Автор: Горбонос Юлия Сергеевна
Образовательное учреждение: ГБОУ школа № 464 Пушкинского р-на
Населенный пункт: г. Павловск, Ленинградская область
Тема: Конспект урока литературного чтения, 3 класс, на тему Б. С. Житков «Про обезьянку».
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Ход урока
Орг.момент
— Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь .
Самоопределение к деятельности.
– Мне хотелось бы начать урок со слов известного французского писателя Антуана де Сент Экзюпери: « Мы в ответе за тех, кого приручили».
— Из какого произведения эти слова?( Из сказки « Маленький принц»)
— Можно ли связать содержание рассказа Б.Житкова «Про обезьянку» со словами С.Экзюпери?
— В конце уроке мы постараемся ответить на этот проблемный вопрос.
3. Речевая разминка.
— Итак, приступим к работе.
— Чтобы разговаривать, надо выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
— Поэтому, мы сейчас проведём нашу речевую разминку и посмотрим, к кому сегодня пойдут наши друзья Яшка и Пашка.
— Итак, ЛОТО СКОРОГОВОРОК.
— У каждого на парте есть полоска со скороговоркой. Я даю вам полминутки, чтобы вы её отработали . Начинаем.
— Закончили. Какое сегодня число? … У кого номер…Читай. Называй число. У кого это число?
4.Работа над темой урока
— Ребята, сейчас послушайте внимательно стихотворение .Вашей задачей будет потом мне ответить, кто будет героем нашего урока.
Приплыл по океану
Из Африки матрос,
Малютку-обезьяну
В подарок нам привез.
Сидит она, тоскуя,
Весь вечер напролет
И песенку такую
По-своему поет:
«На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах,
Визжат мои подруги,
Качаясь на хвостах.
Чудесные бананы
На родине моей.
Живут там обезьяны
И нет совсем людей».
(С. Маршак)
— О ком это стихотворение?( об обезьянке)
— Какова его главная мысль?
— Теперь скажите, кто он – герой нашего урока? (Яшка). Он кто? (Обезьянка)
— Из какого он произведения? (« Про обезьянку»)
— Кто является автором этого произведения? ( Б.С. Житков)
— На прошлом уроке мы познакомились с биографией этого писателя.
— Что вы запомнили о нём?
— Попробуйте определить жанр нашего произведения. ( Это рассказ).
— Докажите. Вспомните, что мы называем рассказом? (Рассказ – это небольшое по объему литературное произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем, написано в прозе. Рассказ имеет сюжет, т.е. повествует о конкретных событиях, происходящих в жизни героя.)
— О каких же событиях говорится в рассказе ?Дома вы должны были разделить текст на смысловые части.
— Молодцы, вы все правильно говорите, но все по разному. У всех разные смысловые части получились.
— Сможем ли мы, имея разные смысловые части, работать дальше? (Нет).
— Тогда какую цель поставим перед собой? ( Создать общий план, общие смысловые части).
— Для того, чтобы достичь этой цели я могу предложить вам эталон (образец) или мы можем скорректировать ваши варианты развития сюжета. Что будет быстрее? ( Эталон).
— Я тоже разделила текст на смысловые части, посмотрите, всё правильно? Что здесь не так?( Части расположены не по порядку).
— А что нам поможет в правильном порядке поставить все смысловые части? ( Сюжетно-композиционный треугольник). Но прежде , чем его составлять, немного отдохнём.
5.Физминутка. (1-2 мин.) (Приседание, наклоны, повороты, хлопки на вопросы учителя) или муз. физминутка « Весёлые мартышки».
— Сколько кусков сахара клали обезьянке в чай? (3)
— На сколько пуговиц застёгивался жилет Яшки? (4)
— Сколько лап у обезьянки? (4)
— Сколько пальцев на каждой лапе Яшки? (5)
— Итак, какую часть отнесём к вступлению нашего произведения?
— Да, ещё никакого действия не происходит.
— А кто является главными героями р-за? (Главные герои рассказа — двенадцатилетний школьник и обезьянка.)
— Скажите, зная только имя и кличку мы можем сказать об их внешнем виде, об их характере, об их поступках? Значит ,нам надо разобрать внешний вид героев.
— Как выглядел Яшка? Найдите в тексте и прочитайте.
— Какой был у него характер?
— Какие поступки совершал Яшка? Найдите в тексте.
— Как вы думаете, почему он так делал?
— Как бы вы описали мальчика? Какой он?
— С чего же начинается действие в р-зе?
— Да,это начало действия или …завязка. Что было дальше?
— Вот мы и добрались до вершины сюжетного треуг-ка, до кульминации.
— Напомните, что называется кульминацией? ( Это самый напряжённый момент ).Что же мы отнесём к кульминации?
— Что было дальше?
— И конец действия или…развязка, это…
— В чём заключается главная мысль этого р-за? ( Главная мысль рассказа заключается в том, что содержание в домашних условиях некоторых животных сопряжено с трудностями. Это следует четко осознавать, когда берешь в дом такое животное, как обезьяна. Герой рассказа этого не понимал, когда согласился взять Яшку и поэтому хлебнул с обезьянкой лиха.)
— Можно ли передавать животное из рук в руки?
— Так как же вы понимаете слова: « Мы в ответе за тех, кого приручили»? Можно ли связать эти слова с рассказом ? Почему?
6. Рефлексия
— Сейчас я попрошу вас составить синквейн: 1-ый ряд сочиняет синквейн про мальчика, хозяина Яшки. 2 ряд про Яшку, 3 ряд – про животных.
— Ребята, у вас у многих тоже есть домашние питомцы, за которых вы в ответе. Давайте посмотрим ( показ видеоролика).
7.Итог урока
— Давайте сделаем вывод. Можно ли дома держать диких животных? (нет)
-Почему нельзя держать в доме диких животных?
Вывод: обезьянки должны жить у себя на родине – в джунглях.
— Забирая домой животное, вы
заменяете ему родителей! «Мы в
ответе за тех, кого приручили», не
забывайте это!
Прежде чем взять животное в дом,
задумайтесь о его дальнейшей судьбе.
Вы берете на себя огромную
ответственность.
И никакие обстоятельства, никакие,
даже самые веские на ваш взгляд
причины не могут оправдать
предательства и жестокости к тем, кого
вы приручили.
Образец плана:
План произведения:
1. Обезьянка
2. Знакомство с семьей
3. Первый день
4. Ссора с папой
5. Примирение
6. Поведение с гостьей
7. Яшка на прогулке
8. Драка
9. Семья без Яшки
Или
План:
1. Знакомство с обезьянкой.
2. Жизнь Яшки в семье мальчика.
3. Приключения с дамой.
4. Бой с Каштаном.
5. Гонка за котом.
6. Яшка – царь во дворе.
7. Расставание.
Образец синквейна:
Яшка.
Непоседливый, балованный.
Играет, шкодничает, дерется.
Принес семье много хлопот.
Обезьянка.