Автор: Логинова Людмила Александровна
Образовательное учреждение: ГБДОУ №120
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Тема: «Животные жарких стран». Открытое занятие в старшей логопедической группе.
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Коррекционно-образовательные цели: Активизация и актуализация словаря по теме. Закрепить знания детей о животных жарких стран. Обогащение экспрессивного словаря словами-антонимами. Совершенствование грамматического строя речи притяжательными прилагательными. Автоматизация в речи поставленных звуков.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие связной речи: Закреплять умение различать и называть характерные особенности животных жарких стран. (Внешние признаки, повадки, чем питаются, где живут). Закреплять умение составлять описательный рассказ о животном. Закреплять умение образовывать сложные прилагательные, притяжательные; существительные с помощью суффиксов –онок, — ёнок.
Развитие фонематического восприятия, навыков слогового анализа и звукового анализа слов.
Воспитательные цели:
Воспитание навыков сотрудничества, активности и инициативности.
Прививать бережное отношение и любовь к природе, животным.
Развивать внимание, память, координацию речи с движением.
Оборудование: предметные картинки, сюжетные картинки, муляжи животных жарких стран, телеграмма, загадки, волшебный мешочек, схемы предлогов, схемы предложений, схемы определения места звука в словах, буквы, условные обозначения слов-предметов, слов-действий, слов-признаков, дидактические игры: «Паровоз», «Чей хвост?», «Слово рассыпалось», «Домики»; музыка из кинофильма «Красная Шапочка»-песенка про Африку, мяч.
Речевой материал: бегемот, крокодил, жираф, носорог, верблюд, слон, слониха, обезьяна, лев, львица, тигр, тигрица, гепард, шакал, Африка, Южная Америка, Австралия, Индия; длинношеий, толстокожий, густогривый, длиннохвостая, двугорбый, большеухий; жирафья, львиная, обезьяний, слоновый, верблюжий; львёнок, слонёнок, тигрёнок, зебрёнок, жирафёнок, верблюжонок; крокодиловы, черепаший; травоядный, хищный.
Предварительная работа: рассматривание картин с изображением животных жарких стран и их детёнышей; чтение рассказов по данной теме; отгадывание загадок.
Ход занятия
Организационный момент.
Ребята, волшебник Звуковичок принес нам телеграмму. Прочитаем, что там написано!
-Дети, мы ждём вас в гости! Звери Африки.
Звуковичок желает вам счастливого пути и удачи в выполнении всех заданий, сейчас он взмахнет волшебной палочкой и мы начнем наше путешествие.
-Отправляемся в путешествие? (Музыка из кинофильма «Красная Шапочка»-песня Красной Шапочки про Африку)-дети маршируют вокруг стола.
2. -Логопед: Дети, мы пришли на железнодорожный вокзал и у нас есть минутка поиграть в веселую игру: «Слова наоборот»!
Дети называют слова-антонимы и показывают пантомимой.
Слова-антонимы: (слова взяты из песенки Красной Шапочки)
высоко-низко, далеко-близко, широко-узко, грустно-весело, холодно-жарко.
Игра «Паровозик»-
-Логопед: Вот и поезд подошел! Дети, вы должны разместить животных по вагонам. Помещаем картинки с изображением животных в вагоны: в 1-ом вагоне поедут животные, названия которых делятся на один слог, во 2-ом вагоне -на два слога, в 3-ем вагоне- на три слога.
Дети, вспомните правило: Сколько в слове гласных, столько и слогов!
4. Звуки поезда: Ч-Ч-Ч-едет поезд, Щ-Щ-Щ-остановился!
5. Вопрос:
-Дети, поезд всё ещё в городе, где же в городе мы можем встретить животных жарких стран?
-В зоопарке ( Дидактическая картинка «Зоопарк»)
Животным построили огромные вольеры и льва тоже сейчас выпустят из клетки в вольер. Задание: вот вам схемы маленьких слов, придумайте предложения с этими словами о том, где лев находится. ( Предлоги: в, на, за, перед, под, от).
6. Домики для животных с буквами на крыше (Ш-Ж, С-З)
-С какого звука начинается название животного, в таком домике с этой буквой и будет жить животное.
7. Вольеры для животных.
Задание: сейчас разместим в вольерах других животных по заданному звуку, где звук находится, туда и животное поставим.
-Дети, вспомните, что звуки речи бывают гласными и согласными, а согласные могут быть твердыми и мягкими!
-найдите место звука «Р» в слове жираф (в середине слова)
-найдите место звука «Л» в слове лев (в начале слова)
-найдите место звука «Р» в слове тигр (в конце слова)
Выдаются схемы для определения места звука в слове (начало, середина и конец слова)
8. Звуковой анализ слова: тигр
9. Кто же это бежит к нам? Это клоун Клёпа, он подрабатывает в зоопарке.
-Дети, а где в городе ещё можно увидеть животных жарких стран? ( в цирке)
Я принес вам ребус (нос + о + рог)-сложное слово из двух слов и соединительной гласной «О»!
И еще задание: слова рассыпались на слоги, соберите их (пу-ма, ма-ка-ка, ги-по-по-там)
10. Физкультминутка.
-Всё-таки, нам надо слетать в Африку на самолете. Дети вставайте, руки расставьте, как крылья у самолета и полетели (побежали вокруг стола) Взлетаем, работает мотор: р-р-р, летим над облаками: л-л-л, снижаемся: ж-ж-ж, выпускаем шасси (колеса) и садимся: ш-ш-ш. Мягкая посадка.
11. Африка (дидактическое пособие: «Звери Африки в саванне»)
-Вот мы и в Африке, в саванне.
Загадки:
Тем, кто в речку угодил, нос откусит…(Крокодил)
Что за коняшки, на всех тельняшки (Зебры)
Зверь я горбатый, но нравлюсь ребяткам. (Верблюд)
Он высокий и пятнистый, с длинной-длинной шеей,
И питается он листьями – листьями деревьев (Жираф)
Кто один имеет рог. Отгадайте!…(Носорог)
Хищника клык, страшный рык,
Слышат звери обомлев,
Царь зверей, конечно, …(лев)
Скачет шустрый зверек, а в кармане сидит сынок. (Кенгуру)
-Молодцы! А каких ещё вы знаете животных Африки, Австралии, Индии? (пантеры, пумы, гепарды, гориллы, шимпанзе, макаки, павианы)
12. А теперь поиграем в игру «Добавь словечко»
В Африке живут:
-ловкие, хвостатые…
-большие, толстокожие…
-сильные, гривастые…
-пугливые, быстрые, полосатые…
-пятнистые, длинношеие…
-выносливые, двугорбые…
-огромные, сильные…
13. Дети садятся за столы. Игра: «Волшебный мешочек». Д/игра: «Назови и опиши». Достают из мешочка муляжи животных по очереди, называют, описывают (внешний вид, как приспособилось животное к обитанию в этой среде, травоядное или хищное животное, как использует человек этого зверя и чем он нравится ребенку) по плану.
14. Скороговорка: ( развиваем мелкую моторику и стучим пальчиками по столу, сначала правой рукой-от мизинца к большому пальцу, потом также левой рукой) За гиппопотамом гиппопотам топает по пятам.
15. Игра: «Позови своего детеныша». Плачут детёныши, потеряли маму. Поможем им». Дети бросают мяч к другому ребенку и зовут детеныша, в зависимости от того, какой муляж животного они достали из чудесного мешочка.
Лев – «Львёнок, иди сюда!»
Слон- «Слоненок, иди сюда!»
Тигр –«Тигренок, иди сюда!»
Зебра-«Зебренок, иди сюда!»
Жираф- «Жирафенок, иди сюда!»
Верблюд-«Верблюжонок, иди сюда!»
16.«Чей хвост?» (разрезные картинки на 2 части, хвосты у животных не свои, нужно назвать чей хвост и собрать правильно картинки)
17. «Составь слово»
У жирафа шея длинная – он какой? – длинношеий
У бегемота кожа толстая…
У льва густая грива…
У обезьяны длинный хвост…
У верблюда два горба…
У слона большие уши…
18. Я буду называть такие определения, а вы объясните:
Черепаший шаг
Топает как слон
Крокодиловы слёзы
Львиная грива
19. Составь предложение по картинке (Крокодил плавает в огромной ванне) и разберите предложение (счет слов в предложении и определение значения каждого слова: слово-предмет живой, слово-предмет неживой, слово-действие, слово-признак, маленькое слово-предлог)
20. Итог занятия.
-Сейчас волшебник Звуковичок вернет нас назад, в логопедический кабинет, и выдаст вам грамоты за активное участие в открытом логопедическом занятии.
-Понравилось путешествие? Мы не прощаемся с животными жарких стран.
С мамой и папой вы еще не раз побываете в зоопарке и цирке. Прочитаете много книг о жизни этих животных, посмотрите фильмы.