Методическая разработка проект «Веселые комочки».

Автор: Петрушина Юлия Владимировна

Образовательное учреждение: МБДОУ «Полянский детский сад»

Населенный пункт: с. Поляны, Рязанская область

Тема: Методическая разработка проект «Веселые комочки».

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Дата публикации: 04.04.2019

Вид проекта: творчески-познавательный, информационный

Продолжительность: долгосрочный

Проект предназначен для детей с четырех лет, педагогов, родителей

Актуальность темы:

Проект направлен на развитие творческих способностей детей по изобрази-

тельной деятельности, конструированию.

Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисова-

ния, которая привлекает к себе все больше и больше внимания. Почему? Что такое пластилинография? Какими развивающими возможностями обладает данная техника? И как работать с пластилином и бумагой, чтобы получился рисунок?

Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техни-

кам, она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой

плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов.

Лепка всегда привлекает малышей. А пластилинография интересна вдвой-

не, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи взрослого ребѐнок знакомится с новой техникой, развивает свои творческие способности и мелкую моторику.

Работа с пластилином, сам процесс лепки, помогают ребенку выразить свои эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию). Малыш постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца.

Пластилин также обогащает сенсорный опыт ребенка. Человек ярко ощу-

щает пластику, форму и вес. Создавая изображение с помощью пластилинографии, ребенок покрывает пластилином поверхность листа, скатывает и раскатывает различные формы, что делает руку более послушной. Можно с уверенностью сказать, что пластилинография готовит руку ребенка к школьному письму.

Пластилинография также развивает детское творчество – ведь с помощью данной техники можно создать оригинальный, неповторимый образ, обладающий яркой выразительностью.

Дети в младшем дошкольном возрасте уже достаточно хорошо знакомы с

пластилином: они раскатывают колбаски и шарики, сплющивают из них «блинчики», вытягивают пластилин, слепляют детали изображения друг с другом. При знакомстве с пластилинографией для детей 4-5 лет крайне важно овладеть новыми навыками, а именно: размазыванием пластилина тонким слоем по основе и «мазку».

Таким образом, пластилинография – это универсальный метод развития эс-

тетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилино-

графии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми

младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).

Современные развивающие технологии и программы образования ориен-

тируют на построение особого типа взаимодействия взрослых с детьми, где на первый план выходит проблема создания условий для развития каждого ребенка с учетом его особенностей, способностей и индивидуальных интересов. Чтобы больше времени уделять разработанному проекту, я решила вести в своей группе во второй половине дня занятия по пластилинографии, которые дают возможность всестороннего развития ребенка.

Цель проекта: Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи проекта:

∙ Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего

мира посредством пластилинографии, развивать изобразительную дея-

тельность детей;

∙ Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазыва-

ние, отщипывание, вдавливание);

∙ Учить работать на заданном пространстве;

∙ Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действо-

вать по образцу, а затем по словесному указанию;

∙ Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительно-

го, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их

формы, пропорции, цвета;

∙ Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;

∙ Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам,

желание помогать им;

∙ Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллек-

тивных работах;

∙ Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;

∙ Развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с

литературными произведениями, связанными с темой проекта;

∙ Развивать сюжетно – игровой замысел;

∙ Развивать интерес к процессу и результатам работы;

∙ Развивать интерес к коллективной работе

Структура проекта:

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводилась в не-

сколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставились

определѐнные задачи.

Задача перед ребёнком.

1. Подготовительный этап

– Освоить прием надавливания.

– Освоить прием вдавливания.

– Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

– Освоить правильную постановку пальца.

– Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

– Научиться работать на ограниченном пространстве

2. Основной этап

– Научиться не выходить за контур рисунка

– Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

– Использовать несколько цветов пластилина

– Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т.д.)

– Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

– Научиться доводить дело до конца

– Научиться аккуратно, выполнять свои работы

– Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

– Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

– Научиться действовать по образцу воспитателя

– Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3. Итоговый этап

– Самостоятельно решать творческие задачи.

– Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

– Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Предполагаемый результат:

* Реализуют познавательную активность.

Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую

направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

* В интересной игровой форме обогащают свой словарь.

В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с

пластилином ведѐтся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

* Знакомятся с художественными произведениями — стихами, потешками, пальчиковыми играми.

* У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

* Развивают сенсорные эталоны.

Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми

по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

* У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.

Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фа-

зой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения.

* Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения — у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Реализация проекта:

В первую очередь был проведен ряд пробных занятий «Волшебный пластилин», на которых дети познакомились с пластилином, с некоторыми приема-

ми его использования: раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем.

По этим результатам составлен перспективный план, где усвоение материала осуществляется поэтапно, от простого к сложному.

На первых занятиях происходило знакомство детей с пластилинографией,

как способом рисования пластилином, ее особенностями, инструментами, простейшими технологическими приемами. Им давалась возможность поиграть с пластилином: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о пластилине.

План реализации творческих работ детей

2017-2018гг — выставка творческих работ по сказкам С.Я.Маршака.

2018-2019гг — выставка творческих работ по мотивам русских народных сказок.