Автор: Богомолова Оксана Вячеславовна
Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад №29 «Рябинка»
Населенный пункт: г. Саров, Нижегородская область
Тема: Конспект занятия по грамоте «Знакомство с буквой К».
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Цель: познакомить с буквой К и к.
Рассказать, что буква к обозначает звуки «к» и «кь»
Задачи: формировать умение выкладывать предложения в соответствии с правилами.
Закреплять знания о том, что буква я может обозначать два звука «й» и «а» в начале слова и после гласной.
Закреплять умение детей называть слова определенной звуковой конструкции.
Материал: красные, синие, зеленые, черные фишки, буквы К и к, касса с пройденными буквами.
Ход занятия.
1. Знакомство с буквами К и к
В: Ребята, послушайте стихотворение и скажите какой звук повторяется чаще всего?
Кот копеек накопил
Кошке козочку купил,
А козе капустки,
Кочанчики хрустки.
Будет козочка крепка.
Кошке даст молока.
В.: чаще всего повторялся звук К. Какой он согласный, или гласный?
Для того, чтобы записать звук к нужна буква К. Звук К обозначается буквой Ка.
(показать букву К). Произнесем вместе Ка.
На что или на кого похожа буква К? (раскрытый клюв вороны, рожки у жука, знаки больше/меньше)
-Сколько элементов у буквы К? (Буква К состоит из трех палочек, одну большую прямую поставим вертикально, две под наклоном приставляем к середине.)
— В какую сторону смотрит буква К ( вправо)
На прямую палочку
Справа села галочка
Там поныне и сидит –
Буква К на нас глядит.
Давайте представим, что у нас в руках невидимые карандаши, и нарисуем в воздухе букву К. А теперь давайте сложим букву К из палочек.
Ребята буква К бывает большая и маленькая. посмотрите на свои подносы.
Ребята, с большой буквы пишутся некоторые слова, например, имена людей, клички животных, название, улиц, городов. Подумайте, какие имена начинаются с буквы К.
(Катя, Кирилл, Костя, Ксюша, Карина, Коля)
2. Артикуляционная гимнастика
А теперь давайте произнесем со мной такое стихотворение
По утрам мой брат Кирилл
Тех зайчат травой кормил.
Какое имя нам встретилось? (Кирилл, с какой буквы оно начинается?)
3.Характеристика звуков Ки КЬ
-Ребята, буква К обозначает звуки К и КЬ. При произнесении звука К губы раскрыты. Давайте произнесем звук К.
При произнесении звука КЬ губы расплываются в легкой улыбке и открываются зубы. Давайте произнесем звук КЬ
— Посмотрите, кто нарисован на этой картине? Что она делает?(Девочка держит куклу)
У этой девочки есть имя. Как зовут девочку, вы сами сейчас узнаете, я вам назову звуки, а вы составите слово [К] [И] [Р] [А] – какое получилось имя?
Составьте предложение с этим именем, глядя на картинку.
У КИРЫ КУКЛА.
4. Работа с предложением
— Сколько слов в предложении ? (3). Уточняем, что слова в предложении нужно выкладывать на расстоянии друг от друга, а буквы в слове ставить рядом.
— Первое слово -У- предлог, обратите внимание, что это отдельное слово, состоящие из одной буквы. Предложение всегда начинается с заглавной буквы.
— Второе слово — Кира. Кира это имя девочки, с какой буквы пишутся имена людей? (с большой)
— Третье – кукла.
В конце предложения ставится точка.
-А теперь выложите (У Киры кукла)
-Сколько слов у нас получилось (три)
Кто хочет сделать это у доски?
(Один ребенок выкладывает предложение у доски. Предложить выбрать буквы для первого, второго, третьего слова)
А теперь давайте найдем ударный гласный звук в слов Кира. (Один-два ребенка) Обозначим ударный звук черной фишкой.
Теперь давайте найдем слова, в которых встречаются звуки К и КЬ. (Кира, кукла)
Давайте произнесем слово Кира, в слове Кира какой звук мы слышим К или КЬ? (КЬ- обозначим его зеленой фишкой)
А теперь давайте произнесем слово кукла. Сколько здесь звуков К или КЬ? (Два звука К- обозначим их синей фишкой)
5.Игра назови слова со звуками К и КЬ
Назовите еще слова, в которых встречается звук КЬ?
А теперь слова в которых встречается звук К?
6.Физкультминутка «Мамина сумка»
А теперь я предлагаю вам встать около стола. Ребята, звуки К и КЬ очень озорные, они любят прятаться в словах. Я предлагаю вам поиграть.
Однажды я пошла в магазин за продуктами, и в моей сумке спрятались звуки К и Кь, слушайте внимательно. Если в этих словах есть звуки К или КЬ хлопайте в ладоши, а если нет, топайте ногами.
Вот пошла я в магазин и купила…
Апельсин, Морковку, Укроп, Хлеб, Картофель, Капусту, Сахар, Соль, Кофе, Масло, Сыр и Молоко…Ох нести как нелегко!!!
7. Звуковой анализ слова.
Присаживайтесь. Ребята, отгадайте загадку
Когда ее копают, из нее забирают землю
Правильно, это яма. (показ иллюстрации)
А теперь давайте попробуем выложить слово яма. (Дети выкладывают слова «яма»)
Игра «Зажги фонариками слово». Звукобуквенный анализ слов.
А теперь давайте обозначим звуки. (ЙАМА)
Какой первый звук ?( Й) Какой он? (Согласный, мягкий. Это самый короткий звук)
Какой звук второй, третий, четвертый?
Давайте вспомним, что если буква Я
Сколько согласных/ гласных звуков? Сколько букв в этом лове? Сколько звуков?
Почему звуков больше? Буква Я может обозначать два звука- Й и А, если она стоит в начале слова.
8. Игра «Назови слова»
А теперь придумайте слова, в которых встречается звук Й? (Йогурт, Ель, Яна, Еж, Йод….)
9. Итог
Молодцы ребята. С какой буквой мы с вами познакомились сегодня (Ка)
Какие звуки обозначает буква Ка? (КЬ и К)
Что еще мы вспомнили о букве Я? (может обозначать два звука в начале?)
Что было трудным для….?
Что понравилось ….?
Литература.
1. Л.Е.Журова Обучение дошкольников грамоте . — М.: Школьная пресса, 2004. — 144с.
2. Д.Г. Шумаева Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению. / СПб.: Детство-Пресс, 2010. — 188с.