Конспект НОД в группе со сложными дефектами.

Автор: Григурко Ирина Анатольевна

Образовательное учреждение: ГБДОУ детский сад № 26 компенсирующего вида

Населенный пункт: г. Павловск, Санкт-Петербург

Тема: Конспект НОД в группе со сложными дефектами «Мышка лапки плохо мыла».

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Цель:

познакомить родителей с игровыми приемами формирования культурно-гигиенических навыков у детей с ТМНР.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

— создавать условия для развития предметно-игровой деятельности через игры и игровые упражнения на формирование элементарного опыта выполнения действий с игрушками, предметами и водой;

— способствовать развитию коммуникативных умений и навыков на доступном уровне.

Коррекционно-развивающие:

— развивать познавательную активность, формировать предпосылки познавательно-исследовательской деятельности детей с ТМНР;

— развивать зрительное восприятие, целенаправленные движения руки ребёнка;

— обогащать тактильные и осязательные ощущения, расширять сенсомоторный опыт;

— развивать понимание речи, формировать умение соотносить слово с предметом, признаком, действием.

Коррекционно-воспитывающие:

— воспитывать эмоциональную отзывчивость детей во время игр с водой и атрибутами;

— стимулировать активность и инициативность детей при выполнении игровых действий с водой и игрушками.

Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, игры с водой.

Методы и приемы: игровые, наглядные, практическая деятельность детей, использование художественной литературы, подражание действиям взрослого.

Материалы и оборудование: магнитофон, аудиотека (звуки воды), игрушка Мышка, детское мыло, «Волшебный мешочек», плоскостной конструктор, картотеки «Игры по формированию культурно-гигиенических навыков», 3 больших таза с водой, игрушки и атрибуты для игр с водой (смотри локации).

Организационный момент: педагоги располагают детей и родителей по кругу в игровой зоне группового помещения. Индивидуально каждому ребенку с учётом его возможностей подбирается удобное положение (на руках у взрослого, на стульчике или в кресле-опоре).

Все движения и действия проводятся с помощью ассистирующего взрослого.

СТРУКТУРА НОД:

I. Вводная часть.

II. Приветствие.

III. Основная часть.

а) Чтение потешек.

б) Игры с водой по локациям:

1 локация – игры с пеной

2 локация – игры на изучение свойств воды

3 локация – игра на изучение свойств предметов.

IV. Заключительная часть – Рефлексия.

V. Просмотр презентации «Чистые ладошки».

Ход занятия:

I. Вводная часть.

Воспитатель: В нашем саду проходит неделя Педагогического мастерства.

В рамках этой недели мы пригласили Вас принять участие в игровом досуге «Мышка лапки плохо мыла» — это итоговое мероприятие педагогического проекта «Чистые ладошки» по формированию культурно-гигиенических навыков. Работа у нас проводилась индивидуально с каждым ребенком, и сегодня мы хотим познакомить Вас с игровыми приемами, которые мы использовали на протяжении всего проекта, где Вы будете помогать ребенку выполнять те или иные игровые задания.

II. Приветствие.

Учитель-дефектолог:

— «Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся» (выполняются действия по тексту).

— игровое упражнение «Назови себя по имени» (родитель помогает ребенку назвать себя, остальные участники хлопают в ладоши).

III. Основная часть.

а) Чтение потешек.

Учитель-дефектолог:

«Мышка плохо лапки мыла:

Лишь водичкою смочила,

Мылить мылом не старалась,

И на лапках грязь осталась.

Полотенце в черных пятнах!

Как же это не приятно!

Попадут микробы в рот

Может заболеть живот.

Так что, (имя ребенка), постарайся,

С мылом чаще умывайся!

Воспитатель:

— А ребята наши моют ручки? Умываются?

— Да (ответ детей).

— Покажем родителям как мы умывались?

«Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток и кусался зубок!» (ассистирующий взрослый помогает выполнять детям действие по тексту).

«Чище умойся, воды не жалей!

Будут ладошки снега белей!»

«Я сегодня утром рано умывался из-под крана.

Я и сам теперь умею вымыть личико и шею».

Ай лады, ай лады.

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Всем улыбаемся.

Теплая водичка

Умоет (имя ребенка) личико».

Учитель-дефектолог:

«Что такое чистым быть?

Руки чаще с мылом мыть!

Грязь убрать из-под ногтей,

Да постричь их поскорей.

Умываться по утрам

И еще по вечерам.

Чисто вымою я уши –

Будут уши лучше слушать.

Отчего блестят глаза?

С мылом умывался Я!

Мне еще нужна сноровка,

Чтобы зубы чистить ловко».

Воспитатель:

«Нужно мыться непременно утром, вечером и днем,

Перед каждою едою, после сна и перед сном!»

«Руки мой перед едой!

Грязные руки грозят бедой!»

«Теплою водою руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму и ладошки им потру!» (передаём по кругу кусок мыла, предложить его понюхать).

«Руки с мылом надо мыть, чтоб здоровыми нам быть!!!»

На протяжении нашего проекта мы читали потешки, стихи, а еще мы играли с водой. Игры с водой могут быть разными и мы предлагаем Вам принять в них участие.

Наш «Волшебный мешочек» поможет Вам выбрать локацию (стол) с которой вы начнете знакомиться с играми.

(Родители с детьми проходят к выбранным локациям).

б) Игровая.

1 локация – игры с пеной

Игра «Мыльные ладошки».
Материалы: таз большой с теплой водой, детское жидкое мыло (для пены).

Ход игры:

Ребенок опускает руки в таз с пеной и затем рассматривает свои «мыльные ладошки».

Цель: привлечь ребенка к игре с водой, с пеной, доставить радость от игры с водой и от взаимодействия с взрослым. Развивать зрительно-двигательную координацию, обогащать осязательные ощущения.

Игра «Найди на ощупь».
Материалы: таз большой с теплой водой и с пеной, природный материал (камушки, ракушки), мелкие игрушки.

Ход игры:

Ребенок опускает руки в таз с пеной и на ощупь вылавливает и достает мелкие игрушки и бросовый материал, кладет на поднос рядом с тазом.

Цель: развивать координацию движений рук, обогащать тактильные ощущения, формировать у ребенка понимание инструкции. Вызвать радость от игры с водой и от взаимодействий с взрослым.

Игра «Пузыри в стакане».
Материалы: пластиковый стакан с водой и с необходимым количеством детского жидкого мыла, одноразовая трубочка.

Ход игры:

Взрослый привлекает ребенка подуть в трубочку, чтобы создать пену, оказывает необходимую помощь.

Цель: развивать выдох, формировать понимание инструкции. Доставить радость от результата.

2 локация – игры на изучение свойств воды (льётся, переливается, заполняет сосуды).

Игра «Погружение в воду»
Материалы: большой таз с теплой водой, пластиковая бутылка.

Ход игры: взрослый вместе с ребенком погружает пустую не закрытую бутылку целиком под воду разными способами: горизонтально, под наклоном, вертикально (горлышком вверх и вниз). Наблюдают как при этом емкость заполняется водой.

Цель: изучение свойств воды (вода заполняет сосуды) через экспериментирование, развитие зрительного восприятия, формирование целенаправленного движения руки.

Игра «Брызгалки»
Материалы: большой таз с водой, бутылка с отверстиями (на крышке и на дне), спринцовки.

Ход игры: взрослый вместе с ребенком погружает пустую бутылку целиком под воду, закрывает крышкой и поднимает вверх. Нажимая на стенки бутылки можно можно брызгать воду в емкость, на руки друг другу, на игрушки и т.д.

Цель: изучение свойств воды (вода заполняет сосуды) через экспериментирование, развитие зрительного восприятия, формирование целенаправленного движения руки, обогащать тактильные ощущения, формировать у ребенка понимание инструкции, доставить радость от игр с водой.

Игра «Мельница»
Материалы: большой таз с водой, «Мельница для игр с водой и песком», стаканчики, лопатки, чашки.

Ход игры: взрослый вместе с ребенком набирает в стаканчик (чашку) воду и выливает в воронку «Мельницы», наблюдая как крутится ее колесо.

Для усложнения задания игру проводят с использованием лопатки.

Цель: формировать зрительно-двигательную координацию рук, понимание речи. Доставить радость от результата.

3 локация – игра на изучение свойств предметов.

Игра «Тонет – не тонет».
Материалы: большой таз с теплой водой, камушки, ракушки, абрикосовые косточки, пластмассовые шарики, пенопласт, губки, сачки разных размеров.

Ход игры:

Взрослый предлагает ребенку выбрать предмет и опустить его в воду. Затем комментирует свойство предмета «тонет — не тонет». Аналогичные действия происходят со всеми предметами. Взрослый привлекает внимание ребенка к тому, что тяжелые предметы тонут, легкие – плавают, а некоторые постепенно погружаются в воду (губки, абрикосовые косточки).

Для усложнения игры можно использовать сачки, чтобы выловить предметы, которые плавают.

Цель: на доступном уровне знакомить ребенка со свойствами предметов и воды, их качествами (тяжелый — легкий), развивать зрительно-двигательную координацию, развивать понимание речи. Доставить радость от игры с водой и от взаимодействия с взрослым.

IV. Заключительная часть – Рефлексия.

Учитель-дефектолог подводит итог совместной игровой деятельности с детьми. Задаёт вопрос о том, что мы делали, побуждает отвечать «Да» на доступном индивидуально каждому ребёнку уровне.

— К нам мышка в гости приходила? Ответ: «Да!»

— Мы потешки читали? Ответ: «Да!»

— Мы с водичкой играли? Ответ: «Да!»

Проводится игра «Кто молодец?» (взрослый называет имя ребёнка, спрашивает о том кто молодец, побуждает хлопать в ладоши тому, кого назвали) и «Мы все — молодцы!» (все одновременно хлопают в ладоши и произносят «молодцы» троекратно).

V. Просмотр презентации педагогического проекта по формированию культурно-гигиенических навыков «Чистые ладошки».