Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности.

Автор: Кранчева Ирина Николаевна

Образовательное учреждение: МБДОУ д/с №21 «Аленький цветочек»

Населенный пункт: г. Саяногорск, Республика Хакасия

Тема: Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности в средней группе.

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Цель: Создание условий для проявления познавательно исследовательской деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций.

Задачи:

Развивающие: развивать любознательность, мышление, воображение, представления об окружающем мире; развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, сопоставлять факты; побуждать познавательную активность детей; развивать речь детей, обогащать словарный запас.

Образовательные: обогатить представления детей о разнообразных источниках света (солнце, фонарик, свеча, лампа; о свойствах света: показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы; в процессе экспериментирования стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, организованность.

Словарная работа (изучение новых слов): свет рассеивается, источник света.

Форма организации: подгрупповая

Формы реализации детских видов деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная.

Материалы и оборудование: Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь, фонарики для каждого ребенка, лазерный фонарик с фигурной насадкой, лампа, настольная лампа, экран, свеча, цветные стёкла, картон, тряпочки, дощечки.

ТСО: ноутбук

Организационный и мотивационный момент:

В. Ребята, посмотрите, кто это прилетел к нам? (Лунтик)

В. Ребята, посмотрите Лунтик, прилетев на Землю и принес нам книгу и просит прочитать небольшой отрывок из сказки К.И. Чуковского «Краденое солнце». Он совершенно запутался, что случилось в этой сказке, поможем ему разобраться? (Воспитатель читает отрывок).

В. Ребята, а почему в сказке наступила темнота? (ответы детей)

Основная часть:

-Что даёт нам солнце? (свет, тепло)

-От чего ещё бывает светло? (по ходу ответов детей выставляются (появляются на мониторе) иллюстрации солнца, звёзд, месяца, свечи, электрической лампочки, фонарика)

Чтобы мы смогли рассказать Лунтику какой же он – свет, предлагаю отправиться в путешествие. Может нам придётся идти при свете, а может и в темноте.

А сможем ли мы с вами идти в темноте? (нет)

Значит, что нужно взять с собой в путешествие? (фонарик)

Как пользоваться фонариком, чтобы он не принес нам вред? (ответы детей)

-Теперь возьмем в руки фонарик, проверим, как он работает.

В путь мои друзья! (идём под весёлую музыку, вдруг гаснет свет)

-Ой! Наступила темнота, но нам не страшно. Отважные путешественники, включаем фонарик.

-Что нам дает фонарик? Как светит фонарик в темноте? (ярко)

-Если фонарик направим вверх, что произойдёт? (наверху будет свет)

-На что похож свет от фонарика?

-А если направим фонарик вниз. Где будет светло?

-Давайте приблизим фонарик к полу, что произойдёт? (свет уменьшится)

-А если фонарики удалить от пола, что произойдёт? (свет становится больше)

-Свет рассеивается. Давайте повторим слово — рассеивается.

-Продолжаем наше путешествие (идём в темноте с фонариком, и загорается свет)

-Ребята, а как теперь светит фонарик? (тускло)

-Когда светло фонарик можно выключить.

-Ребята, посмотрите, что я нашла (подходит к столу с разными предметами)

-Давайте посмотрим, что это за предметы (тряпочки, цветные стёкла, дощечки, картон, пластмассовые тарелочки)

-Ребята, а теперь мы поиграем с этими предметами (гаснет свет).

-Ребята, как вы думаете, если мы закроем фонарики дощечкой, свет будет проникать сквозь дощечку? (ответы детей)

-Давайте попробуем, что получится. (свет не проникает)

-Почему? (она плотная, непрозрачная)

Аналогичная работа проводится с цветными стёклами, картоном, тряпочками, ладошками.

-Почему через некоторые предметы свет проходит, а через некоторые — нет? (ответы детей)

-В путь, мои друзья. (на пути настольная лампа и свеча)

-Ребята, а это что за предметы? Для чего они нужны?

-Дети, как вы думаете, от чего света будет больше: от лампы, свечи или моего фонарика? (ответы детей)

-Давайте проверим. Что для этого нужно сделать? (включить свет)

-Чтобы лампа давала свет, что нужно сделать? (включить в розетку)

-Фонарик тоже включаем в розетку? (нет, у него есть батарейки)

-Как включить свечу? (её надо зажечь)

Лампа стоит на столе, фонарик в руках ребёнка, свеча у воспитателя. Ребята сравнивают яркость света.

-Что же светит ярче?

-Продолжаем наше путешествие (подходим к экрану)

-Ребята, а вот здесь нас ждут загадки. А загадки мои необычные. Присаживайтесь на стулья. Закройте глаза. Откройте. Что появилось на экране? (ответы детей)

-Это тень Лунтика.

Воспитатель закрывает свет от прожектора.

-Ребята, а сейчас есть тень? (нет)

-А почему не стало тени? (нет света)

-Правильно, мы можем организовать театр теней, я умею показывать ладошками тени животных. Хотите посмотреть? (воспитатель показывает тени птиц, зайчика, собачки и т.д.)

-Вы хотите поиграть с тенью? (дети показывают тени)

Заключительная часть (рефлексия):

-Ребята, наше путешествие заканчивается, Лунтику пора улететь домой.

-Понравилось ли вам путешествие?

-Что нового интересного мы узнали о свете и его источниках?

-Что больше всего понравилось?

-Что было самым трудным?

(ответы детей)

-Правильно, ребята, сегодня мы с вами познакомились с источниками света, определяли от какого источника свет ярче, узнали о свойствах света (рассеивается, проходит через прозрачные предметы, более яркий в темноте) и как появляется тень. Лунтику очень понравилось, что вы были дружными, умелыми, и он приготовил для вас, но спрятал его. Мой волшебный фонарик покажет лучиком света, где его искать.

(дети находят сюрприз по лучу лазерного фонарика)

-Ребята, посмотрите в отверстие в крышке коробки. Вы видите, что в ней лежит? (нет)

-Почему? (там темно)

-А теперь отвернитесь. (воспитатель кладёт включенный фонарик в коробку)

-А теперь видно, что внутри? (да)

-Почему? (там светло)

-Ребята, Лунтик дарит вам эти звёздочки как символ света. Они будут вам напоминать о нашем увлекательном путешествии, об игре со светом и тенью.