Открытое занятие по экологии «Зимние чудеса»

Автор: Мезенок Алена Андреевна

Образовательное учреждение: МАДОУ «Детский сад №216»

Населенный пункт: г. Краснодар

Вид методической разработки: учебное занятие

Тема:  Открытое занятие по экологии «Зимние чудеса» с использованием ИКТ

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Дата публикации: 24.03.2019

 

Цели:

1. Обобщить знания о том, как проводят зиму звери, чем питаются.

2. Закрепить представления о том, что у каждого времени года свои особенности и как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях

3. Воспитывать интерес к повадкам животных

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к вам на занятия пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Ворона: («влетает» в группу) Беда, беда, происходят чудеса! Срочно приходите, срочно помогите!

Воспитатель: Каркуша, что случилось?

Ворона: Здравствуйте ребята. Вы меня узнали? (Ответы детей)

Представляете, я решила на каникулах слетать в лес родной, детство вспомнить, так сказать. Так вот, прилетела я в лес, но там все вокруг изменилось, да и все лесные жители куда-то исчезли! Тихо-тихо там, в лесу, и поговорить то не с кем. Ни одной, даже самой маленькой, букашечки не встретила! Облетела я весь лес, но так и не нашла ни травы, ни цветов, ни одного листочка на деревьях не увидела, только ели да сосны зеленые стоят. Что же такое случилось, не беда ли приключилась?

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Каркуше, объясним, что случилось в лесу (Ответы детей: стало холодно, солнышко светит редко и почти не греет, деревья сбросили листву и уснули до прихода весны, выпал снег – укрыл всю землю белым покрывалом)

Воспитатель: Ребята, а Каркуша сказала, что «… так и не встретила она лесных жителей». А, кто такие лесные жители? Почему они так называются? (Ответы детей)

Ворона: Да, да, кар, и куда же они все подевались? Вот беда, так беда, кар!

Воспитатель: Давайте поможем вороне, отправимся в лес, объясним Каркуше, что все в порядке просто наступила зима, на улице мороз, вот и попрятались все жители леса по своим домикам и покажем ей как зимуют обитатели леса!

Воспитатель: Но прежде, чем нам отправиться в дорогу, давайте-ка вспомним «Правила поведения в лесу» (не шуметь, не мусорить, не ломать деревья)

Ворона: Правильно! Не шуметь, не кричать, а друг другу помогать.

Воспитатель: А теперь закройте глаза и повторяйте за мной: 1 2 3 4 5 В лес идем Каркуше помогать!

(Музыка лес)

Ворона: А вот и лес, видите как здесь тихо, кар!

Воспитатель: Ребята, мы попали в лес. Но почему здесь так тихо? И никого не видно? Кажется, я догадалась! Я загадаю загадку, а вы должны ее отгадать.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой! (медведь)

(Показ демонстрационной картины О. А. Воронкевич «добро пожаловать в экологию! (Демонстрационные картины и динамические модели для занятий с детьми 4-5 лет (средняя группа). Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2015)

Воспитатель: Ребята, а как называется домик медведя? А как называют детенышей медведя?

Рассказ воспитателя: Всю зиму спит медведь в своей берлоге…

Ворона: Бррррр, холодно зимой в лесу, что то я замерзла совсем

Воспитатель: Знаешь, Каркуша, какое у нас с ребятами есть верное средство, что-бы согреться?

Физкультминутка!

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)

Вьюга злится,

Снег кружится, (Дети кружатся.)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Плавные движения руками.)

Ворона: Здорово! А кто еще прячется в зимнем лесу?

Воспитатель: (Воспитатель выставляет иллюстрацию 3) Как вы думаете, ребята, есть ли на этой картинке кто-нибудь живой? Что нам может об этом подсказать? (Следы на снегу)

Ворона: Никого там нет, голое дерево!

Воспитатель: Нет, Каркуша, ты ошибаешься! Дети, как вы думаете, кто живет в дупле этого дерева?

Загадка: Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

(открываем средний клапан)

Воспитатель: Почему белка спряталась в дупле? С приближением холодов белка сделала запасы в кладовых и теперь может спокойно зимовать у себя в дупле. Но белка зимой не спит. Она поменяла цвет шкурки и он стал почти такой же как ствол дерева, это защищает зверька от врагов. И если белочке нужно будет сбегать в свою кладовку за запасами, ее даже не будет видно.

Ворона: Ну надо же, прям волшебство какое то, кар!

Воспитатель: Каркуша, а хочешь мы тебе расскажем для чего белке нужен такой пушистый хвост? Хвостом белка покрывается в гнезде, как одеялом от холода. А еще ей хвост нужен для того, чтобы она перелетала с ветки на ветку, а хвост служит ей рулем.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, может на этой картинке кто-нибудь еще прячется? Отгадайте загадку:

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что дотемна

В норке прячется она. (мышь)

(открываем картинку)

Воспитатель: Здорово! Может под пеньком тоже кто-то спрятался?

Ворона: Ой, здесь кто-то колючий!

Воспитатель: Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе, под ёлкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не входят звери. (еж)

(открываем картинку)

Воспитатель: Ребята, а чем питается ежик? (Ответы детей)

Пища ежей- это ящерицы, змеи, мыши, жуки. Зимой пропитание ежу найти очень трудно, поэтому он крепко спит всю зиму.

Ворона: Спасибо вам, ребята, за интересные рассказы. Теперь я точно знаю, куда подевались мои лесные друзья и когда я смогу с ними встретиться.

Воспитатель: Ребята, а я предлагаю сделать угощения для лесных зверей, ведь зимой им так холодно и голодно.

(Дети садятся за столы и делают аппликацию грибочка)