Конспект занятия по грамоте «Знакомство с буквой К».

Автор: Богомолова Оксана Вячеславовна

Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад №29 «Рябинка»

Населенный пункт: г. Саров, Нижегородская область

Тема: Конспект занятия по грамоте «Знакомство с буквой К».

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Цель: познакомить с буквой К и к.

Рассказать, что буква к обозначает звуки «к» и «кь»

Задачи: формировать умение выкладывать предложения в соответствии с правилами.

Закреплять знания о том, что буква я может обозначать два звука «й» и «а» в начале слова и после гласной.

Закреплять умение детей называть слова определенной звуковой конструкции.

Материал: красные, синие, зеленые, черные фишки, буквы К и к, касса с пройденными буквами.

Ход занятия.

1. Знакомство с буквами К и к

В: Ребята, послушайте стихотворение и скажите какой звук повторяется чаще всего?

Кот копеек накопил

Кошке козочку купил,

А козе капустки,

Кочанчики хрустки.

Будет козочка крепка.

Кошке даст молока.

В.: чаще всего повторялся звук К. Какой он согласный, или гласный?

Для того, чтобы записать звук к нужна буква К. Звук К обозначается буквой Ка.

(показать букву К). Произнесем вместе Ка.

На что или на кого похожа буква К? (раскрытый клюв вороны, рожки у жука, знаки больше/меньше)

-Сколько элементов у буквы К? (Буква К состоит из трех палочек, одну большую прямую поставим вертикально, две под наклоном приставляем к середине.)

— В какую сторону смотрит буква К ( вправо)

На прямую палочку

Справа села галочка

Там поныне и сидит –

Буква К на нас глядит.

Давайте представим, что у нас в руках невидимые карандаши, и нарисуем в воздухе букву К. А теперь давайте сложим букву К из палочек.

Ребята буква К бывает большая и маленькая. посмотрите на свои подносы.

Ребята, с большой буквы пишутся некоторые слова, например, имена людей, клички животных, название, улиц, городов. Подумайте, какие имена начинаются с буквы К.

(Катя, Кирилл, Костя, Ксюша, Карина, Коля)

2. Артикуляционная гимнастика

А теперь давайте произнесем со мной такое стихотворение

По утрам мой брат Кирилл

Тех зайчат травой кормил.

Какое имя нам встретилось? (Кирилл, с какой буквы оно начинается?)

3.Характеристика звуков Ки КЬ

-Ребята, буква К обозначает звуки К и КЬ. При произнесении звука К губы раскрыты. Давайте произнесем звук К.

При произнесении звука КЬ губы расплываются в легкой улыбке и открываются зубы. Давайте произнесем звук КЬ

— Посмотрите, кто нарисован на этой картине? Что она делает?(Девочка держит куклу)

У этой девочки есть имя. Как зовут девочку, вы сами сейчас узнаете, я вам назову звуки, а вы составите слово [К] [И] [Р] [А] – какое получилось имя?

Составьте предложение с этим именем, глядя на картинку.

У КИРЫ КУКЛА.

4. Работа с предложением

— Сколько слов в предложении ? (3). Уточняем, что слова в предложении нужно выкладывать на расстоянии друг от друга, а буквы в слове ставить рядом.

— Первое слово -У- предлог, обратите внимание, что это отдельное слово, состоящие из одной буквы. Предложение всегда начинается с заглавной буквы.

— Второе слово — Кира. Кира это имя девочки, с какой буквы пишутся имена людей? (с большой)

— Третье – кукла.

В конце предложения ставится точка.

-А теперь выложите (У Киры кукла)

-Сколько слов у нас получилось (три)

Кто хочет сделать это у доски?

(Один ребенок выкладывает предложение у доски. Предложить выбрать буквы для первого, второго, третьего слова)

А теперь давайте найдем ударный гласный звук в слов Кира. (Один-два ребенка) Обозначим ударный звук черной фишкой.

Теперь давайте найдем слова, в которых встречаются звуки К и КЬ. (Кира, кукла)

Давайте произнесем слово Кира, в слове Кира какой звук мы слышим К или КЬ? (КЬ- обозначим его зеленой фишкой)

А теперь давайте произнесем слово кукла. Сколько здесь звуков К или КЬ? (Два звука К- обозначим их синей фишкой)

5.Игра назови слова со звуками К и КЬ

Назовите еще слова, в которых встречается звук КЬ?

А теперь слова в которых встречается звук К?

6.Физкультминутка «Мамина сумка»

А теперь я предлагаю вам встать около стола. Ребята, звуки К и КЬ очень озорные, они любят прятаться в словах. Я предлагаю вам поиграть.

Однажды я пошла в магазин за продуктами, и в моей сумке спрятались звуки К и Кь, слушайте внимательно. Если в этих словах есть звуки К или КЬ хлопайте в ладоши, а если нет, топайте ногами.

Вот пошла я в магазин и купила…

Апельсин, Морковку, Укроп, Хлеб, Картофель, Капусту, Сахар, Соль, Кофе, Масло, Сыр и Молоко…Ох нести как нелегко!!!

7. Звуковой анализ слова.

Присаживайтесь. Ребята, отгадайте загадку

Когда ее копают, из нее забирают землю

Правильно, это яма. (показ иллюстрации)

А теперь давайте попробуем выложить слово яма. (Дети выкладывают слова «яма»)

Игра «Зажги фонариками слово». Звукобуквенный анализ слов.

А теперь давайте обозначим звуки. (ЙАМА)

Какой первый звук ?( Й) Какой он? (Согласный, мягкий. Это самый короткий звук)

Какой звук второй, третий, четвертый?

Давайте вспомним, что если буква Я

Сколько согласных/ гласных звуков? Сколько букв в этом лове? Сколько звуков?

Почему звуков больше? Буква Я может обозначать два звука- Й и А, если она стоит в начале слова.

8. Игра «Назови слова»

А теперь придумайте слова, в которых встречается звук Й? (Йогурт, Ель, Яна, Еж, Йод….)

9. Итог

Молодцы ребята. С какой буквой мы с вами познакомились сегодня (Ка)

Какие звуки обозначает буква Ка? (КЬ и К)

Что еще мы вспомнили о букве Я? (может обозначать два звука в начале?)

Что было трудным для….?

Что понравилось ….?

Литература.

1. Л.Е.Журова Обучение дошкольников грамоте . — М.: Школьная пресса, 2004. — 144с.

2. Д.Г. Шумаева Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению. / СПб.: Детство-Пресс, 2010. — 188с.