Автор: Григурко Ирина Анатольевна
Образовательное учреждение: ГБДОУ детский сад № 26 компенсирующего вида
Населенный пункт: г. Павловск, Санкт-Петербург
Тема: Конспект НОД в группе со сложными дефектами «Мышка лапки плохо мыла».
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Цель:
познакомить родителей с игровыми приемами формирования культурно-гигиенических навыков у детей с ТМНР.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
— создавать условия для развития предметно-игровой деятельности через игры и игровые упражнения на формирование элементарного опыта выполнения действий с игрушками, предметами и водой;
— способствовать развитию коммуникативных умений и навыков на доступном уровне.
Коррекционно-развивающие:
— развивать познавательную активность, формировать предпосылки познавательно-исследовательской деятельности детей с ТМНР;
— развивать зрительное восприятие, целенаправленные движения руки ребёнка;
— обогащать тактильные и осязательные ощущения, расширять сенсомоторный опыт;
— развивать понимание речи, формировать умение соотносить слово с предметом, признаком, действием.
Коррекционно-воспитывающие:
— воспитывать эмоциональную отзывчивость детей во время игр с водой и атрибутами;
— стимулировать активность и инициативность детей при выполнении игровых действий с водой и игрушками.
Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, игры с водой.
Методы и приемы: игровые, наглядные, практическая деятельность детей, использование художественной литературы, подражание действиям взрослого.
Материалы и оборудование: магнитофон, аудиотека (звуки воды), игрушка Мышка, детское мыло, «Волшебный мешочек», плоскостной конструктор, картотеки «Игры по формированию культурно-гигиенических навыков», 3 больших таза с водой, игрушки и атрибуты для игр с водой (смотри локации).
Организационный момент: педагоги располагают детей и родителей по кругу в игровой зоне группового помещения. Индивидуально каждому ребенку с учётом его возможностей подбирается удобное положение (на руках у взрослого, на стульчике или в кресле-опоре).
Все движения и действия проводятся с помощью ассистирующего взрослого.
СТРУКТУРА НОД:
I. Вводная часть.
II. Приветствие.
III. Основная часть.
а) Чтение потешек.
б) Игры с водой по локациям:
1 локация – игры с пеной
2 локация – игры на изучение свойств воды
3 локация – игра на изучение свойств предметов.
IV. Заключительная часть – Рефлексия.
V. Просмотр презентации «Чистые ладошки».
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Воспитатель: В нашем саду проходит неделя Педагогического мастерства.
В рамках этой недели мы пригласили Вас принять участие в игровом досуге «Мышка лапки плохо мыла» — это итоговое мероприятие педагогического проекта «Чистые ладошки» по формированию культурно-гигиенических навыков. Работа у нас проводилась индивидуально с каждым ребенком, и сегодня мы хотим познакомить Вас с игровыми приемами, которые мы использовали на протяжении всего проекта, где Вы будете помогать ребенку выполнять те или иные игровые задания.
II. Приветствие.
Учитель-дефектолог:
— «Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся» (выполняются действия по тексту).
— игровое упражнение «Назови себя по имени» (родитель помогает ребенку назвать себя, остальные участники хлопают в ладоши).
III. Основная часть.
а) Чтение потешек.
Учитель-дефектолог:
«Мышка плохо лапки мыла:
Лишь водичкою смочила,
Мылить мылом не старалась,
И на лапках грязь осталась.
Полотенце в черных пятнах!
Как же это не приятно!
Попадут микробы в рот
Может заболеть живот.
Так что, (имя ребенка), постарайся,
С мылом чаще умывайся!
Воспитатель:
— А ребята наши моют ручки? Умываются?
— Да (ответ детей).
— Покажем родителям как мы умывались?
«Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток и кусался зубок!» (ассистирующий взрослый помогает выполнять детям действие по тексту).
«Чище умойся, воды не жалей!
Будут ладошки снега белей!»
«Я сегодня утром рано умывался из-под крана.
Я и сам теперь умею вымыть личико и шею».
Ай лады, ай лады.
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Всем улыбаемся.
Теплая водичка
Умоет (имя ребенка) личико».
Учитель-дефектолог:
«Что такое чистым быть?
Руки чаще с мылом мыть!
Грязь убрать из-под ногтей,
Да постричь их поскорей.
Умываться по утрам
И еще по вечерам.
Чисто вымою я уши –
Будут уши лучше слушать.
Отчего блестят глаза?
С мылом умывался Я!
Мне еще нужна сноровка,
Чтобы зубы чистить ловко».
Воспитатель:
«Нужно мыться непременно утром, вечером и днем,
Перед каждою едою, после сна и перед сном!»
«Руки мой перед едой!
Грязные руки грозят бедой!»
«Теплою водою руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму и ладошки им потру!» (передаём по кругу кусок мыла, предложить его понюхать).
«Руки с мылом надо мыть, чтоб здоровыми нам быть!!!»
На протяжении нашего проекта мы читали потешки, стихи, а еще мы играли с водой. Игры с водой могут быть разными и мы предлагаем Вам принять в них участие.
Наш «Волшебный мешочек» поможет Вам выбрать локацию (стол) с которой вы начнете знакомиться с играми.
(Родители с детьми проходят к выбранным локациям).
б) Игровая.
1 локация – игры с пеной
Игра «Мыльные ладошки».
Материалы: таз большой с теплой водой, детское жидкое мыло (для пены).
Ход игры:
Ребенок опускает руки в таз с пеной и затем рассматривает свои «мыльные ладошки».
Цель: привлечь ребенка к игре с водой, с пеной, доставить радость от игры с водой и от взаимодействия с взрослым. Развивать зрительно-двигательную координацию, обогащать осязательные ощущения.
Игра «Найди на ощупь».
Материалы: таз большой с теплой водой и с пеной, природный материал (камушки, ракушки), мелкие игрушки.
Ход игры:
Ребенок опускает руки в таз с пеной и на ощупь вылавливает и достает мелкие игрушки и бросовый материал, кладет на поднос рядом с тазом.
Цель: развивать координацию движений рук, обогащать тактильные ощущения, формировать у ребенка понимание инструкции. Вызвать радость от игры с водой и от взаимодействий с взрослым.
Игра «Пузыри в стакане».
Материалы: пластиковый стакан с водой и с необходимым количеством детского жидкого мыла, одноразовая трубочка.
Ход игры:
Взрослый привлекает ребенка подуть в трубочку, чтобы создать пену, оказывает необходимую помощь.
Цель: развивать выдох, формировать понимание инструкции. Доставить радость от результата.
2 локация – игры на изучение свойств воды (льётся, переливается, заполняет сосуды).
Игра «Погружение в воду»
Материалы: большой таз с теплой водой, пластиковая бутылка.
Ход игры: взрослый вместе с ребенком погружает пустую не закрытую бутылку целиком под воду разными способами: горизонтально, под наклоном, вертикально (горлышком вверх и вниз). Наблюдают как при этом емкость заполняется водой.
Цель: изучение свойств воды (вода заполняет сосуды) через экспериментирование, развитие зрительного восприятия, формирование целенаправленного движения руки.
Игра «Брызгалки»
Материалы: большой таз с водой, бутылка с отверстиями (на крышке и на дне), спринцовки.
Ход игры: взрослый вместе с ребенком погружает пустую бутылку целиком под воду, закрывает крышкой и поднимает вверх. Нажимая на стенки бутылки можно можно брызгать воду в емкость, на руки друг другу, на игрушки и т.д.
Цель: изучение свойств воды (вода заполняет сосуды) через экспериментирование, развитие зрительного восприятия, формирование целенаправленного движения руки, обогащать тактильные ощущения, формировать у ребенка понимание инструкции, доставить радость от игр с водой.
Игра «Мельница»
Материалы: большой таз с водой, «Мельница для игр с водой и песком», стаканчики, лопатки, чашки.
Ход игры: взрослый вместе с ребенком набирает в стаканчик (чашку) воду и выливает в воронку «Мельницы», наблюдая как крутится ее колесо.
Для усложнения задания игру проводят с использованием лопатки.
Цель: формировать зрительно-двигательную координацию рук, понимание речи. Доставить радость от результата.
3 локация – игра на изучение свойств предметов.
Игра «Тонет – не тонет».
Материалы: большой таз с теплой водой, камушки, ракушки, абрикосовые косточки, пластмассовые шарики, пенопласт, губки, сачки разных размеров.
Ход игры:
Взрослый предлагает ребенку выбрать предмет и опустить его в воду. Затем комментирует свойство предмета «тонет — не тонет». Аналогичные действия происходят со всеми предметами. Взрослый привлекает внимание ребенка к тому, что тяжелые предметы тонут, легкие – плавают, а некоторые постепенно погружаются в воду (губки, абрикосовые косточки).
Для усложнения игры можно использовать сачки, чтобы выловить предметы, которые плавают.
Цель: на доступном уровне знакомить ребенка со свойствами предметов и воды, их качествами (тяжелый — легкий), развивать зрительно-двигательную координацию, развивать понимание речи. Доставить радость от игры с водой и от взаимодействия с взрослым.
IV. Заключительная часть – Рефлексия.
Учитель-дефектолог подводит итог совместной игровой деятельности с детьми. Задаёт вопрос о том, что мы делали, побуждает отвечать «Да» на доступном индивидуально каждому ребёнку уровне.
— К нам мышка в гости приходила? Ответ: «Да!»
— Мы потешки читали? Ответ: «Да!»
— Мы с водичкой играли? Ответ: «Да!»
Проводится игра «Кто молодец?» (взрослый называет имя ребёнка, спрашивает о том кто молодец, побуждает хлопать в ладоши тому, кого назвали) и «Мы все — молодцы!» (все одновременно хлопают в ладоши и произносят «молодцы» троекратно).
V. Просмотр презентации педагогического проекта по формированию культурно-гигиенических навыков «Чистые ладошки».