Автор: Карпова Елена Николаевна
Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Населенный пункт: п. Половцево, Воронежская область
Тема: Конспект НОД «Школа юных исследователей».
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.
Цель:познавательное развитие детей 5-6 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности при исследовании свойств дерева и металла.
Задачи:
-формировать представления о свойствах дерева и металла в процессе познавательно-исследовательской деятельности; уточнить представления
детей об использовании человеком свойств дерева и металла в повседневной жизни;
-развивать познавательную активность и интеллектуальную инициативу;
-воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, доброжелательные отношения между сверстниками, умение работать в коллективе.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Образовательная область:
Познавательное развитие.
Сформировать знания детей о свойствах метала и дерева;
расширять осведомлённость детей ометаллических и деревянных предметах, об области их применения в быту; развивать способность к экспериментированию; развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
Социально-коммуникативное развитие.
Формировать умение внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану; продолжать развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность; воспитывать интерес к окружающему миру;
продолжать учить детей разрешать противоречия.
Речевое развитие.
Совершенствовать речь как средство общения; развивать воображение, связную речь, мышление в процессе дидактической игры, активизировать словарь по теме.
Художественно-эстетическое развитие.
Обогащать музыкальные впечатления детей; продолжать формироватьхудожественный вкус; создать благоприятную атмосферу для снятия эмоционального напряжения.
Физическое развитие.
Выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе, добиваясь выразительности их выполнения;
воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности;
совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в работе с предметами.
Виды детской деятельности:познавательно-исследовательская, игровая,двигательная, коммуникативная.
Формы реализации детских видов деятельности: экспериментирование, решение проблемной ситуации, игры «Ящик ощущений», «Волшебный мяч», физкультурная минутка, пальчиковая гимнастика.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная
Используемые методы во время НОД:
Словесные: беседы по теме, художественное слово – загадки, решение противоречий.
Игровые: сюрпризный момент — неизвестный предмет в коробочке, физкультминутка, игра с мячом, пальчиковая гимнастика.
Практические:показ, опыты.
Активизация словаря:металлический, деревянный, гладкий, тяжелый, легкий, прочный.
Обогащение словаря:шероховатый, хрупкий, теплопроводность.
Материалы и оборудование:мультимедийное оборудование: ноутбук,
проектор, экран, презентация; аудиоаппаратура (колонки); две коробки, гвоздь, карандаш, весы, молоток, ванночка для горячей воды, деревянная и металлическая ложки.
Раздаточный материал: гвоздики маленькие, деревянные палочки, ванночки с водой, деревянные бруски, металлические пластины.
Планируемые результаты:
Дети имеют представление опонятии металл и дерево, активно вступают в диалог, участвуют в игре, имеют представление о свойства металла и дерева, называют отличия.
Примерное содержание непрерывной образовательной деятельности
IВводная часть(3 мин).
Мотивация (удивление, сюрприз, создание проблемной ситуации)
Воспитатель: Сегодня утром к нам пришел почтальон и оставил две коробки. Что в них? Догадайтесь сами, отгадав загадки:
Серый Ивашка, деревянная рубашка.
Где носом проведет, там след кладет (карандаш).
Металлический Антошка,
Он на очень длинной ножке.
По головке постучишь
Что-нибудь да смастеришь (гвоздь)
Воспитатель: Как узнать, в какой коробке карандаш, а в какой гвоздь?
(игра «Ящик ощущений»)
Дети: Посмотреть.
Воспитатель:А если не глядя?
Дети:Потрогать (определяют на ощупь).
Воспитатель: А по запаху можно различить гвоздь и карандаш?
Дети: (понюхав) Нет.
Воспитатель:А по звуку? (стучит металлической палочкой по гвоздю и карандашу).
Дети: Можно.
II Основная часть (15мин.)
Воспитатель: Вот и они, наши гости — Гвоздь и Карандаш (макеты Гвоздя иКарандаша).Давние друзья, но и великие спорщики. Каждый из них уверен, что он главнее.
Гвоздь: Здравствуйте, ребята. Мы с Карандашом большие друзья, но не можем никак решить, кто из нас прав?
Карандаш: Я самый главный, вон, сколько нужных вещей делают из дерева!
Гвоздь: Нет, я главней, из металла гораздо больше нужных вещей делают!
Воспитатель: Ребята, а давайте поможем нашим друзьям разобраться, кто из них прав.
Дидактическая игра: «Из чего сделано?» (Слайд 1)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, на нем изображены предметы, сделанные из разных материалов. Выберите картинки для Карандаша и для Гвоздя. Назовите, какие предметы делают из дерева?
Дети: дом, плот, скамейка, карандаши.
Воспитатель: А какие предметы делают из металла?
Дети: инструменты, посуда, автомобиль.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, кто прав – гвоздь или карандаш?
Вывод: И из дерева и из металла делают много очень нужных предметов. Значит и Гвоздь и Карандаш правы!
Воспитатель:Хотите узнать, почему одни предметы делают из дерева, а другие из металла? Приглашаю вас в мини-лабораторию, где вы станете юными исследователями. (Звучит музыка «Хочу всё знать» Р.Мадатов, дети рассаживаются за столом).Вместе мы проведем несколько важных опытов.
Но сначала приготовьте ваши ручки.
Пальчиковая гимнастика«Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять,
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев)
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)
Воспитатель:
Теперь давайте вспомним правила обращения с острыми предметами. (ответы детей). Вижу, вы готовы к экспериментам.
Опыт «Сравнение дерева и металла»
Воспитатель:Ребята, наши гости все не унимаются:
Гвоздь: А у металла поверхность – гладкая! Вот!
Воспитатель: Что ему ответит Карандаш, как вы думаете? Давайте узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла? Возьмите металлическую пластину и деревянный брусок. Отличаются ли они? Чем? Какие они на ощупь? Какая поверхность у металлической пластины?
Дети: Гладкая.
Воспитатель: А какая у деревянного бруска?
Дети: Шероховатая, шершавая.
Воспитатель: Теперь приложите к одной щеке брусок, а к другой пластину. Что вы чувствуете?
Дети: Пластина – холодная, брусок – теплый.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Металл – холодный, дерево – теплое.
Воспитатель: И Карандаш гордится этим. А еще он говорит, что дерево мягче металла. Как вы думаете, прав Карандаш?Давайте проверим.
Воспитатель: Понаблюдайте, как я буду забивать гвоздь в деревянный брусок, в металлическую пластину. Почему я смогла забить гвоздь в дерево и не смогла забить его в металлическую пластину?Какой можно сделать вывод?
Дети: Дерево- мягкое, а металл -твердый.
Воспитатель: Но спор не утихает. Гвоздь говорит, что он очень прочный! Проверим? Возьмите в руки гвоздик и попробуйте его сломать. Не получилось? Значит он какой?
Дети: Прочный.
Воспитатель: Теперь попробуйте сломать спичку.Что можно сказать?
Дети: Спичка – хрупкая.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Дерево – хрупкое, а металл – прочный.
Гвоздь и Карандаш: Теперь мы поняли, что оба нужны и важны людям. И больше не будем ссориться.
Воспитатель: Вот и хорошо. А сейчас я предлагаю всем немного отдохнуть.Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. А сейчас все дружно вышли все ко мне в кружок, начинаем по порядку нашу бодрую зарядку.
Физкультминутка.
Поработали, ребятки,
А теперь все на зарядку!
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале.
Влево, вправо повернитесь, (повороты влево, вправо)
Наклонитесь, поднимитесь. (касание руками пола, тянемся руками вверх)
Руки вверх и руки вбок, (движение руками вверх, развели руки в стороны)
И на месте прыг да скок! (прыжки на месте)
А теперь бежим вприпрыжку, (бег по кругу)
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг, (медленный шаг)
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.
Воспитатель: Молодцы. Немного отдохнули. А тем временем
Гвоздь и Карандаш отправились в обратный путь, в свою сказочную страну. Шли они шли и вышли к речке. Обрадовался Карандаш: «Сейчас вплавь доберемся, заодно и освежимся!» А Гвоздь приуныл. Как вы думаете почему?
Дети: Гвоздь может утонуть.
Опыт «Тонет – плывет»
Воспитатель: Дети, возьмите все гвоздь и палочку и опустите в таз с водой. Итак….(Дети опускают в таз с водой гвоздь и палочку.)
Дети: Гвоздь утонул, а палочка плавает.
Воспитатель: Почему?
Дети: Гвоздь тяжелее, чем палочка.
Воспитатель: Проверим? (взвешивает гвоздь и палочку).Какой можно сделать вывод?
Дети: Металл – тяжелый, А дерево – легкое.
Воспитатель: Как же тогда Гвоздю перебраться на другой берег?
Дети: Его может перевести Карандаш или можно построить плот.
Воспитатель: Так наши друзья и поступили. Перебрались на другой берег.Они устали, проголодались, решили уху сварить. Как вы думаете, кто из них пошел ловить рыбу, а кто начал костер разводить?
Дети: Карандаш должен рыбу ловить, он воды не боится. Гвоздь – костер разводить, он не боится огня.
Воспитатель: Сварили друзья ухи, сели есть. Гвоздь достал металлическую ложку, а Карандаш – свою деревянную. Карандаш быстро управился, а Гвоздь все дул и дул на свою ложку. Почему?
Дети: Дерево нагревается очень медленно и не очень сильно, а металл быстро становится раскаленным.
Воспитатель:Металлы обладают еще одним свойством, которое называется теплопроводность – от слов «проводить тепло».
Сейчас мы убедимся в этом на опыте.
Воспитатель: Я очень осторожно положу в чашку с горячей водой деревянную и металлическую ложку. Как вы думаете, что произойдет?
Дети: Металлическая ложка нагрелась, а деревянная – нет.
Воспитатель: Это свойство называется – теплопроводность.Какой вывод можно сделать?
Дети: Металл проводит тепло.
Проблемная ситуация:
Воспитатель: Что же получается, ложка у гвоздя должна быть металлическая, чтобы он не прокусил ее, и не должна быть металлической, чтобы он не обжигался.Как же быть Гвоздю – все время обжигаться во время еды?
Дети: Сама ложка пусть будет из металла, а ручка — из дерева или кушать деревянной ложкой.
Воспитатель:Поели наши друзья, посидели у костра, решили идти дальше. Как затушить костер?
Дети: Залить водой – это может сделать Карандаш. Закидать песком – с этим может справиться Гвоздь.
Воспитатель: Так они и сделали. Потом отправились в путь к новым приключениям.Надеюсь, что вы тоже не будете забывать тушить костер во время отдыха с родителями на природе.
Ш. Заключительная часть. Рефлексия.
Гвоздь и Карандаш: «Спасибо вам, ребята, за то, что вы нас помирили, рассказали и показали много интересного. И хотим, чтобы вы помнили о свойствах дерева и металла».
Воспитатель: А у меня есть «волшебный мяч». Передавая его друг другу, назовите какие свойства дерева и металла вы сегодня узнали?
Дети: Дерево – шершавое, легкое, теплое, мягкое, хрупкое, боится огня, не нагревается. Металл – гладкий, тяжелый, холодный, прочный, твердый, нагревается.
Воспитатель:Спасибо, а я прощаюсь с вами, до новых встреч и интересных открытий.