Автор: Петрушина Юлия Владимировна
Образовательное учреждение: МБДОУ «Полянский детский сад»
Населенный пункт: с. Поляны, Рязанская область
Тема: Методическая разработка проект «Веселые комочки».
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Дата публикации: 04.04.2019
Вид проекта: творчески-познавательный, информационный
Продолжительность: долгосрочный
Проект предназначен для детей с четырех лет, педагогов, родителей
Актуальность темы:
Проект направлен на развитие творческих способностей детей по изобрази-
тельной деятельности, конструированию.
Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисова-
ния, которая привлекает к себе все больше и больше внимания. Почему? Что такое пластилинография? Какими развивающими возможностями обладает данная техника? И как работать с пластилином и бумагой, чтобы получился рисунок?
Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техни-
кам, она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой
плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов.
Лепка всегда привлекает малышей. А пластилинография интересна вдвой-
не, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи взрослого ребѐнок знакомится с новой техникой, развивает свои творческие способности и мелкую моторику.
Работа с пластилином, сам процесс лепки, помогают ребенку выразить свои эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию). Малыш постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца.
Пластилин также обогащает сенсорный опыт ребенка. Человек ярко ощу-
щает пластику, форму и вес. Создавая изображение с помощью пластилинографии, ребенок покрывает пластилином поверхность листа, скатывает и раскатывает различные формы, что делает руку более послушной. Можно с уверенностью сказать, что пластилинография готовит руку ребенка к школьному письму.
Пластилинография также развивает детское творчество – ведь с помощью данной техники можно создать оригинальный, неповторимый образ, обладающий яркой выразительностью.
Дети в младшем дошкольном возрасте уже достаточно хорошо знакомы с
пластилином: они раскатывают колбаски и шарики, сплющивают из них «блинчики», вытягивают пластилин, слепляют детали изображения друг с другом. При знакомстве с пластилинографией для детей 4-5 лет крайне важно овладеть новыми навыками, а именно: размазыванием пластилина тонким слоем по основе и «мазку».
Таким образом, пластилинография – это универсальный метод развития эс-
тетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста.
Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилино-
графии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми
младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
Современные развивающие технологии и программы образования ориен-
тируют на построение особого типа взаимодействия взрослых с детьми, где на первый план выходит проблема создания условий для развития каждого ребенка с учетом его особенностей, способностей и индивидуальных интересов. Чтобы больше времени уделять разработанному проекту, я решила вести в своей группе во второй половине дня занятия по пластилинографии, которые дают возможность всестороннего развития ребенка.
Цель проекта: Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи проекта:
∙ Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего
мира посредством пластилинографии, развивать изобразительную дея-
тельность детей;
∙ Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазыва-
ние, отщипывание, вдавливание);
∙ Учить работать на заданном пространстве;
∙ Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действо-
вать по образцу, а затем по словесному указанию;
∙ Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительно-
го, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их
формы, пропорции, цвета;
∙ Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
∙ Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам,
желание помогать им;
∙ Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллек-
тивных работах;
∙ Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;
∙ Развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с
литературными произведениями, связанными с темой проекта;
∙ Развивать сюжетно – игровой замысел;
∙ Развивать интерес к процессу и результатам работы;
∙ Развивать интерес к коллективной работе
Структура проекта:
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводилась в не-
сколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставились
определѐнные задачи.
Задача перед ребёнком.
1. Подготовительный этап
– Освоить прием надавливания.
– Освоить прием вдавливания.
– Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
– Освоить правильную постановку пальца.
– Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
– Научиться работать на ограниченном пространстве
2. Основной этап
– Научиться не выходить за контур рисунка
– Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
– Использовать несколько цветов пластилина
– Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т.д.)
– Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
– Научиться доводить дело до конца
– Научиться аккуратно, выполнять свои работы
– Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
– Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
– Научиться действовать по образцу воспитателя
– Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
3. Итоговый этап
– Самостоятельно решать творческие задачи.
– Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
– Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
Предполагаемый результат:
* Реализуют познавательную активность.
Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую
направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
* В интересной игровой форме обогащают свой словарь.
В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с
пластилином ведѐтся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
* Знакомятся с художественными произведениями — стихами, потешками, пальчиковыми играми.
* У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
* Развивают сенсорные эталоны.
Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми
по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
* У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.
Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фа-
зой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения.
* Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения — у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Реализация проекта:
В первую очередь был проведен ряд пробных занятий «Волшебный пластилин», на которых дети познакомились с пластилином, с некоторыми приема-
ми его использования: раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем.
По этим результатам составлен перспективный план, где усвоение материала осуществляется поэтапно, от простого к сложному.
На первых занятиях происходило знакомство детей с пластилинографией,
как способом рисования пластилином, ее особенностями, инструментами, простейшими технологическими приемами. Им давалась возможность поиграть с пластилином: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о пластилине.
План реализации творческих работ детей
2017-2018гг — выставка творческих работ по сказкам С.Я.Маршака.
2018-2019гг — выставка творческих работ по мотивам русских народных сказок.