Конспект урока развития речи «Природа в музыке, поэзии, живописи»

Автор: Кочнева Елена Юрьевна

Образовательное учреждение: КОУ «Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Населенный пункт: Урай, Ханты-Мансийский АО

Тема: Конспект урока развития речи «Природа в музыке, поэзии, живописи»

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Дата публикации: 27.03.2019

Цели:

Образовательная цель: Познакомиться с произведениями искусства, изображающими русскую природу: живопись, поэзия, музыка.

Коррекционно-развивающая цель: Развивать аналитико-синтетическую деятельность, путем анализа, сравнения, обобщения материала.

Воспитательная цель: Воспитывать у детей любовь к русской литературе, учить ценить и беречь прекрасное.

Оборудование:

1.Картины И.Грабарь «Февральская лазурь»; В.Поленов «Ранний снег»

2. ТСО: музыка Чайковского «Времена года».

3. Выставка дополнительной литературы: произведения писателей и поэтов о природе.

Структура урока

I. Организационный этап урока.

II.Мотивационный этап урока.

III.Актуализация первичных понятий.

IV.Закрепление полученных умений.

V.Валеологический этап урока.

VI.Этап обобщения умений.

VII.Творческая работа.

VIII.Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный этап урока.

Учитель: В поэзии, музыки и живописи издавна осень, зима, лето, весна означают нечто больше, чем обычные времена года. Они связаны с пробуждением и расцветом жизненных сил, радости, веселья, грусти и печали.

II.Мотивационный этап урока.

Родная природа привлекала поэтов, художников, композиторов своей скромностью и простотой. Она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия.

Стихи, музыка и живопись оказывают благотворное влияние на душу человека, открывают ему красоту родной земли, учат бережно относиться к ней.

Сегодня, ребята, мы будем говорить о природе. Но это широкая тема, мы возьмем узкую тему, поговорим об одном времени года. Я задам вам задам загадки, вы их отгадаете и узнаете, о каком времени года пойдет речь.

1.Загадки о зиме. Учитель читает загадки, дети отгадывают.

2.Чтение стихотворения Кедрина «Скинуло кафтан зеленое лето».

– Обращение к эпиграфу.

III.Актуализация первичных понятий.

3.Знакомство с картинами.

Грабарь «Февральская лазурь».

–Ребята, давайте опишем картину.

–Что мы видим на картине?

-Чем она нас поражает?

-Какое настроение вызывает эта картина?

Поленов «Ранний снег»

-Послушаем рассказ, который приготовлен к картине.

-Чем бы вы дополнили описание?

Можно ли сравнить эти картины? Чем они похожи?

-Чем отличаются?

-Какие краски преобладают на картине Грабаря, Поленова.

4. Работа со стихами.

-Ребята, откройте стихи, которые вы учили дома.

-Какие строчки из ваших стихов подходят к картине Грабаря, Поленова.

-Выразительное чтение стихов.

IV.Закрепление полученных умений.

5. Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою зимою» (один ученик читает стихотворение перед классом).

-Сейчас каждый из вас внимательно прочитает стихотворение и вдумается в каждую строчку.

-Что вы представили, когда читали стихотворение?

-Какую картину вы бы нарисовали?

-Какие краски преобладают в вашей картине?

-Обратите внимание на слова чародейка, бахрома. Дать лексическое значение этих слов.

-Как автор подчеркивает красоту леса?

-Вспомните, что такое эпитет? Назовите эпитеты, которые помогают представить зимнюю сказку?

-Какие чувства вызывает у вас стихотворение?

-Какая из картин больше подходит к стихотворению?

-Найдите строчки, которые подходят к картине Грабаря, Поленова.

-Какие строчки можно отнести к обеим картинам?

V.Валеологический этап урока.

Руки подняли, покачали.

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В сторону руки,

Плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем

Руки согнули в локтях.

VI.Этап обобщения умений.

6.Работа с художественными средствами языка. (определения записаны на доске).

Олицетворение – уподобление неживого предмета живому.

Сравнение – определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим.

-Найдем олицетворения в стихах, сейчас сравнения.

-Какую роль играют художественные средства в стихотворении?

(ученики записывают определение сравнения и олицетворения в тетради, в ходе работы учитель на доску выписывает примеры олицетворений и сравнений, которые называют дети).

7.«Экскурсия» в зимний лес.

-Слушаем музыку Чайковского «Времена года».

-Какое время года вы увидели, слушая музыку?

-Какой была музыка?

-Какое настроение она у вас вызвала?

-Какую музыку написали бы вы, гуляя по зимнему лесу?

-К какой из картин подходит мелодия Чайковского?

Выводы:

-При помощи каких средств можно изобразить зимний лес?

-Как изображают лес поэты, художники, композиторы?

-С какими художниками мы познакомились?

-Какого композитора слушали? Как называется его произведение?

-Каких поэтов вы запомнили, которые писали о зиме?

(обратимся к стенду)

VII.Творческая работа.

-Ребята, сейчас мы с вами поделимся на писателей и художников.

-Писатели напишут сочинение-миниатюру «Зимняя сказка».

(2-3 сочинения послушать, оценить, рисунки показать всем, оценить)

8.Сегодня мы поговорили об одном из прекрасных времен года – зиме. Наш урок хочется закончить словами К.Паустовского «И если мне захочется иногда жить до ста двадцати лет, то потому, что мало одной жизни, чтобы до конца испытать очарование и исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране».

VIII.Домашнее задание.

Групповая форма работы.

Первая группа. Художники подберут к свои картинам строчки из стихотворений, которые вы учили дома.

Вторая группа. Писатели выпишут из сочинений художественные средства, которые использовали при написании работ.