Открытое занятие «Животные жарких стран».

Автор: Логинова Людмила Александровна

Образовательное учреждение: ГБДОУ №120

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: «Животные жарких стран». Открытое занятие в старшей логопедической группе.

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Коррекционно-образовательные цели: Активизация и актуализация словаря по теме. Закрепить знания детей о животных жарких стран. Обогащение экспрессивного словаря словами-антонимами. Совершенствование грамматического строя речи притяжательными прилагательными. Автоматизация в речи поставленных звуков.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие связной речи: Закреплять умение различать и называть характерные особенности животных жарких стран. (Внешние признаки, повадки, чем питаются, где живут). Закреплять умение составлять описательный рассказ о животном. Закреплять умение образовывать сложные прилагательные, притяжательные; существительные с помощью суффиксов –онок, — ёнок.

Развитие фонематического восприятия, навыков слогового анализа и звукового анализа слов.

Воспитательные цели:

Воспитание навыков сотрудничества, активности и инициативности.

Прививать бережное отношение и любовь к природе, животным.

Развивать внимание, память, координацию речи с движением.

Оборудование: предметные картинки, сюжетные картинки, муляжи животных жарких стран, телеграмма, загадки, волшебный мешочек, схемы предлогов, схемы предложений, схемы определения места звука в словах, буквы, условные обозначения слов-предметов, слов-действий, слов-признаков, дидактические игры: «Паровоз», «Чей хвост?», «Слово рассыпалось», «Домики»; музыка из кинофильма «Красная Шапочка»-песенка про Африку, мяч.

Речевой материал: бегемот, крокодил, жираф, носорог, верблюд, слон, слониха, обезьяна, лев, львица, тигр, тигрица, гепард, шакал, Африка, Южная Америка, Австралия, Индия; длинношеий, толстокожий, густогривый, длиннохвостая, двугорбый, большеухий; жирафья, львиная, обезьяний, слоновый, верблюжий; львёнок, слонёнок, тигрёнок, зебрёнок, жирафёнок, верблюжонок; крокодиловы, черепаший; травоядный, хищный.

Предварительная работа: рассматривание картин с изображением животных жарких стран и их детёнышей; чтение рассказов по данной теме; отгадывание загадок.

Ход занятия

Организационный момент.
Ребята, волшебник Звуковичок принес нам телеграмму. Прочитаем, что там написано!

-Дети, мы ждём вас в гости! Звери Африки.

Звуковичок желает вам счастливого пути и удачи в выполнении всех заданий, сейчас он взмахнет волшебной палочкой и мы начнем наше путешествие.

-Отправляемся в путешествие? (Музыка из кинофильма «Красная Шапочка»-песня Красной Шапочки про Африку)-дети маршируют вокруг стола.

2. -Логопед: Дети, мы пришли на железнодорожный вокзал и у нас есть минутка поиграть в веселую игру: «Слова наоборот»!

Дети называют слова-антонимы и показывают пантомимой.

Слова-антонимы: (слова взяты из песенки Красной Шапочки)

высоко-низко, далеко-близко, широко-узко, грустно-весело, холодно-жарко.

Игра «Паровозик»-
-Логопед: Вот и поезд подошел! Дети, вы должны разместить животных по вагонам. Помещаем картинки с изображением животных в вагоны: в 1-ом вагоне поедут животные, названия которых делятся на один слог, во 2-ом вагоне -на два слога, в 3-ем вагоне- на три слога.

Дети, вспомните правило: Сколько в слове гласных, столько и слогов!

4. Звуки поезда: Ч-Ч-Ч-едет поезд, Щ-Щ-Щ-остановился!

5. Вопрос:

-Дети, поезд всё ещё в городе, где же в городе мы можем встретить животных жарких стран?

-В зоопарке ( Дидактическая картинка «Зоопарк»)

Животным построили огромные вольеры и льва тоже сейчас выпустят из клетки в вольер. Задание: вот вам схемы маленьких слов, придумайте предложения с этими словами о том, где лев находится. ( Предлоги: в, на, за, перед, под, от).

6. Домики для животных с буквами на крыше (Ш-Ж, С-З)

-С какого звука начинается название животного, в таком домике с этой буквой и будет жить животное.

7. Вольеры для животных.

Задание: сейчас разместим в вольерах других животных по заданному звуку, где звук находится, туда и животное поставим.

-Дети, вспомните, что звуки речи бывают гласными и согласными, а согласные могут быть твердыми и мягкими!

-найдите место звука «Р» в слове жираф (в середине слова)

-найдите место звука «Л» в слове лев (в начале слова)

-найдите место звука «Р» в слове тигр (в конце слова)

Выдаются схемы для определения места звука в слове (начало, середина и конец слова)

8. Звуковой анализ слова: тигр

9. Кто же это бежит к нам? Это клоун Клёпа, он подрабатывает в зоопарке.

-Дети, а где в городе ещё можно увидеть животных жарких стран? ( в цирке)

Я принес вам ребус (нос + о + рог)-сложное слово из двух слов и соединительной гласной «О»!

И еще задание: слова рассыпались на слоги, соберите их (пу-ма, ма-ка-ка, ги-по-по-там)

10. Физкультминутка.

-Всё-таки, нам надо слетать в Африку на самолете. Дети вставайте, руки расставьте, как крылья у самолета и полетели (побежали вокруг стола) Взлетаем, работает мотор: р-р-р, летим над облаками: л-л-л, снижаемся: ж-ж-ж, выпускаем шасси (колеса) и садимся: ш-ш-ш. Мягкая посадка.

11. Африка (дидактическое пособие: «Звери Африки в саванне»)

-Вот мы и в Африке, в саванне.

Загадки:

Тем, кто в речку угодил, нос откусит…(Крокодил)

Что за коняшки, на всех тельняшки (Зебры)

Зверь я горбатый, но нравлюсь ребяткам. (Верблюд)

Он высокий и пятнистый, с длинной-длинной шеей,

И питается он листьями – листьями деревьев (Жираф)

Кто один имеет рог. Отгадайте!…(Носорог)

Хищника клык, страшный рык,

Слышат звери обомлев,

Царь зверей, конечно, …(лев)

Скачет шустрый зверек, а в кармане сидит сынок. (Кенгуру)

-Молодцы! А каких ещё вы знаете животных Африки, Австралии, Индии? (пантеры, пумы, гепарды, гориллы, шимпанзе, макаки, павианы)

12. А теперь поиграем в игру «Добавь словечко»

В Африке живут:

-ловкие, хвостатые…

-большие, толстокожие…

-сильные, гривастые…

-пугливые, быстрые, полосатые…

-пятнистые, длинношеие…

-выносливые, двугорбые…

-огромные, сильные…

13. Дети садятся за столы. Игра: «Волшебный мешочек». Д/игра: «Назови и опиши». Достают из мешочка муляжи животных по очереди, называют, описывают (внешний вид, как приспособилось животное к обитанию в этой среде, травоядное или хищное животное, как использует человек этого зверя и чем он нравится ребенку) по плану.

14. Скороговорка: ( развиваем мелкую моторику и стучим пальчиками по столу, сначала правой рукой-от мизинца к большому пальцу, потом также левой рукой) За гиппопотамом гиппопотам топает по пятам.

15. Игра: «Позови своего детеныша». Плачут детёныши, потеряли маму. Поможем им». Дети бросают мяч к другому ребенку и зовут детеныша, в зависимости от того, какой муляж животного они достали из чудесного мешочка.

Лев – «Львёнок, иди сюда!»

Слон- «Слоненок, иди сюда!»

Тигр –«Тигренок, иди сюда!»

Зебра-«Зебренок, иди сюда!»

Жираф- «Жирафенок, иди сюда!»

Верблюд-«Верблюжонок, иди сюда!»

16.«Чей хвост?» (разрезные картинки на 2 части, хвосты у животных не свои, нужно назвать чей хвост и собрать правильно картинки)

17. «Составь слово»

У жирафа шея длинная – он какой? – длинношеий

У бегемота кожа толстая…

У льва густая грива…

У обезьяны длинный хвост…

У верблюда два горба…

У слона большие уши…

18. Я буду называть такие определения, а вы объясните:

Черепаший шаг

Топает как слон

Крокодиловы слёзы

Львиная грива

19. Составь предложение по картинке (Крокодил плавает в огромной ванне) и разберите предложение (счет слов в предложении и определение значения каждого слова: слово-предмет живой, слово-предмет неживой, слово-действие, слово-признак, маленькое слово-предлог)

20. Итог занятия.

-Сейчас волшебник Звуковичок вернет нас назад, в логопедический кабинет, и выдаст вам грамоты за активное участие в открытом логопедическом занятии.

-Понравилось путешествие? Мы не прощаемся с животными жарких стран.

С мамой и папой вы еще не раз побываете в зоопарке и цирке. Прочитаете много книг о жизни этих животных, посмотрите фильмы.