Автор: Гирло Варвара Ивановна
Образовательное учреждение: МБОУ СОШ с. Устиновка
Населенный пункт: с. Устиновка, Приморский край
Тема: План-конспект урока по русскому языку «День словаря».
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Дата публикации: 03.04.2019
День словаря.
(первый урок тематического цикла)
Тема урока: «Во саду ли , в огороде..»
(данный материал рассчитан на два совмещенных урока)
Цель урока: Повторение через тематический словарь
«Овощи, Фрукты, ягода, цветы» правописание основных орфограмм и пунктограмм изученных в начальном звене, и закрепление знаний, полученных в начале 1 четверти
Материалы к уроку:
1.На учительском столе – корзины с овощами и фруктами, вазы цветов, большой арбуз.
2.Фланелеграфы в виде грядки, клумбы, автомашины, вазы.
3.Картонный набор овощей, фруктов, ягоды цветов.
4.Перфокарты в форме баклажана с тематическим словарем «овощи», в форме яблока – «фрукты, ягода».
5.На стендах – большие глянцевые, красочно оформленные типографические плакаты по данной тематике.
6.Грампластинки «Октябрь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.
Ход урока:
1,Музыкаьный эпиграф «Октябрь» из цикла «Времена года». Музыка постепенно делается тише.
2.Вопросы к классу:
1.Лето быстро пролетело,
Оглянуться не успели,
как на южный край земли
Потянулись журавли
Распахнулись двери школ
Что за месяц к нам пришел?(сентябрь)
2.Все мрачней лицо природы,
И чернеют огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Медведь в спячку завалился
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
3.А какой еще осенний месяц впереди (ноябрь)
Сентябрь, Октябрь, Ноябрь. Какая общая орфограмма в этих словах? ( непроверяемая гласная т.е. словарные слова).
Давайте вспомним, а что такое орфограмма? (выбор правильного написания буквы).
3.Коомментирование числа, месяца, дня недели.
Девятнадцатое (девять) октября, суббота.
4.Вступление.
Осень! Славная пора!
Любит очень детвора
Сливы, груши, Виноград –
Все поспело для ребят
и арбуз увидев важный,
Оживится детвора-
И радушно скажет каждый:
Здравствуй,……………..(Осень, осенняя пора.)
1.Поздороваемся письменно с осенью. Запишем предложение, прокомментировав его устно.
Здравствуй осени пора!
2. К кому мы обращаемся? Что такое в предложении «осени пора»?
3.Как обращения выделяются на письме? В устной речи?
4.С какой интонацией мы здороваемся с осенью? Какое это предложение по цели высказывания?
5.Комментирование в тетради темы урока:
Во саду ли в огороде…
1.Почему мы поставили запятую? (однородные члены)
2.Что обозначает многоточие
Да, конечно. и в саду, и в огороде мы сегодня с вами будем работать.
А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза и мысленно перенеситесь на садовый участок. Справа от вас находятся грядки, полные овощей, слева – деревья и кусты, полные фруктов и ягоды. подойдем поближе к грядке куст, покопай немножко, а под ним… «Что ребята?» Картошка и еще много других овощей. Представили? А теперь откройте глаза и ответьте на вопрос, при этом не забывайте проговаривать по слогам каждое словарное слово и «прописывать» его ручкой в «воздухе»:
— Что растет на нашей грядке?
— Огурцы, горошек сладкий,
помидоры и морковь
Баклажаны и чеснок,
есть капуста и картофель
Есть петрушка и укроп
Для приправы и для проб.
— Что еще растет на грядке?
— Кабачок и перец сладкий,
Также есть щавель и свекла
Есть редиска и салат
Наша грядка просто клад!
(В этой и последующих речовках выделенные словарные слова учащиеся произносят по слогам, как они пишутся и прописывают их в воздухе. Наработка и тематического словаря шла в 1 четверти. Словарные слова прописывались и разбирались в контексте, проговаривались вслух в виде стихотворений).
1.Как одним словом можно назвать и капусту, и горошек, и морковь, и укроп? ( овощи).
2.Как будет это слово в ед.числе? (овощ).
3.Какого оно рода и как пишется? (муж.род, без «Ь»).
Мы с вами, ребята, перечислили много овощей, но про один забыли, отгадайте загадку:
Раскололся тесный домик на две половинки,
И послышалось в ладошки бусинки – дробинки (фасоль)
Правильно, посыпались бусинки – дробинки, будто зазвучали нотки по пианино
Это наша «музыкальная» фасоль. Давайте и этот овощ пропишем в воздухе.
Нота Фа,нота Соль
Это вкусная фасоль
1.Как вы считаете, ребята, почему я сейчас в руке держу, 2 картинки с овощами и именно с этими овощами? ( предлагаются картинки с щавелем и свеклой, сверху названия этих овощей с уже поставленнымударением).
2.Я буду поочередно показывать картинки, а вы вслух произносите : борщ из ( щавеля),
красная (свёкла), кислый (щавель), о сахарной ( свёкле).
Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокну
Кругла, крупна, сладкана вкус
Узнали Вы?………..(свёкла)
3.А помните ли вы стихотворение Ю.Тувина, которое вы не раз читали и слышали?
Хозяйка однажды с базара пришла
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, морковку, горох, петрушку и ….(Свёклу)
4.А теперь поработаем со словарем и запишем новые слова:хрзяйка,хозяин,Базар,урожай.
5.Запишем все овощи собранного нами урожая,выделяя непроверяемые гласные и согласные буквы.
6.Продолжим ,ребята,экскурсию по дачному участку.Осень-это не только овощи.а что еще?(фрукиы,ягода).Давайте с вами по тропике пройдем в ту часть участка,где растут фруктовые деревья и ягодные кусты смородины,жимолости,крыжовника.
1.-Ой,ну что зто?Кто нас останавливает: «Ой,не трогайте меня,обожгу я без огня»?(крапива)
2.Будм ли мы ее считать овощем?(да,но только молодую,когда из нее варят борщ ранней весной,чтобы пополнить организм витаминами)
3.Запишем в словарь это слово.
7.Идем дальше.Вот и фруктовые деревья,которые щедропредлагают нам свои фрукты,и,кусты,все обсыпанные ягодой.Невдалеке стоит автомашина.Я думаю,надо уточнить,что в ней.Давайте обратимся к ней:
_Что везешь,автомашина?
-Все что есть на букву «А»
Вот арбузы,ананасы,апельсины и айва.
Но здесь только фрукты,начинающиеся с буквы «А2.Давайте их и новые слова запишем в словарь.Гуляя по участку,мы снова прголодались,будем варить борщ и компот.
П одберите в две колонки все,что нужно из овощей для борща,а из фруктов-для компота и поставьте эти слова в П.п. ед.ч.
борщ компот
2.Вспомните на какие вопросы отвечаетП.П.(о ком? о чем? в чем? где?)
3.Скакими предлогами употребляется П.п.(в,на,,о,об)
8.Борщ и компот готовы.
1.А вы знаете какой овощ побил рекорд в написании?(помидор)
2.А сейчас немного отдохнем и делаем рекламную паузу(инсценировка стихотворения С.Я.Маршака. «Песня синьора помидора»)
Я-синьор
Помидор,
Красен я и пышен. Я не репа,не морковь.Мелочь огородная.
У меня под кожей кровь
Очень благородная.
Я-холеный помидор
С кожею атласной!
И вступать со мною в спор
Овощам опасно!
А служу я с ранних пор
У помещиц-Вишен.
С каждым часом я расту
Наливаюсь соком,
Потому что на посту
Нахожусь высоком
В конце последней строчки Вишенки говорят: «Сделайте паузу,съеште помидор и прведите физкультминутку.
9.Физкультминутка(одновременно с движением рук проговариваются словарные слова)
Отдыхаем от работы и граем
В волейбол,баскетбол,бадминтон,
Теннис,хоккей,футбол,Матч окончен.
10.Продолжаем работать.
Что можно приготовить из овощей?(винегрет)-сл.слово.Записываем в словарь
Что такое винегрет?Это блюдо из мелко нарезанных овощей(показываем блюдо с винегретом.Подбираем овощи к нему,прописываем их.
Что можно приготовить из фруктов и ягоды?(компоты,ассорти,варенье)На доску вывешиваются картинки с ассорти.
4.Объясним значение этого слова. Слово «Ассорти» пришло к нам из французского языка. В переводе оно означает «Подобранный». Подберите, пожалуйста. к компоту фрукты.
5.Комментированное письмо:
варенье ассорти на праздничном столике манило нас душистым запахом.
6.Каким одним словом можно заменить словосочетание «душистый запах»?
7.Подберите синоним. Вспомните, что такое синони.
8.Аромат ( сл.), Запишем слово,как и предыдущие слова, в словарь
9.Найти грамматическую основу предложения.( варенье манило) и определить по наличию грамматической основы, простое оно или сложное.
Можно ли из ягод фруктов сделать напиток? Конечно, можно сделать не только ягодный, но и фруктово-ягодный и даже ягодно-овощный. Предлагаю вам старинный рецепт от наших бабушек и дедушек.Запишем его:
Сок черной смородины или жиломости смешать с соком красной свеклы или земляники.
1.Почему, когда мы говорим о фруктах и овощах, мы обязательно добавляем, что употреблять их полезно? (витамины).
2.Что обозначает слова «витамин»? («Вита»(лат.)- жизнь).
Наступило время рекламной паузы
(к доске выходят ребята в шапочках и коронах, изображающих овощи: баклажаны, морковь, горошек, помидор, свеклу, картофель, лук, капусту, огурец, редис. Вместе с ними девочка в костюме «осень». Начинается инсценировка «Спор овощей» Н.Семенова).
Овощи. Кто из вас, из овощей,
и вкуснее и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Осень. Выскочил горошек –
Ну и хвастунишка!
Горошек (весело).
я такой хорошенький
Зелененький мальчишка!
Если только захочу,
Всех горошком угощу!
Осень. От обиды покраснев,
Свёкла проворчала…
Свекла. (важно).
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Свёклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай-
Лучше свёклы нету!
Капуста (перебивая).
Ты уж свёкла, помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные пироги капустные!
Зайчики – плутишки
Любят – кочерыжки.
угощу ребяток кочерыжкой сладкой.
Огурец ( задорно)
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
Редиска( скромно)
я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко – низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Морковь (кокетливо).
Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Осень.
Тут надулся помидор
И промолвил строго…
Помидор.
Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного,
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Витаминов много в нем,
Мы его охотно пьем!
Осень.
У окна поставьте ящик,
Поливайте только чаще.
и тогда, как верный друг,
К вам придет зеленый…
Учащиеся.
Лук!
Лук.
Я – приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям
Угадали? Я- ваш друг,
Я – простой зеленый лук!
Картошка
я, картошка, так скромна –
Слова не сказала…
Но картошка так нужна
И большим и малым!
Баклажаны (робко)
Баклажанная икра
Так вкусна, полезна..
Осень.
Спор давно кончать пора!
Овощи (хором!).
Спорить бесполезно!
(слышится стук в дверь. Все овощи замолкают)
Овощи.
Кто-то, кажется, стучит…
(входит ученик в костюме айболита)
Овощи (поднимаясь радостно).
Это доктор айболит!
Айболит.
Ну, конечно, это я!
О чем спорите, друзья?
Овощи.
Кто из нас, из овощей,
Всех вкусней и всех важней?
Кто при всех болезнях
Будет всем полезней?
Айболит(расхаживая).
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все, без исключения,
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!
Овощи(хором).
Мы овощи, и вас витамины.
XIII Мы хорошо сегодня поработали, можно и на стол накрывать. Мы застелем с вами красивую скатерть, но что не хватает на нашем столе? Конечно, цветов. Отгадайте загадки и ответы запишите в тетради.
1.У меня на клумбе
Гордо держат стебельки,
Как фарфоровые чашки,
Белоснежные…(ромашки).
2.Ветка в грозди разодета
Фиолетового цвета –
Это в летний жаркий день
Расцвела с саду…(сирень).
3.Эй, звоночек, синий цвет!
С языком, а звону нет! (колокольчики).
4.Как зовут меня, скажи
Часто прячусь я во ржи
Скромный полевой цветок,
Синеглазый…(василек)
1.Какие цветы еще с вами знаем? Добавим их к нашему букету (георгин, гвоздика, лилия, хризантема, роза и т.д.)
2.Ребята, мы еще с вами забыли про один цветок, давайте его подарим маме.
Комментируем:
Фиолетовой фиалке надоело жить в саду
Я ее сорву и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.
XIV Подведение итога.
1.С какими словами мы познакомились?
2.Какой темой они объедены?
3.Назовите словарные слова – овощи, входящие в тематический словарь.
4.Назовите и слова – ягода и фрукты.
5.В заключении вы заполните перфокарты, в форме баклажана – овощи, в форме яблока – ягода и фрукты.
XV Вы все хорошо и дружно поработали. Оценки будут выставлены с учетом заполненных перфокарт. Спасибо за уроки, а теперь вас ждет празднично накрытый стол с осенними дарами, так любовно накрытый для вас вашими мамами.
До свидания, нет, до скорого свидания, снова на нашем Дне Словаря по теме «Кто в лесу живет, что в лесу растет» (Животный и растительный мир.)