Конспект НОД «Школа юных исследователей».

Автор: Карпова Елена Николаевна

Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Населенный пункт: п. Половцево, Воронежская область

Тема: Конспект НОД «Школа юных исследователей».

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.

Цель:познавательное развитие детей 5-6 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности при исследовании свойств дерева и металла.

Задачи:

-формировать представления о свойствах дерева и металла в процессе познавательно-исследовательской деятельности; уточнить представления

детей об использовании человеком свойств дерева и металла в повседневной жизни;

-развивать познавательную активность и интеллектуальную инициативу;

-воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, доброжелательные отношения между сверстниками, умение работать в коллективе.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Образовательная область:

Познавательное развитие.

Сформировать знания детей о свойствах метала и дерева;

расширять осведомлённость детей ометаллических и деревянных предметах, об области их применения в быту; развивать способность к экспериментированию; развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

Социально-коммуникативное развитие.

Формировать умение внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану; продолжать развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность; воспитывать интерес к окружающему миру;

продолжать учить детей разрешать противоречия.

Речевое развитие.

Совершенствовать речь как средство общения; развивать воображение, связную речь, мышление в процессе дидактической игры, активизировать словарь по теме.

Художественно-эстетическое развитие.

Обогащать музыкальные впечатления детей; продолжать формироватьхудожественный вкус; создать благоприятную атмосферу для снятия эмоционального напряжения.

Физическое развитие.

Выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе, добиваясь выразительности их выполнения;

воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности;

совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в работе с предметами.

Виды детской деятельности:познавательно-исследовательская, игровая,двигательная, коммуникативная.

Формы реализации детских видов деятельности: экспериментирование, решение проблемной ситуации, игры «Ящик ощущений», «Волшебный мяч», физкультурная минутка, пальчиковая гимнастика.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная

Используемые методы во время НОД:

Словесные: беседы по теме, художественное слово – загадки, решение противоречий.
Игровые: сюрпризный момент — неизвестный предмет в коробочке, физкультминутка, игра с мячом, пальчиковая гимнастика.
Практические:показ, опыты.
Активизация словаря:металлический, деревянный, гладкий, тяжелый, легкий, прочный.

Обогащение словаря:шероховатый, хрупкий, теплопроводность.

Материалы и оборудование:мультимедийное оборудование: ноутбук,

проектор, экран, презентация; аудиоаппаратура (колонки); две коробки, гвоздь, карандаш, весы, молоток, ванночка для горячей воды, деревянная и металлическая ложки.

Раздаточный материал: гвоздики маленькие, деревянные палочки, ванночки с водой, деревянные бруски, металлические пластины.

Планируемые результаты:

Дети имеют представление опонятии металл и дерево, активно вступают в диалог, участвуют в игре, имеют представление о свойства металла и дерева, называют отличия.

Примерное содержание непрерывной образовательной деятельности

IВводная часть(3 мин).

Мотивация (удивление, сюрприз, создание проблемной ситуации)

Воспитатель: Сегодня утром к нам пришел почтальон и оставил две коробки. Что в них? Догадайтесь сами, отгадав загадки:

Серый Ивашка, деревянная рубашка.

Где носом проведет, там след кладет (карандаш).

Металлический Антошка,

Он на очень длинной ножке.

По головке постучишь

Что-нибудь да смастеришь (гвоздь)

Воспитатель: Как узнать, в какой коробке карандаш, а в какой гвоздь?

(игра «Ящик ощущений»)

Дети: Посмотреть.

Воспитатель:А если не глядя?

Дети:Потрогать (определяют на ощупь).

Воспитатель: А по запаху можно различить гвоздь и карандаш?

Дети: (понюхав) Нет.

Воспитатель:А по звуку? (стучит металлической палочкой по гвоздю и карандашу).

Дети: Можно.

II Основная часть (15мин.)

Воспитатель: Вот и они, наши гости — Гвоздь и Карандаш (макеты Гвоздя иКарандаша).Давние друзья, но и великие спорщики. Каждый из них уверен, что он главнее.

Гвоздь: Здравствуйте, ребята. Мы с Карандашом большие друзья, но не можем никак решить, кто из нас прав?

Карандаш: Я самый главный, вон, сколько нужных вещей делают из дерева!

Гвоздь: Нет, я главней, из металла гораздо больше нужных вещей делают!

Воспитатель: Ребята, а давайте поможем нашим друзьям разобраться, кто из них прав.

Дидактическая игра: «Из чего сделано?» (Слайд 1)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, на нем изображены предметы, сделанные из разных материалов. Выберите картинки для Карандаша и для Гвоздя. Назовите, какие предметы делают из дерева?

Дети: дом, плот, скамейка, карандаши.

Воспитатель: А какие предметы делают из металла?

Дети: инструменты, посуда, автомобиль.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, кто прав – гвоздь или карандаш?

Вывод: И из дерева и из металла делают много очень нужных предметов. Значит и Гвоздь и Карандаш правы!

Воспитатель:Хотите узнать, почему одни предметы делают из дерева, а другие из металла? Приглашаю вас в мини-лабораторию, где вы станете юными исследователями. (Звучит музыка «Хочу всё знать» Р.Мадатов, дети рассаживаются за столом).Вместе мы проведем несколько важных опытов.

Но сначала приготовьте ваши ручки.

Пальчиковая гимнастика«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять,

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев)

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

Воспитатель:

Теперь давайте вспомним правила обращения с острыми предметами. (ответы детей). Вижу, вы готовы к экспериментам.

Опыт «Сравнение дерева и металла»

Воспитатель:Ребята, наши гости все не унимаются:

Гвоздь: А у металла поверхность – гладкая! Вот!

Воспитатель: Что ему ответит Карандаш, как вы думаете? Давайте узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла? Возьмите металлическую пластину и деревянный брусок. Отличаются ли они? Чем? Какие они на ощупь? Какая поверхность у металлической пластины?

Дети: Гладкая.

Воспитатель: А какая у деревянного бруска?

Дети: Шероховатая, шершавая.

Воспитатель: Теперь приложите к одной щеке брусок, а к другой пластину. Что вы чувствуете?

Дети: Пластина – холодная, брусок – теплый.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Металл – холодный, дерево – теплое.

Воспитатель: И Карандаш гордится этим. А еще он говорит, что дерево мягче металла. Как вы думаете, прав Карандаш?Давайте проверим.

Воспитатель: Понаблюдайте, как я буду забивать гвоздь в деревянный брусок, в металлическую пластину. Почему я смогла забить гвоздь в дерево и не смогла забить его в металлическую пластину?Какой можно сделать вывод?

Дети: Дерево- мягкое, а металл -твердый.

Воспитатель: Но спор не утихает. Гвоздь говорит, что он очень прочный! Проверим? Возьмите в руки гвоздик и попробуйте его сломать. Не получилось? Значит он какой?

Дети: Прочный.

Воспитатель: Теперь попробуйте сломать спичку.Что можно сказать?

Дети: Спичка – хрупкая.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети: Дерево – хрупкое, а металл – прочный.

Гвоздь и Карандаш: Теперь мы поняли, что оба нужны и важны людям. И больше не будем ссориться.

Воспитатель: Вот и хорошо. А сейчас я предлагаю всем немного отдохнуть.Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. А сейчас все дружно вышли все ко мне в кружок, начинаем по порядку нашу бодрую зарядку.

Физкультминутка.

Поработали, ребятки,
А теперь все на зарядку!
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале.
Влево, вправо повернитесь, (повороты влево, вправо)
Наклонитесь, поднимитесь. (касание руками пола, тянемся руками вверх)
Руки вверх и руки вбок, (движение руками вверх, развели руки в стороны)
И на месте прыг да скок! (прыжки на месте)
А теперь бежим вприпрыжку, (бег по кругу)
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг, (медленный шаг)
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.

Воспитатель: Молодцы. Немного отдохнули. А тем временем

Гвоздь и Карандаш отправились в обратный путь, в свою сказочную страну. Шли они шли и вышли к речке. Обрадовался Карандаш: «Сейчас вплавь доберемся, заодно и освежимся!» А Гвоздь приуныл. Как вы думаете почему?

Дети: Гвоздь может утонуть.

Опыт «Тонет – плывет»

Воспитатель: Дети, возьмите все гвоздь и палочку и опустите в таз с водой. Итак….(Дети опускают в таз с водой гвоздь и палочку.)

Дети: Гвоздь утонул, а палочка плавает.

Воспитатель: Почему?

Дети: Гвоздь тяжелее, чем палочка.

Воспитатель: Проверим? (взвешивает гвоздь и палочку).Какой можно сделать вывод?

Дети: Металл – тяжелый, А дерево – легкое.

Воспитатель: Как же тогда Гвоздю перебраться на другой берег?

Дети: Его может перевести Карандаш или можно построить плот.

Воспитатель: Так наши друзья и поступили. Перебрались на другой берег.Они устали, проголодались, решили уху сварить. Как вы думаете, кто из них пошел ловить рыбу, а кто начал костер разводить?

Дети: Карандаш должен рыбу ловить, он воды не боится. Гвоздь – костер разводить, он не боится огня.

Воспитатель: Сварили друзья ухи, сели есть. Гвоздь достал металлическую ложку, а Карандаш – свою деревянную. Карандаш быстро управился, а Гвоздь все дул и дул на свою ложку. Почему?

Дети: Дерево нагревается очень медленно и не очень сильно, а металл быстро становится раскаленным.

Воспитатель:Металлы обладают еще одним свойством, которое называется теплопроводность – от слов «проводить тепло».

Сейчас мы убедимся в этом на опыте.

Воспитатель: Я очень осторожно положу в чашку с горячей водой деревянную и металлическую ложку. Как вы думаете, что произойдет?

Дети: Металлическая ложка нагрелась, а деревянная – нет.

Воспитатель: Это свойство называется – теплопроводность.Какой вывод можно сделать?

Дети: Металл проводит тепло.

Проблемная ситуация:

Воспитатель: Что же получается, ложка у гвоздя должна быть металлическая, чтобы он не прокусил ее, и не должна быть металлической, чтобы он не обжигался.Как же быть Гвоздю – все время обжигаться во время еды?

Дети: Сама ложка пусть будет из металла, а ручка — из дерева или кушать деревянной ложкой.

Воспитатель:Поели наши друзья, посидели у костра, решили идти дальше. Как затушить костер?

Дети: Залить водой – это может сделать Карандаш. Закидать песком – с этим может справиться Гвоздь.

Воспитатель: Так они и сделали. Потом отправились в путь к новым приключениям.Надеюсь, что вы тоже не будете забывать тушить костер во время отдыха с родителями на природе.

Ш. Заключительная часть. Рефлексия.

Гвоздь и Карандаш: «Спасибо вам, ребята, за то, что вы нас помирили, рассказали и показали много интересного. И хотим, чтобы вы помнили о свойствах дерева и металла».

Воспитатель: А у меня есть «волшебный мяч». Передавая его друг другу, назовите какие свойства дерева и металла вы сегодня узнали?

Дети: Дерево – шершавое, легкое, теплое, мягкое, хрупкое, боится огня, не нагревается. Металл – гладкий, тяжелый, холодный, прочный, твердый, нагревается.

Воспитатель:Спасибо, а я прощаюсь с вами, до новых встреч и интересных открытий.