Автор: Кранчева Ирина Николаевна
Образовательное учреждение: МБДОУ д/с №21 «Аленький цветочек»
Населенный пункт: г. Саяногорск, Республика Хакасия
Тема: Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности в средней группе.
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Цель: Создание условий для проявления познавательно исследовательской деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций.
Задачи:
Развивающие: развивать любознательность, мышление, воображение, представления об окружающем мире; развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, сопоставлять факты; побуждать познавательную активность детей; развивать речь детей, обогащать словарный запас.
Образовательные: обогатить представления детей о разнообразных источниках света (солнце, фонарик, свеча, лампа; о свойствах света: показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы; в процессе экспериментирования стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, организованность.
Словарная работа (изучение новых слов): свет рассеивается, источник света.
Форма организации: подгрупповая
Формы реализации детских видов деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная.
Материалы и оборудование: Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь, фонарики для каждого ребенка, лазерный фонарик с фигурной насадкой, лампа, настольная лампа, экран, свеча, цветные стёкла, картон, тряпочки, дощечки.
ТСО: ноутбук
Организационный и мотивационный момент:
В. Ребята, посмотрите, кто это прилетел к нам? (Лунтик)
В. Ребята, посмотрите Лунтик, прилетев на Землю и принес нам книгу и просит прочитать небольшой отрывок из сказки К.И. Чуковского «Краденое солнце». Он совершенно запутался, что случилось в этой сказке, поможем ему разобраться? (Воспитатель читает отрывок).
В. Ребята, а почему в сказке наступила темнота? (ответы детей)
Основная часть:
-Что даёт нам солнце? (свет, тепло)
-От чего ещё бывает светло? (по ходу ответов детей выставляются (появляются на мониторе) иллюстрации солнца, звёзд, месяца, свечи, электрической лампочки, фонарика)
Чтобы мы смогли рассказать Лунтику какой же он – свет, предлагаю отправиться в путешествие. Может нам придётся идти при свете, а может и в темноте.
А сможем ли мы с вами идти в темноте? (нет)
Значит, что нужно взять с собой в путешествие? (фонарик)
Как пользоваться фонариком, чтобы он не принес нам вред? (ответы детей)
-Теперь возьмем в руки фонарик, проверим, как он работает.
В путь мои друзья! (идём под весёлую музыку, вдруг гаснет свет)
-Ой! Наступила темнота, но нам не страшно. Отважные путешественники, включаем фонарик.
-Что нам дает фонарик? Как светит фонарик в темноте? (ярко)
-Если фонарик направим вверх, что произойдёт? (наверху будет свет)
-На что похож свет от фонарика?
-А если направим фонарик вниз. Где будет светло?
-Давайте приблизим фонарик к полу, что произойдёт? (свет уменьшится)
-А если фонарики удалить от пола, что произойдёт? (свет становится больше)
-Свет рассеивается. Давайте повторим слово — рассеивается.
-Продолжаем наше путешествие (идём в темноте с фонариком, и загорается свет)
-Ребята, а как теперь светит фонарик? (тускло)
-Когда светло фонарик можно выключить.
-Ребята, посмотрите, что я нашла (подходит к столу с разными предметами)
-Давайте посмотрим, что это за предметы (тряпочки, цветные стёкла, дощечки, картон, пластмассовые тарелочки)
-Ребята, а теперь мы поиграем с этими предметами (гаснет свет).
-Ребята, как вы думаете, если мы закроем фонарики дощечкой, свет будет проникать сквозь дощечку? (ответы детей)
-Давайте попробуем, что получится. (свет не проникает)
-Почему? (она плотная, непрозрачная)
Аналогичная работа проводится с цветными стёклами, картоном, тряпочками, ладошками.
-Почему через некоторые предметы свет проходит, а через некоторые — нет? (ответы детей)
-В путь, мои друзья. (на пути настольная лампа и свеча)
-Ребята, а это что за предметы? Для чего они нужны?
-Дети, как вы думаете, от чего света будет больше: от лампы, свечи или моего фонарика? (ответы детей)
-Давайте проверим. Что для этого нужно сделать? (включить свет)
-Чтобы лампа давала свет, что нужно сделать? (включить в розетку)
-Фонарик тоже включаем в розетку? (нет, у него есть батарейки)
-Как включить свечу? (её надо зажечь)
Лампа стоит на столе, фонарик в руках ребёнка, свеча у воспитателя. Ребята сравнивают яркость света.
-Что же светит ярче?
-Продолжаем наше путешествие (подходим к экрану)
-Ребята, а вот здесь нас ждут загадки. А загадки мои необычные. Присаживайтесь на стулья. Закройте глаза. Откройте. Что появилось на экране? (ответы детей)
-Это тень Лунтика.
Воспитатель закрывает свет от прожектора.
-Ребята, а сейчас есть тень? (нет)
-А почему не стало тени? (нет света)
-Правильно, мы можем организовать театр теней, я умею показывать ладошками тени животных. Хотите посмотреть? (воспитатель показывает тени птиц, зайчика, собачки и т.д.)
-Вы хотите поиграть с тенью? (дети показывают тени)
Заключительная часть (рефлексия):
-Ребята, наше путешествие заканчивается, Лунтику пора улететь домой.
-Понравилось ли вам путешествие?
-Что нового интересного мы узнали о свете и его источниках?
-Что больше всего понравилось?
-Что было самым трудным?
(ответы детей)
-Правильно, ребята, сегодня мы с вами познакомились с источниками света, определяли от какого источника свет ярче, узнали о свойствах света (рассеивается, проходит через прозрачные предметы, более яркий в темноте) и как появляется тень. Лунтику очень понравилось, что вы были дружными, умелыми, и он приготовил для вас, но спрятал его. Мой волшебный фонарик покажет лучиком света, где его искать.
(дети находят сюрприз по лучу лазерного фонарика)
-Ребята, посмотрите в отверстие в крышке коробки. Вы видите, что в ней лежит? (нет)
-Почему? (там темно)
-А теперь отвернитесь. (воспитатель кладёт включенный фонарик в коробку)
-А теперь видно, что внутри? (да)
-Почему? (там светло)
-Ребята, Лунтик дарит вам эти звёздочки как символ света. Они будут вам напоминать о нашем увлекательном путешествии, об игре со светом и тенью.