План-конспект урока по русскому языку «День словаря».

Автор: Гирло Варвара Ивановна

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ с. Устиновка

Населенный пункт: с. Устиновка, Приморский край

Тема: План-конспект урока по русскому языку «День словаря».

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Дата публикации: 03.04.2019

День словаря.

(первый урок тематического цикла)

Тема урока: «Во саду ли , в огороде..»

(данный материал рассчитан на два совмещенных урока)

Цель урока: Повторение через тематический словарь

«Овощи, Фрукты, ягода, цветы» правописание основных орфограмм и пунктограмм изученных в начальном звене, и закрепление знаний, полученных в начале 1 четверти

Материалы к уроку:

1.На учительском столе – корзины с овощами и фруктами, вазы цветов, большой арбуз.

2.Фланелеграфы в виде грядки, клумбы, автомашины, вазы.

3.Картонный набор овощей, фруктов, ягоды цветов.

4.Перфокарты в форме баклажана с тематическим словарем «овощи», в форме яблока – «фрукты, ягода».

5.На стендах – большие глянцевые, красочно оформленные типографические плакаты по данной тематике.

6.Грампластинки «Октябрь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.

Ход урока:

1,Музыкаьный эпиграф «Октябрь» из цикла «Времена года». Музыка постепенно делается тише.

2.Вопросы к классу:

1.Лето быстро пролетело,

Оглянуться не успели,

как на южный край земли

Потянулись журавли

Распахнулись двери школ

Что за месяц к нам пришел?(сентябрь)

2.Все мрачней лицо природы,

И чернеют огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Медведь в спячку завалился

Что за месяц к нам явился? (Октябрь)

3.А какой еще осенний месяц впереди (ноябрь)

Сентябрь, Октябрь, Ноябрь. Какая общая орфограмма в этих словах? ( непроверяемая гласная т.е. словарные слова).

Давайте вспомним, а что такое орфограмма? (выбор правильного написания буквы).

3.Коомментирование числа, месяца, дня недели.

Девятнадцатое (девять) октября, суббота.

4.Вступление.

Осень! Славная пора!

Любит очень детвора

Сливы, груши, Виноград –

Все поспело для ребят

и арбуз увидев важный,

Оживится детвора-

И радушно скажет каждый:

Здравствуй,……………..(Осень, осенняя пора.)

1.Поздороваемся письменно с осенью. Запишем предложение, прокомментировав его устно.

Здравствуй осени пора!

2. К кому мы обращаемся? Что такое в предложении «осени пора»?

3.Как обращения выделяются на письме? В устной речи?

4.С какой интонацией мы здороваемся с осенью? Какое это предложение по цели высказывания?

5.Комментирование в тетради темы урока:

Во саду ли в огороде…

1.Почему мы поставили запятую? (однородные члены)

2.Что обозначает многоточие

Да, конечно. и в саду, и в огороде мы сегодня с вами будем работать.

А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза и мысленно перенеситесь на садовый участок. Справа от вас находятся грядки, полные овощей, слева – деревья и кусты, полные фруктов и ягоды. подойдем поближе к грядке куст, покопай немножко, а под ним… «Что ребята?» Картошка и еще много других овощей. Представили? А теперь откройте глаза и ответьте на вопрос, при этом не забывайте проговаривать по слогам каждое словарное слово и «прописывать» его ручкой в «воздухе»:

— Что растет на нашей грядке?

— Огурцы, горошек сладкий,

помидоры и морковь

Баклажаны и чеснок,

есть капуста и картофель

Есть петрушка и укроп

Для приправы и для проб.

— Что еще растет на грядке?

— Кабачок и перец сладкий,

Также есть щавель и свекла

Есть редиска и салат

Наша грядка просто клад!

(В этой и последующих речовках выделенные словарные слова учащиеся произносят по слогам, как они пишутся и прописывают их в воздухе. Наработка и тематического словаря шла в 1 четверти. Словарные слова прописывались и разбирались в контексте, проговаривались вслух в виде стихотворений).

1.Как одним словом можно назвать и капусту, и горошек, и морковь, и укроп? ( овощи).

2.Как будет это слово в ед.числе? (овощ).

3.Какого оно рода и как пишется? (муж.род, без «Ь»).

Мы с вами, ребята, перечислили много овощей, но про один забыли, отгадайте загадку:

Раскололся тесный домик на две половинки,

И послышалось в ладошки бусинки – дробинки (фасоль)

Правильно, посыпались бусинки – дробинки, будто зазвучали нотки по пианино

Это наша «музыкальная» фасоль. Давайте и этот овощ пропишем в воздухе.

Нота Фа,нота Соль

Это вкусная фасоль

1.Как вы считаете, ребята, почему я сейчас в руке держу, 2 картинки с овощами и именно с этими овощами? ( предлагаются картинки с щавелем и свеклой, сверху названия этих овощей с уже поставленнымударением).

2.Я буду поочередно показывать картинки, а вы вслух произносите : борщ из ( щавеля),

красная (свёкла), кислый (щавель), о сахарной ( свёкле).

Хоть я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокну

Кругла, крупна, сладкана вкус

Узнали Вы?………..(свёкла)

3.А помните ли вы стихотворение Ю.Тувина, которое вы не раз читали и слышали?

Хозяйка однажды с базара пришла

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, морковку, горох, петрушку и ….(Свёклу)

4.А теперь поработаем со словарем и запишем новые слова:хрзяйка,хозяин,Базар,урожай.

5.Запишем все овощи собранного нами урожая,выделяя непроверяемые гласные и согласные буквы.

6.Продолжим ,ребята,экскурсию по дачному участку.Осень-это не только овощи.а что еще?(фрукиы,ягода).Давайте с вами по тропике пройдем в ту часть участка,где растут фруктовые деревья и ягодные кусты смородины,жимолости,крыжовника.

1.-Ой,ну что зто?Кто нас останавливает: «Ой,не трогайте меня,обожгу я без огня»?(крапива)

2.Будм ли мы ее считать овощем?(да,но только молодую,когда из нее варят борщ ранней весной,чтобы пополнить организм витаминами)

3.Запишем в словарь это слово.

7.Идем дальше.Вот и фруктовые деревья,которые щедропредлагают нам свои фрукты,и,кусты,все обсыпанные ягодой.Невдалеке стоит автомашина.Я думаю,надо уточнить,что в ней.Давайте обратимся к ней:

_Что везешь,автомашина?

-Все что есть на букву «А»

Вот арбузы,ананасы,апельсины и айва.

Но здесь только фрукты,начинающиеся с буквы «А2.Давайте их и новые слова запишем в словарь.Гуляя по участку,мы снова прголодались,будем варить борщ и компот.

П одберите в две колонки все,что нужно из овощей для борща,а из фруктов-для компота и поставьте эти слова в П.п. ед.ч.
борщ компот

2.Вспомните на какие вопросы отвечаетП.П.(о ком? о чем? в чем? где?)

3.Скакими предлогами употребляется П.п.(в,на,,о,об)

8.Борщ и компот готовы.

1.А вы знаете какой овощ побил рекорд в написании?(помидор)

2.А сейчас немного отдохнем и делаем рекламную паузу(инсценировка стихотворения С.Я.Маршака. «Песня синьора помидора»)

Я-синьор

Помидор,

Красен я и пышен. Я не репа,не морковь.Мелочь огородная.

У меня под кожей кровь

Очень благородная.

Я-холеный помидор

С кожею атласной!

И вступать со мною в спор

Овощам опасно!

А служу я с ранних пор

У помещиц-Вишен.

С каждым часом я расту

Наливаюсь соком,

Потому что на посту

Нахожусь высоком

В конце последней строчки Вишенки говорят: «Сделайте паузу,съеште помидор и прведите физкультминутку.

9.Физкультминутка(одновременно с движением рук проговариваются словарные слова)

Отдыхаем от работы и граем

В волейбол,баскетбол,бадминтон,

Теннис,хоккей,футбол,Матч окончен.

10.Продолжаем работать.

Что можно приготовить из овощей?(винегрет)-сл.слово.Записываем в словарь

Что такое винегрет?Это блюдо из мелко нарезанных овощей(показываем блюдо с винегретом.Подбираем овощи к нему,прописываем их.

Что можно приготовить из фруктов и ягоды?(компоты,ассорти,варенье)На доску вывешиваются картинки с ассорти.

4.Объясним значение этого слова. Слово «Ассорти» пришло к нам из французского языка. В переводе оно означает «Подобранный». Подберите, пожалуйста. к компоту фрукты.

5.Комментированное письмо:

варенье ассорти на праздничном столике манило нас душистым запахом.

6.Каким одним словом можно заменить словосочетание «душистый запах»?

7.Подберите синоним. Вспомните, что такое синони.

8.Аромат ( сл.), Запишем слово,как и предыдущие слова, в словарь

9.Найти грамматическую основу предложения.( варенье манило) и определить по наличию грамматической основы, простое оно или сложное.

Можно ли из ягод фруктов сделать напиток? Конечно, можно сделать не только ягодный, но и фруктово-ягодный и даже ягодно-овощный. Предлагаю вам старинный рецепт от наших бабушек и дедушек.Запишем его:

Сок черной смородины или жиломости смешать с соком красной свеклы или земляники.

1.Почему, когда мы говорим о фруктах и овощах, мы обязательно добавляем, что употреблять их полезно? (витамины).

2.Что обозначает слова «витамин»? («Вита»(лат.)- жизнь).

Наступило время рекламной паузы

(к доске выходят ребята в шапочках и коронах, изображающих овощи: баклажаны, морковь, горошек, помидор, свеклу, картофель, лук, капусту, огурец, редис. Вместе с ними девочка в костюме «осень». Начинается инсценировка «Спор овощей» Н.Семенова).

Овощи. Кто из вас, из овощей,

и вкуснее и нужней?

Кто при всех болезнях

Будет всех полезней?

Осень. Выскочил горошек –

Ну и хвастунишка!

Горошек (весело).

я такой хорошенький

Зелененький мальчишка!

Если только захочу,

Всех горошком угощу!

Осень. От обиды покраснев,

Свёкла проворчала…

Свекла. (важно).

Дай сказать хоть слово мне,

Выслушай сначала.

Свёклу надо для борща

И для винегрета.

Кушай сам и угощай-

Лучше свёклы нету!

Капуста (перебивая).

Ты уж свёкла, помолчи!

Из капусты варят щи.

А какие вкусные пироги капустные!

Зайчики – плутишки

Любят – кочерыжки.

угощу ребяток кочерыжкой сладкой.

Огурец ( задорно)

Очень будете довольны,

Съев огурчик малосольный.

А уж свежий огуречик

Всем понравится, конечно!

Редиска( скромно)

я – румяная редиска,

Поклонюсь вам низко – низко.

А хвалить себя зачем?

Я и так известна всем!

Морковь (кокетливо).

Про меня рассказ недлинный:

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку –

Будешь ты тогда дружок,

Крепким, сильным, ловким.

Осень.

Тут надулся помидор

И промолвил строго…

Помидор.

Не болтай, морковка, вздор,

Помолчи немного,

Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный.

Витаминов много в нем,

Мы его охотно пьем!

Осень.

У окна поставьте ящик,

Поливайте только чаще.

и тогда, как верный друг,

К вам придет зеленый…

Учащиеся.

Лук!

Лук.

Я – приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям

Угадали? Я- ваш друг,

Я – простой зеленый лук!

Картошка

я, картошка, так скромна –

Слова не сказала…

Но картошка так нужна

И большим и малым!

Баклажаны (робко)

Баклажанная икра

Так вкусна, полезна..

Осень.

Спор давно кончать пора!

Овощи (хором!).

Спорить бесполезно!

(слышится стук в дверь. Все овощи замолкают)

Овощи.

Кто-то, кажется, стучит…

(входит ученик в костюме айболита)

Овощи (поднимаясь радостно).

Это доктор айболит!

Айболит.

Ну, конечно, это я!

О чем спорите, друзья?

Овощи.

Кто из нас, из овощей,

Всех вкусней и всех важней?

Кто при всех болезнях

Будет всем полезней?

Айболит(расхаживая).

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все, без исключения,

В этом нет сомнения!

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь:

Кто из вас вкуснее,

Кто из вас нужнее!

Овощи(хором).

Мы овощи, и вас витамины.

XIII Мы хорошо сегодня поработали, можно и на стол накрывать. Мы застелем с вами красивую скатерть, но что не хватает на нашем столе? Конечно, цветов. Отгадайте загадки и ответы запишите в тетради.

1.У меня на клумбе

Гордо держат стебельки,

Как фарфоровые чашки,

Белоснежные…(ромашки).

2.Ветка в грозди разодета

Фиолетового цвета –

Это в летний жаркий день

Расцвела с саду…(сирень).

3.Эй, звоночек, синий цвет!

С языком, а звону нет! (колокольчики).

4.Как зовут меня, скажи

Часто прячусь я во ржи

Скромный полевой цветок,

Синеглазый…(василек)

1.Какие цветы еще с вами знаем? Добавим их к нашему букету (георгин, гвоздика, лилия, хризантема, роза и т.д.)

2.Ребята, мы еще с вами забыли про один цветок, давайте его подарим маме.

Комментируем:

Фиолетовой фиалке надоело жить в саду

Я ее сорву и маме в день рожденья принесу.

С фиолетовой сиренью будет жить она

На столе в красивой вазе около окна.

XIV Подведение итога.

1.С какими словами мы познакомились?

2.Какой темой они объедены?

3.Назовите словарные слова – овощи, входящие в тематический словарь.

4.Назовите и слова – ягода и фрукты.

5.В заключении вы заполните перфокарты, в форме баклажана – овощи, в форме яблока – ягода и фрукты.

XV Вы все хорошо и дружно поработали. Оценки будут выставлены с учетом заполненных перфокарт. Спасибо за уроки, а теперь вас ждет празднично накрытый стол с осенними дарами, так любовно накрытый для вас вашими мамами.

До свидания, нет, до скорого свидания, снова на нашем Дне Словаря по теме «Кто в лесу живет, что в лесу растет» (Животный и растительный мир.)