НОД по развитию речи «Перелетные птицы».

Автор: Давлетова Гульнара Урумбаевна

Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад» с. Горьковское

Населенный пункт: п. Новоорск, Оренбургская область

Тема: НОД по развитию речи «Перелетные птицы».

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Дата публикации: 06.04.2019

Цели: развитие словаря: активизировать название перелетных птиц. Обобщить понятие «перелетные птицы», учить понимать детей образный смысл загадок, формировать грамматический строй речи;

Связанная речь: продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопрос, строя предложения из 4-6 слов, развивать навыки составления рассказа по опорным схемам (рисункам).

Оборудование: опорные схемы, фотографии перелетных птиц, мяч.

Содержание организованной деятельности детей

Организационный момент

— Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться.

Составление рассказа по опорным картинкам «Почему птицы улетают на юг?»

— Дети, вы, наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии. (Ответы детей.) Правильно, о перелетных птиц.

— Каких птиц мы называем перелетными? (Перелетные – это те птицы, которые боятся холода, и улетают осенью на юг в теплые края).

— Птицы улетают на юг собираясь в стаи. Летят стаей, клином, по одиночке. Объяснение сопровождается показом иллюстрации. Назовите известных вам перелетных птиц. (Дети называют птиц, а воспитатель выставляет на магнитной доске их изображения.)

Загадки

На шесте дворец.
Во дворе певец.
А зовут его… (скворец).

Кто на елке, на суку счет ведет: “Ку-ку. Ку-ку”? (кукушка).

Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот.
И в полях поет, поет (жаворонок).

Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины (ласточка).

Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль).

«О какой птице ты хочешь рассказать?» Воспитатель предлагает детям описать птицу, показывая фотографию, назвать ее характерные черты. Воспитатель может помогать детям вопросами.

— Эта птица крупная или мелкая?

— Назови части тела птицы, особенности ее внешнего вида: какие у нее крылья, клюв, лапы? Если ребенок говорит «длинный клюв», воспитатель «значит мы его можем назвать длинноклювым», «черные крылья» — «чернокрылый» и т.д.

Это скворец. Какой у него хвост? (Короткий). Значит скворец какой? — Короткохвостый. Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит какая ласточка? – длиннохвостая. Это грач, у него острый клюв. Какой грач? – Остроклювый. У него чёрное крыло? – Чернокрылый.

Физкультминутка “Улетают – улетел”

Скоро белые метели
Снег поднимут от земли (дети поднимают руки снизу верх )
Улетают, улетают, улетели журавли (имитация полета журавлей)
Не слыхать кукушки в роще (руки к ушам)
И скворечник опустел (руки перед собой)
Аист крыльями полощет (взмахи руками)
Улетает, улетел (имитация полета птиц).

Дидактическое упражнение «Что могут делать птицы?» Дети, давайте вспомним, что могут делать птицы.

Ходят, клюют, взлетают, летают, выводят, прыгают, вьют, кормят, ухаживают,. высиживают, поют.

Игра «Один-много» — Дети, выходите на ковер, мы с вами поиграем.

Журавль-журавлей, кукушка-кукушек, утка- уток, цапля-цаплей, грач-грачей, скворей-скворцов.

Игра «Назови ласково»

— А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – что солнышко. Игра проводится на ковре.

Скворец-скворушка, журавль-журавушка, лебедь-лебедушка, кукушка-кукушечка, утка-уточка, соловей-соловушка.

— Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.