Конспект урока литературного чтения.

Автор: Горбонос Юлия Сергеевна

Образовательное учреждение: ГБОУ школа № 464 Пушкинского р-на

Населенный пункт: г. Павловск, Ленинградская область

Тема: Конспект урока литературного чтения, 3 класс, на тему Б. С. Житков «Про обезьянку».

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Ход урока

Орг.момент
— Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь .

Самоопределение к деятельности.
– Мне хотелось бы начать урок со слов известного французского писателя Антуана де Сент Экзюпери: « Мы в ответе за тех, кого приручили».

— Из какого произведения эти слова?( Из сказки « Маленький принц»)

— Можно ли связать содержание рассказа Б.Житкова «Про обезьянку» со словами С.Экзюпери?

— В конце уроке мы постараемся ответить на этот проблемный вопрос.

3. Речевая разминка.

— Итак, приступим к работе.

— Чтобы разговаривать, надо выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

— Поэтому, мы сейчас проведём нашу речевую разминку и посмотрим, к кому сегодня пойдут наши друзья Яшка и Пашка.

— Итак, ЛОТО СКОРОГОВОРОК.

— У каждого на парте есть полоска со скороговоркой. Я даю вам полминутки, чтобы вы её отработали . Начинаем.

— Закончили. Какое сегодня число? … У кого номер…Читай. Называй число. У кого это число?

4.Работа над темой урока

— Ребята, сейчас послушайте внимательно стихотворение .Вашей задачей будет потом мне ответить, кто будет героем нашего урока.

Приплыл по океану

Из Африки матрос,

Малютку-обезьяну

В подарок нам привез.

Сидит она, тоскуя,

Весь вечер напролет

И песенку такую

По-своему поет:

«На дальнем жарком юге,

На пальмах и кустах,

Визжат мои подруги,

Качаясь на хвостах.

Чудесные бананы

На родине моей.

Живут там обезьяны

И нет совсем людей».

(С. Маршак)

— О ком это стихотворение?( об обезьянке)

— Какова его главная мысль?

— Теперь скажите, кто он – герой нашего урока? (Яшка). Он кто? (Обезьянка)

— Из какого он произведения? (« Про обезьянку»)

— Кто является автором этого произведения? ( Б.С. Житков)

— На прошлом уроке мы познакомились с биографией этого писателя.

— Что вы запомнили о нём?

— Попробуйте определить жанр нашего произведения. ( Это рассказ).

— Докажите. Вспомните, что мы называем рассказом? (Рассказ – это небольшое по объему литературное произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем, написано в прозе. Рассказ имеет сюжет, т.е. повествует о конкретных событиях, происходящих в жизни героя.)

— О каких же событиях говорится в рассказе ?Дома вы должны были разделить текст на смысловые части.

— Молодцы, вы все правильно говорите, но все по разному. У всех разные смысловые части получились.

— Сможем ли мы, имея разные смысловые части, работать дальше? (Нет).

— Тогда какую цель поставим перед собой? ( Создать общий план, общие смысловые части).

— Для того, чтобы достичь этой цели я могу предложить вам эталон (образец) или мы можем скорректировать ваши варианты развития сюжета. Что будет быстрее? ( Эталон).

— Я тоже разделила текст на смысловые части, посмотрите, всё правильно? Что здесь не так?( Части расположены не по порядку).

— А что нам поможет в правильном порядке поставить все смысловые части? ( Сюжетно-композиционный треугольник). Но прежде , чем его составлять, немного отдохнём.

5.Физминутка. (1-2 мин.) (Приседание, наклоны, повороты, хлопки на вопросы учителя) или муз. физминутка « Весёлые мартышки».

— Сколько кусков сахара клали обезьянке в чай? (3)

— На сколько пуговиц застёгивался жилет Яшки? (4)

— Сколько лап у обезьянки? (4)

— Сколько пальцев на каждой лапе Яшки? (5)

— Итак, какую часть отнесём к вступлению нашего произведения?

— Да, ещё никакого действия не происходит.

— А кто является главными героями р-за? (Главные герои рассказа — двенадцатилетний школьник и обезьянка.)

— Скажите, зная только имя и кличку мы можем сказать об их внешнем виде, об их характере, об их поступках? Значит ,нам надо разобрать внешний вид героев.

— Как выглядел Яшка? Найдите в тексте и прочитайте.

— Какой был у него характер?

— Какие поступки совершал Яшка? Найдите в тексте.

— Как вы думаете, почему он так делал?

— Как бы вы описали мальчика? Какой он?

— С чего же начинается действие в р-зе?

— Да,это начало действия или …завязка. Что было дальше?

— Вот мы и добрались до вершины сюжетного треуг-ка, до кульминации.

— Напомните, что называется кульминацией? ( Это самый напряжённый момент ).Что же мы отнесём к кульминации?

— Что было дальше?

— И конец действия или…развязка, это…

— В чём заключается главная мысль этого р-за? ( Главная мысль рассказа заключается в том, что содержание в домашних условиях некоторых животных сопряжено с трудностями. Это следует четко осознавать, когда берешь в дом такое животное, как обезьяна. Герой рассказа этого не понимал, когда согласился взять Яшку и поэтому хлебнул с обезьянкой лиха.)

— Можно ли передавать животное из рук в руки?

— Так как же вы понимаете слова: « Мы в ответе за тех, кого приручили»? Можно ли связать эти слова с рассказом ? Почему?

6. Рефлексия

— Сейчас я попрошу вас составить синквейн: 1-ый ряд сочиняет синквейн про мальчика, хозяина Яшки. 2 ряд про Яшку, 3 ряд – про животных.

— Ребята, у вас у многих тоже есть домашние питомцы, за которых вы в ответе. Давайте посмотрим ( показ видеоролика).

7.Итог урока

— Давайте сделаем вывод. Можно ли дома держать диких животных? (нет)

-Почему нельзя держать в доме диких животных?

Вывод: обезьянки должны жить у себя на родине – в джунглях.

— Забирая домой животное, вы

заменяете ему родителей! «Мы в

ответе за тех, кого приручили», не

забывайте это!

Прежде чем взять животное в дом,

задумайтесь о его дальнейшей судьбе.

Вы берете на себя огромную

ответственность.

И никакие обстоятельства, никакие,

даже самые веские на ваш взгляд

причины не могут оправдать

предательства и жестокости к тем, кого

вы приручили.

Образец плана:

План произведения:

1. Обезьянка

2. Знакомство с семьей

3. Первый день

4. Ссора с папой

5. Примирение

6. Поведение с гостьей

7. Яшка на прогулке

8. Драка

9. Семья без Яшки

Или

План:

1. Знакомство с обезьянкой.

2. Жизнь Яшки в семье мальчика.

3. Приключения с дамой.

4. Бой с Каштаном.

5. Гонка за котом.

6. Яшка – царь во дворе.

7. Расставание.

Образец синквейна:

Яшка.

Непоседливый, балованный.

Играет, шкодничает, дерется.

Принес семье много хлопот.

Обезьянка.