Конспект урока «Местоимение».

Автор: Кит Ирина Сергеевна

Образовательное учреждение: МАОУ «СОШ №65 г. Улан-Удэ им. Г.С. Асеева»

Населенный пункт: г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Тема: Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Местоимение».

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Дата публикации: 13.04.2019

Педагогические цели:

создать условия для определения местоимения как части речи;
формировать умение распознавать местоимения среди других частей речи;
развивать умение правильно употреблять местоимения в речи .
Планируемые результаты:

предметные:

распознавать местоимения среди других частей речи;
определять лицо и число местоимений
метапредметные:

понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
выделять группы слов по определённым признакам;
делать выводы из наблюдений;
обобщать сведения по изучаемой теме
личностные:

проявлять интерес к изучению русского языка
понимать,что правильная устная и письменная речь свидетельствует о культуре человека.

Задачи по формированию УУД:

коммуникативные (умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе, построение речевых высказываний ,согласованность действий с партнёрами ,планирование учебного сотрудничества);
личностные (знать основные моральные нормы и уметь их выполнять, оценивать свои поступки и дела);
регулятивные(самоконтроль ,самооценка, целеполагание ,планирование ,прогнозирование, умение формулировать тему, коррекция);
познавательные(умение анализировать текст ,работать с текстом, классифицировать, ставить проблему, выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической деятельности).
Оборудование:

Учебник русского языка. Авторы : В.П.Канакина , В.Г.Горецкий. Издательство «Просвещение»2012г.

Этапы урока

Содержание урока

Формируемые УУД

Организационный момент

Побудительная мотивация.

Посмотрите на себя, на свою парту. Всё ли в порядке, всё ли готово к уроку? Посмотрите друг на друга.

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Встаньте, дети, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!

Личностные УУД.

Актуализация опорных знаний

У. —Ребята, наш урок мы начнём с минутки чистописания:

Что посеешь, то и пожнёшь . (пословица)

-Как вы понимаете смысл пословицы?

Лексический диктант:

Растение семейства бобовых, а также его круглые семена, зёрна (горох)
Полукустарниковое растение со сладкими обычно красными ягодами, а также сами ягоды (малина)
Огородное растение; томат (помидор)
Цвет золота (жёлтый)
Четвёртый день недели (четверг)
Цвет угля (чёрный)
Приветствие при встрече (здравствуйте)
Железнодорожный подземный электрический транспорт (метро)
Овощ, растение с клубнями, богатыми крахмалом (картофель)
Национальность и язык основного коренного населения России (русский)
(Дети объясняют написание словарных слов и говорят к какой части речи они относятся)

У.-Давайте прочитаем текст:

Филин – красивая птица. У филина длинные крылья жёлтого цвета. Глаза у филина красноватые. Филин – ночная птица.

У.-Что заметили вы в этом тексте?

Д.-В каждом предложении повторяется слово «филин».

У.- Какие слова мы употребляем, чтобы не было повторов?

Д.-Я, ты, мы, он, она, оно

У.—Ребята, а кто из вас помнит, как называется эта часть речи?

Д.—Это местоимения.

У.—Молодцы! Хорошо ли мы знаем эту часть речи? Что вы можете сказать о ней? (дети затрудняются ответить) Значит, какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

Регулятивные УУД.

(выдвигают различные версии)

Целеполагание.

Д.—Мы должны узнать что-то новое о местоимении.

—Что это за часть речи, что обозначает, на какие вопросы отвечает.

—Как изменяется, как отличить её от других частей речи.

—Когда в речи мы употребляем местоимения — это тоже важно знать.

Регулятивные УУД.

Изучение нового материала.

У.—Чтобы поближе узнать, что такое местоимение, давайте послушаем грамматическую сказку.

«Достойная замена»

-Будьте любезны,- обратилось как-то Существительное к Местоимению,-займите моё место на время, я уже всем глаза намозолило…

Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливыми, Существительное, Прилагательное и Числительное вместо себя оставляют своих заместителей – Местоимения. Заместители имён такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, и уж во всяком случае местоимения он, она, они, оно могут заменить любое Существительное.

Д.—Во время разговора мы часто пользуемся местоимениями. Без них трудно обойтись в нашей речи— будут повторы.

Я и МЫ, ТЫ и ВЫ,

ОН, ОНА, ОНО, ОНИ –

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Все местоимения.

У.—Откройте учебник на стр.92.Прочитайте тему урока.

Найдите упр. 156. Рассмотрите рисунки и назовите местоимения.

У.-В учебнике у нас тоже есть правило. Прочитайте его и скажите, что нового вы узнали об этой части речи из правила?

Д.—Местоимения имеют лицо.

—У местоимений 3 лица-1, 2, 3.

—А ещё у местоимений есть число: единственное и множественное.

У.—с. 93 упр. 157

— Какие местоимения встретились в этом стихотворении?

Д.— Местоимения –я , ты.

У.— Что вы о них можете сказать? Чем вы можете воспользоваться?

Д.—Таблицей учебника.

Д.— Местоимение « я» 1л., ед. ч; местоимение «ты» 2л., ед. ч.

Познавательные УУД.

Коммуникативные УУД.

Закрепление изученного

1)Придумай предложение с местоимением.

(Я живу в Москве.)

2)Игра «Найди местоимение»

-Отгадайте загадку:

Моё стихотворение-

Про местоимения…

Утром-

Так заведено-

Разомкнёшь ресницы,

И к тебе идёт ОНО

Розовой жар-птицей…

А стемнеет- ОН придёт:

Тоненький,

Смущённый,-

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной.

Срок прошёл – плывёт ОНА

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна…

Кто же ОН, ОНО, ОНА? (месяц, солнце и луна)

У.-Какие местоимения вы услышали?

-Что такое местоимение мы с вами разобрались. Как вы думаете, какую задачу мы ещё должны решить с вами?

Д.— Мы должны научиться правильно использовать местоимения в речи.

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД.

Физкультурная пауза

Услышав местоимения, дети хлопают в ладоши.)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он и я, и ты,

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет доброты,

И не будет красоты,

Если только я и ты,

Если мы сорвём цветы.

Личностные УУД.

Познавательные УУД.

Продолжение работы по теме урока.

У.—А теперь вспомните, какие ещё цели мы ставили в начале урока.

Д.— Надо понять, зачем мы в нашей речи употребляем местоимения.

У.—Чтобы разобраться в этом, предлагаю выполнить следующее задание. (с.94 упр. 159)

Знакомство с новым словарным словом

У.- Прочитайте и отгадайте загадку:

То он Солнышко лучистое,
То он Облачко пушистое.
Лета ждать не захотел.
Ветер дунул — облетел!

Запись словарного слова «одуванчик» в тетрадь.

Списать загадку об одуванчике и подчеркнуть местоимения. Устно с помощью таблицы определить лицо и число местоимений.

Итог урока.

—С какой частью речи познакомились?

—Почему местоимения так называются?

—Зачем мы используем местоимения в речи?

Рефлексия.

—Что интересного было на уроке?

—Чему научились?

—Что сегодняшний урок принёс вам?

-Оцените себя по лесенке успеха