Автор: Мисюрина Лариса Евгеньевна
Образовательное учреждение: МБДОУ детский сад № 21
Населенный пункт: г. Усолье-Сибирское, Иркутская область
Тема: Конспект занятия по математике в средней группе по ФГОС.
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названия геометрических фигур, временных представлений.
Задачи:
-закрепление знаний прямого счета в пределах пяти;
-умение находить последующее и предыдущее число от названного
и обозначенного;
-продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов;
— различать количественный и порядковый счет в пределах 5;
— продолжать учить составлять фигуру из геометрических фигур;
— закрепление знаний в названии времен года, времени суток, названия геометрических фигур;
Ход занятия:
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
(дети заходят в группу, здороваются, садятся полукругом на ковре)
Воспитатель: Ребята сегодня в нашей группе все необычно, к нам в гости пришли ваши родители.
И сегодня я предлагаю со всеми нашими гостями отправится в сказочное путешествие, мы откроем дверь в другой, необыкновенный, удивительный мир, в котором полно чудес.
Согласны? Войти в этот сказочный мир могут только те дети, которые любят путешествовать, фантазировать и мечтать. А помогу вам в этом я – я буду сегодня не просто
Надеждой Анатольевной, я буду мудрым Звездочетом из Планеты чудес.(Одевает колпачок, волшебную палочку, мантию)
В.: С давних пор живу я на Планете чудес. За тысячи лет повидала много необыкновенного и интересного. У меня есть старинная волшебная книга, куда я записываю
необыкновенные истории и сказки (открывает волшебную книгу).
И СЕГОДНЯ Я ВАМ РАССКАЖУ ОДНУ ИСТОРИЮ, КОТОРАЯ ПРОИЗОШЛА В ОДНОМ КОРОЛЕВСТВЕ. В одной звездной стране жил-был царь со своей звездной царицей и дочкой – принцессой
Звездочкой. Нажил царь много богатств. Решил он как-то все в своей стране пересчитать. Летал, летал он на воздушном шаре по небу, считал, считал… Вернулся домой,
царица спрашивает – «Ну что? Все пересчитал?» А царь и не знает что ответить. Не помнит царь!.. Рассердилась царица, а царь ТОЖЕ расстроился… Тогда мудрый
Звездочет говорит ему:»… Как вы думаете, что посоветовал Звездочет? (ответы и догадки детей)
А Звездочет ему говорит: «Чтобы не забыть, сколько всего звезд, облачков, птиц и др., надо было вам ваше величество все записать, записать числа с помощью цифр.
пересчитайте и обозначь цифрой количество. Ведь цифра – это знак числа».
Но царю еще больше грустно стало, так как он не знал цифр и не умел считать! Я предлагаю отправиться в ту страну и помочь королю. Ребята, поможем царю из
Звездной страны? Сейчас я взмахну волшебной палочкой и превращаю вас в помощников Звездочета и мы отправляемся в волшебную Звездную страну.
Закрываем глазки и вокруг себя кружимся.«Крибле-крабле- бумс…» (Музыка, зажечь фонари) Покружились.
Вот мы и оказались в волшебной, звездной стране садитесь за звездные столы. Ведь вы теперь юные звездочеты помните об этом.
Ой, ребят смотрите это же портрет самого царя!
Царь оставил свой портрет, а сам наблюдает за вами в небесный телескоп. Думает: справятся они или нет?..
1) Задание «ПЕРЕСЧИТАЙ ПРЕДМЕТЫ»
В. Смотрите: царь оставил не только свой портрет, но и свои карточки, видно те которые не смог сосчитать.
У каждого на столе лежат карточки с цифрами от 1 до 5.Пересчитайте предметы на карточках и обозначьте количество предметов цифрой
(дети пересчитывают предметы и указывают рядом нужную цифру).
— Сколько бабочек? Покажите цифру 5
— Сколько ромашек? (и т.п.)
Все правильно пересчитали? У кого не получилось?
Как надо правильно считать?
(Дети вместе с воспитателем проговаривают алгоритм: при пересчете надо не пропустить ни один предмет и ни один предмет не посчитать дважды).
Я слышу голос царя – он очень доволен вами. Молодцы!
2) Задание «ЦИФРЫ ПЕРЕПУТАЛИСЬ»
(воспитатель открывает занавес у мальберта)
В.: В этой стране видно прошел звездный ураган. Все цифры перепутались. Какая цифра не на своем месте? (ответ детей).
— Какая цифра стоит перед цифрой 3?
— Какая цифра стоит после цифры 1?
— Какая цифра стоит между цифрами 3 и 5?
Правильно. Молодцы, царь очень доволен вашими ответами.
3) ИГРА «ЗВЕЗДОЧКИ И ОБЛАЧКА» В. (открывает завешанную звездами и облаками магнитную доску).
Ребята, смотрите сколько здесь красивых звезд. Мы же звездочеты. Давайте сосчитаем, сколько звезд? (здесь 4 звезды).
А сколько облачков? Чего больше? На сколько больше?
Положим каждую звезду спать на облачко.
Всем звездам хватит облаков? Почему? Что нужно сделать?
(добавить еще одно облачко).
Звезды отдыхают каждый на своем облачке. Наверно, им снятся очень красивые цветные сны.
4) ФИЗМИНУТКА (РЕЛАКС) «Звездная песенка»
В. Мы тоже немного отдохнем. Закройте глазки и послушайте песенку. Это любимая колыбельная песня принцессы.
(дети ложатся на ковер со своими игрушками – звучит аудиозапись песни).
В. Звенит будильник – пора вставать. А когда мы встает утром мы делаем что? Зарядку!
И сейчас мы тоже с вами будем делать зарядку
5) ФИЗМИНУТКА «Зарядка»
Физкультминутка «Считай и делай»
Раз — подняться, потянуться,
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место сесть.
6) ИГРА «ГОЛОВОЛОМКА»
Воспитатель: Звездный ураган не только цифры перепутал, он еще запутал, просто даже превратил в паутину части геометрических фигур.
Давайте их попробуем разобрать. Разглядите геометрические фигуры и скажите какие вы здесь видите.( Квадрат, треугольник,круг,овал,трапеция, прямоугольник)
Молодцы!
А давайте из этих геометрических фигур сложим, какой- нибудь предмет, или животное. (За столом)
(дети по желанию собирают геометрические фигуры )
— Какие геометрические фигуры вы использовали?
Все фигуры замечательные. Наиболее интересные, разнообразные и удачные у ……
Оставим эти фигуры в подарок принцессе.
7) ИГРА «НАЗОВИ ЧАСТИ СУТОК»
В звездной стране время тоже не стоит на месте, части суток сменяют друг друга (показывает плакат на мольберте)
1. Назовите части суток (утро, день, вечер, ночь)
2.Сколько частей в сутках? (четыре)
3.Как называются сутки, которые прошли?
4.Как называются сутки, которые скоро наступят? (завтра)
5.Как называются сутки, в которые мы живем сейчас, в настоящий момент? (сегодня)
В.: В нашей группе мы тоже соблюдаем режим дня (показывает плакат)
-Что раньше – обед или ужин?
-Что позже: прогулка или завтрак?
-Что раньше полдник или сон в тихий час?
Царь мне шепчет, что очень доволен вами, но есть еще одна проблема. Царь не знает времен года, давайте ему и в этом поможем
А сейчас я вам загадаю загадки о временах года, попробуйте их отгадать:
(В. читает загадки о временах года)
Снег на полях,
Лёд на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зима)
Тает снег, звенят ручьи,
Всё сильней потоки.
И летят уже грачи
К нам из стран далёких. (Весна)
Можно купаться и рыбу ловить,
Можно по лесу с корзиной бродить,
Бегать по лужам под дождиком тёплым
И не бояться до нитки промокнуть. (Лето)
Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…(Осень)
(во время отгадывания загадок дети находят и показывают соответствующие каждому времени года картинки).
-Сколько всего времен года?
-Назовите их еще раз.
8) ИГРА «ПОДАРОК ПРИНЦЕССЫ»
В. А вот здесь принцесса оставила свой подарок для вас
(конвертик). Посмотрите какие картинки на нем изображены.
Что в правом верхнем углу?
-Что в правом нижнем углу?
-Что в левом верхнем углу?
— Что в левом нижнем углу? А посередине?
Правильно. Молодцы.
А теперь давайте заглянем в него. Принцесса благодарит вас за то что вы помогли ее папе, т. е. царю выучить цифры, вспомнить все названия геометрических фигур,
названия времен года… И за это царь и принцесса вам дарят по волшебной звездочке, но раскрасить ее и дать ей имя должны вы сами. Поэтому пора нам возвращаться в сад.
Тем более нас там заждались. Крибли, крабли, бумс (обернулись, фонарики) и очутились у себя в группе.
Рефлексия:
-Ребята, где мы сегодня были? (в звездной стране)
-Что делали? (считали, называли цифры, составили волшебную фигуру, играли, отгадывали загадки, называли части суток …)
— Что вам понравилось?
А что вам показалось трудным?
Спасибо, наше путешествие закончено.