Автор: Горбова Елена Анатольевна
Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад №13 «Росинка»
Населенный пункт: пгт. Кировское, Республика Крым
Тема: Конспект открытого занятия на тему «Путешествие с друзьями. Круг и квадрат» (младшая группа).
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Цель: создать условия для формирования элементарных математических представлений.
Программные задачи:
Образовательная:
Учить различать и называть круг и квадрат.
Закрепить умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, пользоваться словами один, много, ни одного.
Развивающая:
Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательная:
Формировать интерес к занятию, внимательность.
Воспитывать интерес к математическим занятиям
Дидактический материал:
Демонстрационный материал: квадрат и круг (длина стороны квадрата 14 см., диаметр круга – 14 см), предметы круглой и квадратной формы (салфетка, книга, платок, шахматная доска, крышка, зеркало, кольцо), силуэт поезда, листы с изображением кругов и квадратов разного размера, фланелеграф, силует поезда из фланели, круги и квадраты из фланели.
Раздаточный материал: Круг, прямоугольник и квадрат на каждого ребенка.
Ход занятия
I часть
Ребята, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь с ними. А теперь садитесь на ковер, сказка начинается.
Жили-были два брата: круг с квадратом.
Посмотрите: это круг,
Немало есть кругов вокруг:
Монета — круг, и блюдце — круг,
И солнце на картине — круг.
А вот квадрат.
Он знакомству очень рад.
Все четыре стороны
У квадратика равны.
Нет его ровнее в мире.
Углов у квадрата – четыре.
Младший брат – круг — умел кружиться и катиться. Почему? Он круглый, без углов. А старший брат кружиться и катиться не умеет. Почему? У него есть углы. Углы не дают квадрату катиться. И вот однажды круг и квадрат решили навестить своих друзей. И нас с собой позвали. Поедем? Тогда садимся в поезд и в путь.
Дети встают в колонну и маленькими шагами двигаются вперед. Воспитатель говорит стихотворение:
«Поезд мчится и свистит
И колесами стучит.
Я стучу, стучу, стучу
Всех друзей я прокачу.
Чу-чу-чу, всех друзей я прокачу.»
Дети останавливаются около стола, на столе – предметы круглой формы.
— Ребята, чьи это друзья? Круга или квадрата? – Это круглые предметы, поэтому они друзья круга. Назовите, что бывает круглым (дети называют предметы на столе). Возьмите по одному предмету, проведите пальчиком по краю. Видите, у этих предметов нет углов. Поехали дальше.
Дети встают в колонну и двигаются вперед.
«Поезд мчится и свистит
И колесами стучит.
Я стучу, стучу, стучу
Всех друзей я прокачу.
Чу-чу-чу, всех друзей я прокачу.»
Останавливаются около второго стола. На столе предметы квадратной формы.
— Какой формы предметы на этом столе? Чьи это друзья? Что есть у квадрата? Что бывает квадратным?
Ребята, пусть круг и квадрат поиграют со своими друзьями, а мы поиграем с вами.
II часть. Физминутка.
Покажи-ка мне, мой друг (идем по кругу)
Вот такой большущий круг (останавливаемся, показываем).
Покажи-ка мне дружок (идем по кругу),
Самый маленький кружочек (приседаем, вытягиваем перед собой ручки с сомкнутыми указательным и большим пальцами).
— Ребята, посмотрите, наши друзья заигрались и все перемешались! Давайте поможем им вернуться в свои домики? (Дети вместе с воспитателем раскладывают фигуры по домикам «Квадрат», «Круг»).
III часть. «Почини поезд».
Ребята, пора и нам с кругом и квадратом домой возвращаться. Ой, что же случилось с поездом? (поезд сломался). Надо поезд починить. Починим? (Да)
— Посмотрите, что здесь лежит? (Силуэт поезда) Поезд.
— Чего не хватает? Нет колес и окошек.
— Правильно, а что еще у меня лежит на столе? Круги и квадраты.
— А что мы можем делать с кругами? Катать.
— Правильно! (Предложить двум-трем детям покатать круг). Из каких фигур мы сделаем колеса? Из кругов. (Дети прикрепляют колеса к вагончикам). Какой формы у нас колеса? (Ответы детей). Хорошо, колеса у нас есть, теперь давайте прикрепим на каждый вагончик окошко! Какой формы будут окна? Квадратной, из квадрата.
— Ребята, а квадрат мы можем катать? (Ответы детей). Давайте, попробуем их покатать. (Попросить двух-трех детей покатать квадраты). Получилось? Нет.
— Почему не получается катать квадраты? Квадраты катать нельзя, потому что им мешаю углы.
— Правильно. Итак, квадраты будут окошками. (Дети прикрепляют окошки).
— Ребята, посмотрите, какой красивый поезд у нас получился. А т.к. нас много мы все в один маленький вагончик не поместимся, я предлагаю сделать каждому себе собственный вагончик. Подойдите, пожалуйста, к столам. Что вы видете? (тарелочки). Что в тарелочках лежит? (фигуры). Давайте сделаем из этих фигур вагончики. (Дети собирают вагончик из прямоугольника, круга и квадрата, проговаривают из чего сделают окошко, колеса).
Теперь мы можем отправиться в путь. Поехали.
«Поезд мчится и свистит
И колесами стучит.
Я стучу, стучу, стучу
Всех друзей я прокачу.
Чу-чу-чу, всех друзей я прокачу.»
— Вот мы и приехали домой, присаживайтесь на коврик.
— Круг и квадрат говорят нам до скорых встреч, и дарят свои рисунки. Давайте рассмотрим, что на них изображено? Круги. Какого они размера? Сколько больших кругов? Сколько маленьких кругов? Сколько здесь квадратов? Большого и маленького, один, много, ни одного.
IV Итог
Ребята, что мы сегодня с вами делали? (Ответы детей). С кем мы сегодня познакомились?
Что вам понравилось делать больше всего? Вы такие сегодня молодцы! Давайте скажем спасибо нашим гостям за то, что они пришли к нам!