Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!
— Ребята, чем отличается буква от звука? (ответы детей)(Раздается звуки легкого ветерка, на ковре лежат листья)
— Посмотрите, ветерок принес нам много разноцветных листьев. Давайте их соберём в один букет. Возьмите по одному листочку.
— А листики необычные, с картинками на обратной стороне.
— Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте с какого звука начинается данное слово. ( Игра «Найди пару»)
— А сейчас мы потанцуем с листочками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картинки начинается с того же звука, что и у вас.
— Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с листочками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако…)
-Ребята, какой звук объединяет вашу пару? Почему? ( Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)
— Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?
(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)
— Ветерок принёс нам ещё листочки.(на столах) (Игра «Найди звук»)
— А как называется явление природы, когда листья опадают, летят, летят и кружатся?(ответы детей)
— Звуковички заскучали и хотят с вами поиграть,(дети парами садятся за столы)
— С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим -[э], …[и],…[ы] .
— На ваших листочках изображены картинки и схемы к ним. Что же мы будем делать? (ответы детей)
— Вам нужно выделить голосом данный звук в слове, определить место этого звука в слове и закрасить соответствующий круг.
— Каким цветом?
— Определим с вами, слово «игрушки» длинное или короткое слово?
— Почему вы так думаете? (ответы детей)
— Правильно! Молодцы!
-Разделите слово на части, или слоги. Сколько слогов?
(дети хлопками определяют количество слогов в слове)
— Ребята, как ещё узнать сколько слогов в слове?(ответы детей)
— Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков – столько и слогов.
-Какие же звуки и сколько мы слышим в слове «игрушки»?
— Молодцы!
— Ребята, давайте мы перевернем листья, какие они на ощупь? (ответы детей)
— Предлагаю вам выложить любую букву на бархатистых листочках для Звуковичков из природного и бросового материала, который вы видите на столе. (на тарелочке лежат пуговицы,арбузные семечки, шляпки от желудей и т.д.)( Игра на развитие мелкой моторики рук «Выложи букву»)
— Ребята, вернёмся с вами в лес, может встретим Машу и Мишу.(дети выходят на ковёр)
— Ой, смотрите, закапал дождь. ( Физкультминутка «Дождик».)
Капля раз, капля два
(ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)
Очень медленно сперва
(тоже самое)
А потом, потом, потом
(руки сгибаются в локтях)
Всё бегом, бегом, бегом
(бес с ускорением на месте)
Мы зонты свои раскроем
(остановиться, руки в разные стороны)
От дождя себя укроем.
(изображается над головой вид «зонтика»)
— Ребята, Маша уже давно гуляет по лесу, возможно она заблудилась.
— Ой, ребята, у нас здесь загрустили 2 звуковичка [а] и [у]
— Какое маленькое слово можно составить из этих звуков, которое пригодится Маше, чтобы её нашли? (ответы детей)
— Правильно! Это слово АУ.
— Произнесём это слово тихо …, а теперь громко …
— Никто не откликается.
— В таком случае, выложим это слово с помощью фишек и букв. (дети садятся за столы)
— Слово обозначим длинной полоской, вы выкладываете у себя на столе, а я – на доске.
— Сколько слогов в слове АУ?(ответы детей)
— Верно!
— Из скольких звуков состоит это слово?
— Какой первый звук?
— Обозначим звук [а] фишкой. Какого цвета? Почему?
— Какой второй звук в слове АУ?
— Кирилл пойдёт к доске и поставит фишку.
— Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы – протяжно поёте каждый звук в слове.
— А теперь обозначим звуки буквами. (воспитатель вызывает ребёнка)
— Открываем кассу букв. Какой буквой обозначим первый звук?
— Находим нужную букву и кладём на соответствующую фишку.
— Прочитаем слово хором. (ИКТ появляются картинки Маши и Миши.)
— Вот и откликнулись Маша и Миша, оказывается они грибы собирали, вот и набрали целую корзину.
получится?
Рефлексия.
— Какие звуки мы вспомнили?(ответы детей)
— Какие это звуки? Почему?(ответы детей)
— Чем звуки обозначаются на письме?(ответы детей)
— Чем звуки отличаются от букв?(ответы детей)
— Какие задания были интересными, и понравились вам больше? (ответы детей)
-А что вам показалось трудным?(ответы детей)
— Ребята, в корзине у Медведя лежат смайлики, но они разные.Посмотрим.
— Чем они отличаются?(ответы детей) (настроением: радость, задумчивость, грусть)
— Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого смайлика, а если совсем трудно – грустного.