Путешествие в страну Незнайки.

Автор: Юмашева Лиана Киреевна

Образовательное учреждение: МБОУ «Начальная школа №15»

Населенный пункт: г. Нефтеюганск, Ханты-Мансийский АО

Тема НОД «Путешествие в страну Незнайки».

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Группа: старшая

Цель: формирование основ первоначальной грамоты через освоение действий моделирования и игровую деятельность.

Задачи:

Развивать представления детей о гласных и согласных звуках.
Формировать умение детей дифференцировать звуки по их качественной характеристике.
Закреплять умение детей делить слова на слоги.
Упражнять в подборе слов похожих по звучанию и слов с заданным звуком.
Способствовать освоению действий моделирования (модель звуков, слоговая модель слова).
Воспитывать умение детей выслушивать ответы других, работать в малых группах, согласовывая свои действия.

Ожидаемый результат:

Воспитанник, имеющий представление о гласных и согласных звуках; умеющий дифференцировать звуки, делить слова на слоги, подбирать слова похожие по звучанию и слова с заданным звуком, освоивший действие моделирования.

Материал:

Игровой набор «Дары Фрёбеля»
Компьютер, экран
Модели
Плакат для рефлексии
Предметные картинки

Предварительная работа:

Дидактические игры:
«Детский мир», «Звуковые часы», «Длинные – короткие слова»

«Волшебные звуки», «Расскажи правила».

Словесные игры и упражнения:
«Придумай слово», «Вкусные слова», «Слова — друзья», «Назови слово со звуком…», «Цепочка».

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в НОД и образовательной деятельности в режиме дня.

Словарная работа:

Активизация и обогащение словаря фонетическими терминами и понятиями: гласные звуки, твёрдые согласные звуки, мягкие согласные звуки, звук, слог, слово.

Ход:

Вводная часть: (2мин)

Цель: способствовать созданию положительного эмоционального настроя и мотивации к мыслительным операциям через игровые действия.

Форма работы: фронтальная.

Формируемые умения: удерживать образовательную задачу.

Ребята, сегодня к нам в гости заглянуло солнышко. Посмотрите, какое оно грустное. У солнышка случилась беда. Гуляло наше солнышко по голубому небу, заглядывало в разные волшебные города и растеряло солнышко свои лучики. Просит вас ребята найти и вернуть лучики.

Ребята, поможем солнышку. Как мы поможем солнышку? (Найдём лучики и вернём солнышку.)

Для этого нам нужно отправиться в путешествие по волшебным городам.

Давайте встанем в круг.

Прежде чем отправиться в путешествие, я хочу вам пожелать удачи и чтобы вы справились со всеми трудностями, которые ждут нас.

Чтобы вы пожелали друг другу.

Дети друг другу высказывают добрые пожелания в дорогу.

(доброго пути, удачной дороги, успеха, счастливой дороги, удачи, храбрости…)

Ребята, а радуга нам даёт в дальнюю дорогу маленьких, цветных помощников, они покажут дорогу.

Первый — жёлтый мячик покажет нам дорогу. И мы с вами отправимся в жёлтый волшебный город.

(бросаю жёлтый мяч)

Основная часть: (20 мин)

задание (5 мин)

Цель: Развивать представления детей о гласных и согласных звуках,

умение работать с моделью.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная

Формируемые умения: работать с моделью и уметь применять правила в играх.

Мы с вами в жёлтом волшебном городе. Интересно, что нас здесь ожидает. Присаживайтесь за столы.

(на столах разложены фишки — модели звуков, корзинки с моделями — гласных звуков)

Сейчас мы с вами поиграем в игру — «Заколдованные звуки».

И мы их будем расколдовывать.

Положите модель звука – А, О, У, И, Ы, Э.

Посмотрите на экран, давайте проверим. (дети проверяют свою выложенную модель гласных звуков с образцом на экране)

Положите в корзинку модель звука — А, О, У, И, Ы, Э

Какие это звуки? (гласные)

Почему гласные звуки назвали гласными?

Покажите, какой фишкой мы обозначаем гласные звуки?

(красной фишкой — на экране)

Какие ещё бывают звуки?

Что вы знаете о согласных звуках?

Какие бывают согласные звуки?

(твёрдые согласные звуки, мягкие согласные звуки)

Покажите, какими фишками мы обозначаем согласные звуки.

(на экране – синяя – твёрдые согласные звуки

зелёная – мягкие согласные звуки.)

Молодцы, с заданием вы справились, и солнышку вернулся лучик.

(на экране солнышко с лучиком)

А мы с вами отправляемся дальше. Следующий помощник радуги покажет нам дорогу в зелёный волшебный город. С собой в дорогу мы возьмём наши фишки. Положите, пожалуйста, на ладошку одну фишку, которая обозначает гласный звук, одну фишку, которая обозначает твёрдый согласный звук и одну фишку, которая обозначает мягкий согласный звук.

(бросаем «помощника»)

2 задание ( 3 мин)

Цель: Формировать умение детей дифференцировать звуки по их качественной характеристике.

Форма работы: индивидуальная

Формируемые умения: различать звуки по их качественной характеристике.

Мы с вами в зелёном волшебном городе.

Присаживайтесь на ковёр в круг.

Положите фишки перед собой, и мы с вами поиграем в игру

«Покажи правильно».

«Буду я сейчас водить звуки вслух произносить

Звуки нужно назвать и фишку нужную показать».

Я называю звук, а вы показываете соответствующую фишку.

(Б, А, В, О, Д, МЬ.)

Какую фишку ты показал? (красную, зелёную, синюю)

Почему? (потому что – это звук гласный, твёрдый согласный, мягкий согласный).

Пожалуйста, положите фишки в корзинку.

Молодцы, с этим заданием вы тоже справились.

Посмотрите солнышко, получило свой лучик.

(на экране)

А мы с вами отправляемся дальше.

Следующий белый помощник поможет нам попасть в белый волшебный город.

(бросаем «помощника»).

3 задание ( 3 мин)

Цель: упражнять в подборе слов похожих по звучанию.

Форма работы: фронтальная

Формируемые умения: подбирать похожие по звучанию слова

Мы с вами в белом волшебном городе.

И сейчас мы с вами поиграем в игру «Слова — друзья»

Крепко за руки взялись, я называю слово, а вы «друга».

Блинчики – мизинчики, ложка – кошка, снеговик – грузовик,

Глобус – автобус, бардак – чердак, девочки – белочки, глазки – краски,

Детки – конфетки, бантики – фантики, сердечко – колечко, зайка – мозаика,

Хвостик – мостик, цветок – колобок, утка – шутка, мишка – фишка.

(Дети называют слова – друзья, делают шаг вперёд, а затем обратно).

Посмотрите ребята, к нашему солнышку вернулся лучик.

А мы с вами отправляемся дальше.

Следующий помощник поможет нам попасть в фиолетовый волшебный город.

(бросаем «помощника»).

4 задание ( 6 мин)

Цель: Закреплять умение детей делить слова на слоги, составлять слоговую модель слова.

Форма работы: индивидуальная, в парах (взаимопроверка).

Формируемые умения: делить слова на слоги, составлять слоговую модель слова.

Мы с вами в фиолетовом волшебном городе.

Присаживайтесь, пожалуйста, за столы.

(на столах разложены полукольца игрового набора для слогового разбора слова, предметные картинки).

Переверните картинки посмотрите, что нарисовано. Выложите слоговую модель слова. У детей с высоким уровнем на столе лежали картинки с 3 – 4 слога.

Далее воспитатель предлагает детям проверить слоговую модель слова друг у друга. Ребёнок называет предмет, который изображён на картинке своего друга и проверяет с выложенной слоговой схемой.

Молодцы, вы снова выполнили задание. Посмотрите, снова солнышко получило свой лучик.

Следующий помощник покажет нам дорогу в синий волшебный город.

(бросаем «помощника»).

5 задание (5 мин)

Цель: упражнять в подборе слов с заданным звуком, интонационно выделяя заданный звук. Определение первого звука в слове и качественная характеристика звука.

Форма работы: индивидуальная, в малых группах.

Формируемые умения: подбирать слова с заданным звуком и интонационно выделять заданный звук, выделять первый звук в слове.

Мы с вами в синем волшебном городе.

В этом городе нам нужно поделиться на две команды.

Команда девочек будет выбирать предметные картинки, где есть мягкий согласный звук «К».

А мальчики будут выбирать предметные картинки, где есть твёрдый согласный звук «К».

Дети работают в подгруппах и выбирают соответствующие предметные картинки.

Далее каждая подгруппа показывает выбранные картинки, и объясняют, почему они их выбрали и почему они не взяли другие картинки.

Молодцы.

Посмотрите, у солнышка появился лучик.

Ребята, солнышко предлагает вам дома придумать новые слова, где встречаются эти звуки и нарисовать к ним картинки.

Ребята, нам пора возвращаться. Обратно мы свами поедем на поезде.

Посмотрите поезд не простой, у него всего три вагона.

Какого цвета вагоны? (красный, синий, зелёный).

И в кассе билеты разного цвета.

Нам нужно купить билет и сесть в нужный вагон.

Вы называете своё имя, определяете первый звук в вашем имени и называете, какой это звук.

Назови своё имя.

С какого звука начинается твоё имя?

Какой это звук?

В каком вагоне ты поедешь?

Мы с вами сели в вагоны и поехали домой.

Ну, вот мы с вами и вернулись домой. Посмотрите на солнышко, какое оно весёлое. Мы вернули все лучики солнышку. Солнышко благодарит вас.

Заключительная часть: (2 мин)

Цель: Развитие умения анализировать свою деятельность, делать элементарные выводы.

Форма работы: фронтальная

Формируемые умения: отвечать на вопросы, подводить итог деятельности.

Вам понравилось наше путешествие?

Кому вы сегодня помогли?

А как вы помогли солнышку вернуть его лучики?

(справились со всеми трудностями и лучики вернулись к солнышку).

Что вам больше всего запомнилось?

С помощью фишки выберите тот город, в котором вам больше всего понравилось?

Почему?