Конспект занятия «Три секрета бабочки».

Автор: Зотова Вера Александровна

Образовательное учреждение: МКДОУ детский сад №6 «Ласточка»

Населенный пункт: г. Родники, Ивановская область

Тема: Конспект занятия в старшей группе по экологии «Три секрета бабочки».

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Ход занятия.

— Доброе утро, ребята. Сегодня к нам на занятие пришли гости. Предлагаю вам их поприветствовать.

— А теперь поприветствуем друг друга.

Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро!» — маме и папе
«Доброе утро!» — останется с нами

— Ребята, какое сейчас время года? (весна, месяц май).

— Что происходит в природе весной?

Весна нам дарит красивые, яркие краски. Одевает природу в разноцветные наряды. Весной просыпается всё живое. Предлагаю закрыть глаза, а теперь послушать и угадать, кто уже проснулся.

Слушаем звуки насекомых.

— Как можно назвать одним словом тех, кого мы услышали (насекомые)

— Друзья, весной распускается много красивых и ярких цветов. Вот и у нас в группе появилась яркая весенняя поляна.

— Ребята, посмотрите, кто прилетел к вам на цветок. (Бабочка)

— Сегодня бабочка расскажет нам некоторые свои секреты и немного с нами поиграет. А мы станем настоящими исследователями.

— Друзья, обратите внимание на наш волшебный экран. Бабочки — древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле. На нашей планете очень много бабочек все они красивые, у каждой свой наряд. Ребята, какие они? (Ответы детей – красивые, яркие, легкие и т.д.) А еще, они имеют очень интересные и причудливые названия. Обратите внимание, это, например, – бабочка Махаон. А это Адмирал. А вот еще одна бабочка с интересным названием – Монарх. А эта бабочка Аполлон, она занесена в Красную книгу Ивановской области.

— Ребята, что есть у всех этих бабочек? (Крылья) Предлагаю вспомнить, из каких частей тела состоит бабочка. (Голова, грудь, брюшко)

— А что еще есть? К чему прикреплены крылья и лапы? (К груди)

— К чему прикреплены усики? (К голове)

— К какому царству мы относим бабочек? (К царству насекомых0

— Почему? (Потому что у нее 6 лап).

— Предлагаю вернуться на нашу поляну.

-Друзья, какие же красивые у нас бабочки. Предлагаю представить, что мы с вами сейчас находимся не в группе, а на яркой солнечной лужайке, и все эти бабочки настоящие. Как же хочется с ними поиграть. А для этого бабочку сначала нужно поймать.

— У меня есть платок, банка, сачок. Как лучше мне поймать бабочку?

Я сейчас поймаю ее сачком, посажу в банку и накрою платком. А потом принесу домой и буду ею любоваться. Ребята, правильно ли я поступаю, мне нужен ваш совет. (Дети предлагают варианты, чем лучше ловить бабочек, и стоит ли их ловить?)

— Друзья, вы совершенно правы! Бабочек ловить нельзя. А вот почему — этот секрет мы с вами сейчас раскроем. Приглашаю вас в нашу лабораторию.

Опыт 1. (секрет 1)

— Друзья, как вы думаете, чем покрыты крылья бабочек?

— Крылья покрыты чешуйками. Я специально для вас приготовила картинки, на которых чешуйки увеличены в 1000 раз. Посмотрите, на что они похожи?

— А как вы думаете, зачем они нужны?

Чешуйки увеличивает подъемную силу крыла в полете, защищает бабочку от переохлаждения, кроме того, чешуйки защищают крыло от повреждений. Чешуйки очень маленьких размеров, они больше похожи на мелкую пыльцу. На одном крыле их может быть больше 1000000. Вот именно поэтому их и назвали чешуекрылыми.

— А что будет, если мы поймаем бабочку и потрогаем ее? (Чешуйки сотрутся и бабочка больше не сможет летать)

Предлагаю это проверить на опыте. Перед вами, на тарелочках, лежат бумажные бабочки. Представим, что они самые настоящие. А раз они настоящие, то и чешуйки на крыльях должны быть настоящие.

— Поэтому предлагаю вам сейчас выбрать любую бабочку, аккуратно взять ее посыпать пыльцой, которая очень похожа на чешуйки.

( Дети покрывают бабочку присыпкой.)

— А теперь предлагаю аккуратно взять бабочку за крыло и посмотреть, что же произойдет. Что мы видим? (Чешуйки стираются и остаются на пальцах)

— Итак, друзья, какой вывод мы можем сделать? (Вывод – бабочек ловить нельзя, так как от любого прикосновения чешуйки стираются, крыло травмируется и бабочка больше не сможет летать. Это и есть первый секрет нашей бабочки.

Физкультминутка

Ох, ребята, что-то я немного устала. Предлагаю вам немного отдохнуть.

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Секрет 2.

— Ребята, пришло время второго секрета. Сейчас мы попробуем узнать, как бабочка связана с гусеницей.

— Друзья, бабочки самые удивительные существа на свете так, как они, как в настоящей сказке, испытывают полное превращение. И об этом я сейчас вам расскажу. Но сначала я предлагаю вам сделать зарядку для глаз.

— Посмотрим налево,

— Посмотрим направо,

— Вверх, вниз,

— Часто-часто моргаем и жмуримся.

— Прошу обратить ваше внимание на наш волшебный экран.

— Ребята, как вы думаете, как появляется бабочка?

— (слайд) Жила была на свете одна очень красивая бабочка. Однажды бабочка прилетела на поляну и отложила яйца. Прошло время, и из яиц вылупились личинки-гусеницы. Они росли и в большом количестве поедали листву растений. Некоторые личинки настолько прожорливы, что могли съесть всю листву на каких-то растениях. Наевшись, гусеницы подрастали и из отверстия на брюшке начинали выделять тонкую нить. Этой нитью она обматывали себя, превращаясь в кокон или куколку. А куколка прикреплялась к коре дерева, пряталась под листьями и замирала.

— Как думаете, что дальше?

— Хотя куколка кажется совершенно неподвижной, внутри нее растет насекомое.

— И вот, наконец, из куколки вылупляется прекрасная бабочка. Когда бабочка выбирается из своей куколки, ее крылья мягки и сморщены. Впрочем, они быстро отвердевают на солнце. Вот так и появляется бабочка. Какое удивительное превращение, не правда ли?

— Предлагаю вам вспомнить это необыкновенное превращение еще раз. (слайд)

— Ребята, как же бабочка связана с гусеницей?

— Это и есть второй секрет нашей бабочки.

Секрет 3.

— Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне.

— Бабочка хочет открыть вам свой третий секрет. А для этого я приглашаю вас в нашу творческую мастерскую.

Дети заходят к спальню и подходят к магнитной доске, на которой висят картинки дневных и ночных бабочек.

— Ребята, обратите внимание на доску. В природе огромное количество разнообразных бабочек. Как вы думаете, чем они отличаются?

— Бабочек, ребята, делят на ночных и дневных. Попробуйте сами разобраться, каких бабочек называют дневными, а каких ночными. (Ответы детей).

— Дневные бабочки активны днем и имеют более яркую окраску крыльев, чтобы быть незаметными на цветах. Ночные бабочки днем отдыхают, а ночью летают. Им не нужна такая яркая окраска крыльев, как дневным бабочкам. Это и есть третий секрет бабочки.

— А сейчас я приглашаю вас в нашу творческую лабораторию.

Дети рассаживаются за столы.

— Друзья, перед вами геоборды. Предлагаю вам их рассмотреть. С помощью этого многофункционального пособия и резинок мы сегодня кое-что изобразим. А что именно – мы поймете в процессе работы.

— Предлагаю начать работу. Для этого возьмем первую резинку, наденем ее на гвоздик под номером 1 и протянем ее до гвоздика под номером 2. Таким образом мы объединили несколько гвоздиков и у нас уже кое-что получилось.

— Чтобы продолжить нашу работу – вам необходимо взять следующую резинку и надеть ее на гвоздики под номерами 1 и 2. А теперь растянем резинку и натянем ее на номера 3, 4 и 6.

— Ребята, что у нас получилось?

Марк, какую бабочку ты изобразил? Настя, а ты какую?…

— Друзья, все бабочки должны порхать около цветов, и наши бабочки не исключение. Предлагаю пройти к нашей прекрасной поляне.

— Ребята, наша поляна словно ожила и взыграла яркими красками. А у нашей прекрасной бабочки появились не менее прекрасные подружки!

— Друзья, предлагаю вспомнить все секреты, которые нам сегодня раскрыла бабочка. А для этого поиграем в игру «Верю-не верю».

1) Верите ли вы, что бабочки чешуекрылые? Почему?

2) Верите ли вы, что у бабочки 8 лап?

3) Верите ли вы, что бабочка превращается в гусеницу?

4) Верите ли вы, что бабочка и слон похожи? На самом деле бабочки и слоны похожи, но лишь тем, что они имеют хобот. С помощью хоботка бабочка питается.

5) Верите ли вы, что бабочка может появиться абсолютно из любого яйца?

6) Верите ли вы, что яркий окрас бабочкам нужен для того, чтобы ею все любовались?

7) Верите ли вы, что бабочки бывают только дневными?

— Молодцы! Все справились с заданием.

— Друзья! Что вам сегодня больше всего понравилось?

— Что нового вы для себя узнали?

— Что было особенно трудно?

— Ребята, мне сегодня очень понравилось наше необычное. Мы с вами настоящие исследователи!

— Наше приключение закончено. Большое вам спасибо!

Если хочешь быть другом природы-дарите улыбки.