Конспект занятия по обучению грамоте «На планете АБВГДейке».

Автор: Лебедева Наталья Геннадьевна

Образовательное учреждение: МАДОУ МО «СГО» детский сад № 10 «Чайка»

Населенный пункт: г. Светлый, Калининградская область

Тема: Конспект занятия по обучению грамоте «На планете АБВГДейке» в подготовительной группе.

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Задачи

Образовательные: учить образовывать имена прилагательные от имен существительных, продолжать обучать звукослоговому анализу слов, формировать графический образ букв, навык чтения слогов и слов.

Развивающие: развивать фонематическое восприятие, память и внимание, словесно-логическое мышление у детей, умение рассуждать и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества, формировать навык совместной работы.

Оборудование: Ноутбук с электронным письмом, магнитофон с записью голоса жителей АБВГДейки; кляксы-задания с буквами разного размера; ракета из модулей; предметные картинки, дома-карточки с 1,2,3 окнами, изображение зАмка со звуковой схемой, карточки со словами, ТИКО-конструктор «Грамматика», карточки с зашифрованными цифрами словами, слова с пропущенными буквами, слова для составления предложений.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети заходят в группу и здороваются с гостями.

Встают в круг, взявшись за руки, и говорят:

Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся И друг к другу повернемся.

Ты соседу улыбнись, настроеньем поделись.

Воспитатель (обращая внимание детей на компьютер): Ребята, нам по электронной почте пришло приглашение в гости от жителей планеты АБВГДейка. Читает письмо:

«АБВГДейка, АБВГДейка – в гости ребят зовёт с утра,

АБВГДейка, АБВГДейка — это учеба и игра.

На нашу планету вы прилетайте, с нами учитесь и поиграйте.»

Ну что, ребята, полетим в гости к АБВГДейцам? (Ответ детей)

II. Проблемная игровая ситуация.

Звучит космическая музыка… и голос: «Мы, жители АБВГДейки, звукового царства, буквенного государства просим вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался на нашу планету и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Свою силу Буквоед хранит в кляксах с заданиями. Собрав кляксы и выполнив задания, вы сможете узнать магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл».

III. Закрепление изученного материала.

Воспитатель: Ну что ребята поможем жителям АБВГДейки? Чтобы узнать, на чем мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку: «До Луны не может птица прилететь и прилуниться. Но зато умеет это делать быстрая… (ракета)»

Воспитатель: отлично, ребята, значит, полетим на ракете. Занимайте места(садятся на стульчики). Наша ракета не может взлететь. Так, а вот и причина

Клякса буква Г

«Превращение слов»: Буквоед заколдовал нашу ракету. (читает):

Чтоб ракета полетела вам предстоит такое дело: образовать от слов, отвечающих на вопрос «Что?» слова, отвечающие на вопрос «Какой?»

(космос – космический, звезда – звездный, солнце – солнечный, холод – холодный, железо – железный, стекло – стеклянный, камень – каменный, дорога – дорожный, небо — небесный)

Воспитатель: Отлично, с первым заданием справились – полетели. А в пути чтоб не пришлось скучать, языки мы будем разминать:

Чу-чу-чу, в космос полететь хочу.

Им-им-им, на ракете полетим.

Ды-ды-ды, долетим мы до звезды.

Ой-ой-ой, затем вернёмся мы домой.

Прилетели. Смотрите, ребята, сколько клякс вокруг. Будем по очереди кляксы разбирать, заданья выполнять и жителей АБВГДеёки спасать

Детям по очереди предлагается выбрать кляксу с заданием.

Клякса, буква Р

«Кто живёт на планете АБВГДейке?» Чтобы это узнать, загадки нужно разгадать:

Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).

Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту…(слово).

Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …(предложение).

Клякса буква А

«Кто где живёт» (дома с одним, двумя и тремя окнами + предметные картинки)

Кто где живет определите, слова на СЛОГИ поделите:

(на полотне расположены дома с разным количеством окон и предметные картинки, дети определяют количество слогов в слове и подбирают нужный дом)

Клякса буква М

«Подбери слово-ключ» (зАмок со звуковой схемой + карточки со словами + элементы конструктора ТИКО)

Нужное слово определите, двери в замок отоприте, узников освободите.

(буква, звук, СЛОВО, знак)

(на полотне замок со звуковым анализом слова «СЛОВО», дети делятся на 4е команды, каждой команде необходимо составить звуковой анализ своего слова-задания, сопоставить получившиеся схемы со схемой на зАмке и указать слово-ключ)

Клякса буква О

«Зашифрованное слово» (ТИКО-буквы, карточки с зашифрованными словами, слова: дом, окно, пол, стол, стул, стена, сосед)

Цифры по порядку дружно расставляйте
Полученное слово вслух вы прочитайте.

(Дети делятся на команды, у каждой команды карточка с зашифрованным словом. Под буквами слов цифры. Необходимо расставить цифры по порядку составить слово из ТИКО-букв и прочесть полученное слово).

Клякса буква Т

«Буквы-потеряшки» (Слова с пропущенными буквами: книга, знания, игра, урок, азбука)

Я слова все поломал, буквы здесь пораскидал,

К словам буквы подберёте, заклинанье разобьёте.

(На полотне расположены слова с пропущенными буквами и буквы, ребята поочерёдно читают слово и подбирают пропущенную букву)

Клякса буква А

«Разбитое предложение». (Сюжетная картинка + схемы для составления предложений)

Буквоед здесь погулял
И слова все постирал.
Вы их дружно подберите в предложенья и прочтите.

(Дети рассматривают сюжетную картинку и составляют предложения по схемам).

Воспитатель: Вот и собрали мы все кляксы, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. А как его узнать? Что делать с этими буквами на кляксах? Буквы все разного размера?

(дети догадываются, что буквы нужно расставить по порядку, от большой к маленькой, и прочитать слово — Грамота).

Звучит космическая музыка … голос:

«Спасибо вам ребята, что вы спасли нашу планету и её жителей.
Мы желаем вам весело к знаньям шагать,

Ведь так интересно читать и писать.

Поэтому грамоту вы изучайте

И к нам на планету ещё прилетайте.

IV. Итог занятия.

Воспитатель: Вот мы и спасли жителей планеты АБВГДейка, а теперь пора возвращаться на Землю. Закройте глаза и скажите волшебные слова «Из полёта возвратились и на Землю приземлились» (Дети встают в круг, берутся за руки и произносят слова)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше приключение? Какое задание понравилось больше всего? С каким заданием было сложно справиться? С каким легко?

ФИЗМИНУТКА (после 4ой кляксы):

В небе ясном солнце светит (делают круг руками) Космонавт летит в ракете (наклоны в стороны)
Мы прасторы открываем (разводят руки в стороны) И друг другу помогаем (хлопки в ладоши)