Конспект занятия по обучению грамоте «Цветик — семицветик».

Автор: Замятина Светлана Леонидовна

Образовательное учреждение: МКДОУ «Детский сад №25»

Населенный пункт: г. Еманжелинск, Челябинская область

Тема: Конспект занятия по обучению грамоте «Цветик — семицветик» в подготовительной группе.

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Задачи:

• продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;

• развивать у детей слуховое восприятие, учить их различать и подбирать близкие по звучанию слова. Повышать интерес к рифме;

• закреплять умение называть слова с заданными звуками;

• учить составлять предложение из заданных слов;

• воспитывать доброжелательность к другим людям.

Раздаточный материал: «Цветик – семицветик». Фишки (синие, зеленые, красные, черные). Гласные и согласные буквы, картинки, «логопедические бусы».

Предварительная работа: Чтение рассказа В. Катаева «Цветик — семицветик»

Ход занятия

Логопед. Посмотрите, дети, что за чудесный цветок появился у нас в группе. А кто из вас знает, из какой сказки он к нам попал? (фото 1)

(ответы детей)

Логопед. Да, конечно же, из сказки В. Катаева «Цветик — семицветик». Это не простойцветок, а волшебный. А волшебство заключается в том, что если сказать волшебные слова, сорвав лепесток, то исполняются желания девочки Жени (фото 2).

В сказке Жене помогала волшебница, а сегодня ей поможем мы. И желания эти будут необычные. Волшебница превратила их в задания, которые помогут нам совершить интересные путешествия по стране «Читай – играния».

Давайте вспомним волшебные слова, которые говорила Женя:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть, по-моему, вели.

Итак, (срываем первый лепесток) первое задание:

Составь «цепочку слов» по последним звукам слов-картинок.

(на столе картинки: стол, ноль, колос, слива, ландыш, люк, шмель, лапти, лес, стол, иголка)

(дети выполняют задание)

Ландыш — шмель – лес – стол – лапти – иголка – апельсин – ноль – люк – колос — слива

Логопед. Первое желание Жени исполнилось. Она вернулась домой с баранками.

Давайте сорвем второй лепесток и поможем Жене, чтобы исполнилось второе желание. А какое было второе желание?

(разбитая вазочка сделалась целой).

Для этого вам необходимо сесть за столы.

Что нарисовано на картине? (ваза)

Задание. Сделайте звукобуквенный анализ слова ВАЗА (фото 3)

(один ребенок у доски)

Сколько звуков в слове?

Сколько гласных, согласных?

Назовите первый, второй, третий, четвертый звук.

Назовите гласные буквы.

Найдите ударный гласный звук в слове.

Разделите слово на слоги.

(ответы детей)

Логопед. Вот и второе желание Жени исполнилось, вазочка целая.

Жени очень захотелось побывать на Северном полюсе. Давайте Жене поможем осуществить ее желание.

Итак, третье задание: «Подбери рифму»

Что такое рифма? (созвучие слов)

Подбери рифму к словам (фото 4)

Клюшка — (подушка)

Глобус — (автобус)

Белка — (грелка)

Зайка — (незнайка)

Цапля — (капля)

Рама — (пижама)

Тюлень — (олень)

Логопед. Девочка попала на северный полюс. А какое четвертое желание было у девочки?

(ответы детей)

Правильно, ее стало холодно, и она захотела вернуться назад.

Итак, четвертое задание:

Составьте предложение со словами: кошка, мышка, рыжий, маленький, догонять.

(ответы детей)

Сколько слов в предложении?

Назовите первое, второе, третье, четвертое, пятое слово.

Физкультминутка

Синие звезды упали с небес. Дети медленно приседают.

Смотрит на них зачарованно лес, Поднимаются, встают на носочки,

покачивают поднятыми вверх

руками из стороны в сторону.

Ветер тихонько над ними кружит, Кружатся на месте. Руки на поясе.

Смотрит на синие звезды во ржи,

Нежно качает волну васильков, Вновь покачивают поднятыми

вверх руками.

Синих, как звезды, волшебных цветков. Бегут по кругу, взявшись за руки.

Логопед. Женя пожелала, чтобы у нее были все игрушки мира. Оранжевый лепесток в этом ее поможет.

«Назови слово»

Назовите слова определенной звуковой структуры: твердый согласный звук, гласный, твердый согласный звук, твердый согласный звук, гласный (фото 5)

(ответы детей: кукла, мышка, кошка, пушка, маска и т. д.)

Логопед. У Жени стало бесчисленное множество игрушек. Они прибавлялись с каждой минутой, Они заполнили всю квартиру, лестницы, этажи. И она захотела, чтобы игрушки вернулись в магазин. Она сорвала фиолетовый лепесток.

«Собери бусы» (логопедические бусы)

Какие гласные буквы пишутся:

— после мягких согласных звуков?

— после твердых согласных звуков?

(дети выполняют задание)

Логопед. Вдруг Женя увидела мальчика, он был болен и не ходил, а только сидел. Жене захотелось, чтобы мальчик был здоров, и она сорвала последний голубой лепесток:

Дети. Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть, по-моему, вели.

«Расшифруйте слово»

Логопед. С помощью геометрических фигур расшифруйте слово и вы узнаете, что сказал мальчик Жене (фото 6).

(дети выполняют задание)

Логопед. Молодцы! Скажите, какое желание Жени было самое доброе и полезное?

(ответы детей)

А какое доброе и полезное желание загадали бы вы?

(ответы детей)

В награду за помощь Жени в ее хорошем деле я хочу вам подарить на добрые дела по маленькому волшебному «цветику – семицветик».

Используемая литература:

1. Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. -2-е изд. — М.: Педагогика, 1978

2. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие / Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская / Под ред. Н. В. Дуровой. — М.: Школьная Пресса, 2002.

3. Занятия по обучению грамоте в ДОУ: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. //Авт. -сост. Кулешова Л. А. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005

4. Малышева Л. М. Игры со словом — М., 1985

5. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1981

6. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для воспитателей дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина, — М.: Просвещение, 1991.

7. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010

8. Ильякова Н. С. Звуки «Ш» «Ж», я вас различаю! Настольные логопедические игры –занятия для детей 5-7 лет. – М.: «Издательство «ГНОМ и Д», 2005.

9. Колесникова Е. В. От звука к букве. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников, — М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1997

10. Хамидулина Р. М. Обучение грамоте. Подготовка к школе. /. – М.: Издательство«Экзамен», 2009