«Путешествие с друзьями. Круг и квадрат» (младшая группа).

Автор: Горбова Елена Анатольевна

Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад №13 «Росинка»

Населенный пункт: пгт. Кировское, Республика Крым

Тема: Конспект открытого занятия на тему «Путешествие с друзьями. Круг и квадрат» (младшая группа).

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Цель: создать условия для формирования элементарных математических представлений.

Программные задачи:

Образовательная:

Учить различать и называть круг и квадрат.

Закрепить умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, пользоваться словами один, много, ни одного.

Развивающая:

Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательная:

Формировать интерес к занятию, внимательность.

Воспитывать интерес к математическим занятиям

Дидактический материал:

Демонстрационный материал: квадрат и круг (длина стороны квадрата 14 см., диаметр круга – 14 см), предметы круглой и квадратной формы (салфетка, книга, платок, шахматная доска, крышка, зеркало, кольцо), силуэт поезда, листы с изображением кругов и квадратов разного размера, фланелеграф, силует поезда из фланели, круги и квадраты из фланели.

Раздаточный материал: Круг, прямоугольник и квадрат на каждого ребенка.

Ход занятия

I часть

Ребята, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь с ними. А теперь садитесь на ковер, сказка начинается.

Жили-были два брата: круг с квадратом.

Посмотрите: это круг,
Немало есть кругов вокруг:
Монета — круг, и блюдце — круг,
И солнце на картине — круг.
А вот квадрат.

Он знакомству очень рад.

Все четыре стороны

У квадратика равны.

Нет его ровнее в мире.

Углов у квадрата – четыре.

Младший брат – круг — умел кружиться и катиться. Почему? Он круглый, без углов. А старший брат кружиться и катиться не умеет. Почему? У него есть углы. Углы не дают квадрату катиться. И вот однажды круг и квадрат решили навестить своих друзей. И нас с собой позвали. Поедем? Тогда садимся в поезд и в путь.

Дети встают в колонну и маленькими шагами двигаются вперед. Воспитатель говорит стихотворение:

«Поезд мчится и свистит

И колесами стучит.

Я стучу, стучу, стучу

Всех друзей я прокачу.

Чу-чу-чу, всех друзей я прокачу.»

Дети останавливаются около стола, на столе – предметы круглой формы.

— Ребята, чьи это друзья? Круга или квадрата? – Это круглые предметы, поэтому они друзья круга. Назовите, что бывает круглым (дети называют предметы на столе). Возьмите по одному предмету, проведите пальчиком по краю. Видите, у этих предметов нет углов. Поехали дальше.

Дети встают в колонну и двигаются вперед.

«Поезд мчится и свистит

И колесами стучит.

Я стучу, стучу, стучу

Всех друзей я прокачу.

Чу-чу-чу, всех друзей я прокачу.»

Останавливаются около второго стола. На столе предметы квадратной формы.

— Какой формы предметы на этом столе? Чьи это друзья? Что есть у квадрата? Что бывает квадратным?

Ребята, пусть круг и квадрат поиграют со своими друзьями, а мы поиграем с вами.

II часть. Физминутка.

Покажи-ка мне, мой друг (идем по кругу)

Вот такой большущий круг (останавливаемся, показываем).

Покажи-ка мне дружок (идем по кругу),

Самый маленький кружочек (приседаем, вытягиваем перед собой ручки с сомкнутыми указательным и большим пальцами).

— Ребята, посмотрите, наши друзья заигрались и все перемешались! Давайте поможем им вернуться в свои домики? (Дети вместе с воспитателем раскладывают фигуры по домикам «Квадрат», «Круг»).

III часть. «Почини поезд».

Ребята, пора и нам с кругом и квадратом домой возвращаться. Ой, что же случилось с поездом? (поезд сломался). Надо поезд починить. Починим? (Да)

— Посмотрите, что здесь лежит? (Силуэт поезда) Поезд.

— Чего не хватает? Нет колес и окошек.

— Правильно, а что еще у меня лежит на столе? Круги и квадраты.

— А что мы можем делать с кругами? Катать.

— Правильно! (Предложить двум-трем детям покатать круг). Из каких фигур мы сделаем колеса? Из кругов. (Дети прикрепляют колеса к вагончикам). Какой формы у нас колеса? (Ответы детей). Хорошо, колеса у нас есть, теперь давайте прикрепим на каждый вагончик окошко! Какой формы будут окна? Квадратной, из квадрата.

— Ребята, а квадрат мы можем катать? (Ответы детей). Давайте, попробуем их покатать. (Попросить двух-трех детей покатать квадраты). Получилось? Нет.

— Почему не получается катать квадраты? Квадраты катать нельзя, потому что им мешаю углы.

— Правильно. Итак, квадраты будут окошками. (Дети прикрепляют окошки).

— Ребята, посмотрите, какой красивый поезд у нас получился. А т.к. нас много мы все в один маленький вагончик не поместимся, я предлагаю сделать каждому себе собственный вагончик. Подойдите, пожалуйста, к столам. Что вы видете? (тарелочки). Что в тарелочках лежит? (фигуры). Давайте сделаем из этих фигур вагончики. (Дети собирают вагончик из прямоугольника, круга и квадрата, проговаривают из чего сделают окошко, колеса).

Теперь мы можем отправиться в путь. Поехали.

«Поезд мчится и свистит

И колесами стучит.

Я стучу, стучу, стучу

Всех друзей я прокачу.

Чу-чу-чу, всех друзей я прокачу.»

— Вот мы и приехали домой, присаживайтесь на коврик.

— Круг и квадрат говорят нам до скорых встреч, и дарят свои рисунки. Давайте рассмотрим, что на них изображено? Круги. Какого они размера? Сколько больших кругов? Сколько маленьких кругов? Сколько здесь квадратов? Большого и маленького, один, много, ни одного.

IV Итог

Ребята, что мы сегодня с вами делали? (Ответы детей). С кем мы сегодня познакомились?

Что вам понравилось делать больше всего? Вы такие сегодня молодцы! Давайте скажем спасибо нашим гостям за то, что они пришли к нам!