НОД в подготовительной группе по патриотическому воспитанию.

Автор: Ващенко Ирина Леонидовна

Образовательное учреждение: ГБДОУ детский сад №12

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: НОД в подготовительной группе по патриотическому воспитанию.

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Дата публикации: 04.04.2019

«Государственные символы России»

Задачи:

1. Расширять представления детей о многообразии стран, закреплять умение находить на карте Россию и её столицу.

2. Закрепить знания детей о государственных символах России.

3. Познакомить детей с историей герба, его значением в прошлом и настоящем России,

4.Развивать познавательный интерес к истории государства.

5. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважительное отношение к символике нашей страны.

Предварительная работа:

проведение познавательных занятий по знакомству с флагом России, значением цветов флага; беседы о дружбе; чтение художественной и исторической литературы о России.

Материал: карта России, политическая карта мира, глобус, иллюстрации природы, герба РФ и флага, символические изображения флагов других стран, материал для д/и «Собери герб», портрет Петра 1; аудиозапись гимна РФ.

Ход занятия:

1 часть:

Воспитатель читает стихотворение (Я. Абидов «Мать Земля»).

— Скажи мне, как правильно землю назвать?

Земля дорогая? Земля золотая?

Нет, лучше сказать ей: «Родная!».

Земля – наша милая, добрая мать!

Так ласковей будет звучать и вернее

Ведь всё, что мы любим,

Всё создано ею –

И горы, и реки, и лес, и цветы,

И осень, и лето, и дождик и ты…

Воспитатель:

— Ребята, скажите, а в какой стране мы с вами живём?

(Ответы детей).

— А какие страны вы знаете? (Ответы детей).

— Давайте вспомним жителей разных стран.

Дидактическая игра: «Кто в какой стране живёт»

Воспитатель: Давайте вспомним жителей разных стран.

Кто живёт в Америке? — Американцы. Кто живёт в России? – Россияне и т.д.

— Россия – самая большая и прекрасная страна в мире. Россия — наша родная страна. Но страна – это не только природа, города и сёла, в которых живут люди.

Россия – это государство, со своими законами, традициями, правительством.
Ребята, подойдите к карте мира. На ней видны страны. Все они разного цвета. Чёрные точки – это города. Видите, страна на карте огромная, а город – маленький. В каждой стране много городов, но есть главный город – это столица.
— Как называется столица нашего государства? (Ответы детей).
В Москве работают правительство Российской Федерации и наш президент.
Как зовут президента РФ?
— каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные знаки, государственные символы.
— Что это за символы? (флаг, герб и гимн).
— У России тоже есть государственные символы, и сегодня мы поговорим о них.
Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест с привязанным к его верхушке пучком травы, окрашенным яркой краской. Называлась это стягом.
Как вы думаете, какое главное назначение было у стягов? (Ответы детей).
Затем стяги стали делать из ткани. Впервые знакомое нам расположение полос бело-сине-красного цвета ввёл царь Пётр 1. Полосы расположены горизонтально. Цвета связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна считались на Руси самыми красивыми, и даже использовали для украшения праздничной одежды.
Посмотрите на русский народный костюм.
— Какие цвета видите?
(Ответы детей).
— И цветам флага люди придавали огромное значение, поэтому цвета флага выбраны неслучайно.
— Вспомните, что означает белый цвет флага? (мир и чистоту совести).
— Что означает синий цвет флага? (верность и правду).
— Что означает красный цвет флага? (Мужество и отвагу).
— А о чём можно рассказать по цветам флага? (О том, какие люди живут в нашей стране?).
— Так какие же люди живут в России? (Ответы детей).
— Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Скажите, пожалуйста, где можно увидеть российский флаг?

Дидактическая игра «Узнай наш флаг»

Ход игры:

На наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг и назвать местоположение на наборном полотне.

Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других и назвать его местоположение.

— Молодцы, хорошо узнаете свой Российский флаг. А ёще у каждой страны есть особенная, торжественная песня. Что это за песня? (Гимн).
— Гимн страны – это тоже государственный символ. В каких случаях исполняется гимн страны? (Дети приводят примеры).
— Гимн России очень красивый и величественный. Автор стихов гимна С. Михалков, музыку написала А. Александрова.
— Гимн посвящён нашей стране, её бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории, в гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Каждый гражданин России должен знать слова гимна.
(Под запись можно спеть часть гимна).
— Ребята, а почему нужно слушать стоя и не разговаривать?
(Предложения детей).
— Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе?
— Кто изображён в самом центре?
— Почему у него две головы?
Правой лапой орёл сжимает скипетр. Вы знаете, что это такое? (жезл – посох, обычно украшенный золотом и драгоценными камнями, служит символом власти, почётного положения). В его левой лапе держава (государство). Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны – крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце.
В давние времена короны, скипетр и держава служили символами царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины.
— Что на груди у орла? (щит).
— Кто изображён на щите? (всадник на коне).
— Какого цвета конь?
— Какого цвета плащ у всадника?
— Какого цвета щит?
Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный.
— Как зовут всадника?
Издавна он почитался на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества!
— Что в руках у Георгия Победоносца?
— Зачем оно ему?
Чёрный змей символизирует зло, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает злого змея. Вспомните, ребята, в каких сказках упоминается о Змее Горыныче? (Ответы детей).
— Чем всегда заканчиваются эти сказки?
Добро побеждает зло! Так и наш герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом!

Воспитатель: какие вы молодцы, ребята. Наше занятие подошло к концу.