Складываем и вычитаем по разрядам.

Автор: Анохина Ираида Алексеевна

Образовательное учреждение: МБОУ СШ с. Бигильдино

Населенный пункт: с.Требунки, Липецкая область

Тема: Конспект урока по математике на тему «Складываем и вычитаем по разрядам (в столбик)»

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Дата публикации: 11.04.2019

Цели:

Развивающая:

развивать внимательность, мышление; развивать вычислительные навыки, познавательные умения, умения наблюдать, анализировать, делать выводы, умения осуществлять самоконтроль и самооценку; развивать математическую речь, обогащать активный и пассивный словарный запас;

Образовательная: Формировать умение складывать и вычитать двузначные числа, записывая их в столбик, а также умение строить алгоритмы на примере построения алгоритма сложение и вычитание двузначных чисел.

Воспитательная: воспитывать чувства взаимопомощи и взаимовыручки. создать условия для привития познавательного интереса к математике; формирование навыков делового общения на основе сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик; формирование положительных мотивов учебной деятельности, стремление преодолеть трудности, чувство коллективизма.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь выполнять письменный прием сложения и вычитания 2х значных чисел столбиком, решать задачи

Личностные УУД: применять приобретённые навыки в практической деятельности; понимание причин личной успешности, неуспешности в освоении материала.

Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

регулятивные – определять цель деятельности на урокес помощью учителя и самостоятельно; высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе заданий в учебнике); прогнозирование результата, прогнозирование ответа к задаче; сопоставить результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами; высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки; развитие умений соотносить цель и результат; осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса;

познавательные – развитие познавательной инициативы; ориентация на разнообразные способы решения задач; знаково-символическое моделирование; развитие математических способностей; осуществлять синтез числового выражения; добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя учебник, иллюстрации, свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке; перерабатывают полученную информацию; делают выводы в результате совместной работы всего класса;

коммуникативные – доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса4 оформляют свою мысль в устной и письменной речи; слушают и понимают речь других (одноклассников, учителя); решают поставленную задачу.

Ход урока.

Организационный этап

-Сегодняшний урок математики я хочу начать четверостишием.

Математика сложна

Но скажу с почтением,

Математика нужна

Всем без исключения!

-Согласны с данным утверждением? Математика-наука сложная, но всем нам необходимая. Сейчас мы отправимся за новыми математическими знаниями и умениями. Слайд 1. Посмотрите на своего товарища по парте, улыбнитесь и давайте начнём урок. Желаю вам хорошего настроения на весь учебный день.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сегодня на уроке у вас необычный гость. Кто это? (Кот ученый) ( появляется изображения Кота ученого) – Как вы думаете, почему он решил придти на урок математики? – Он очень любит общаться с детьми, помогать им в учёбе, любит, когда дети учатся, сам любит учиться. Кот ученый – очень умный и много знает, принёс для вас несколько интересных заданий. Все они в волшебном конверте и нашем учебнике.

3. Актуализация знаний

Сегодня у нас урок открытия новых знаний. С чего начнём? (чтобы узнать что-то новое, надо повторить те знания, которые понадобятся нам для открытия нового)

Кот приготовил для нас устный счет.

-В каком разделе мы сейчас работаем? (Вычисления в пределах 100). Слайд 2.

Слайд3. Сколько всего треугольников вы увидели на чертеже? (7)

-Что мы умеем делать с двузначными числами?(выделять чётные и нечётные, раскладывать на разрядные слагаемые, делить на группы, складывать и вычитать 1)устно,2)записывая в строчку). №1 с.90

24+32=56

Слайд4.Место цифры в записи числа называют разрядом.

Слайд 5.-Замените суммой разрядных слагаемых: 72, 37, 84, 45, 68, 70,94,56.

Слайд 6. Расставьте числа в порядке возрастания

70 63 9 4 54

50 72 47 61 30

-Придумайте задания к данному числовому ряду.(представить в виде суммы разрядных слагаемых, разделить на группы-однозначные и двузначные, чётные-нечётные, круглые-некруглые десятки).

-Какие действия мы можем совершить со всеми двузначными числами? (сложение, вычитание, сравнение)

Решение задач.

1.У мамы в кошельке было 50 рублей. После того, как она потратила несколько рублей, у неё осталось 10 рублей. Сколько рублей потратила мама?

2.Жанна купила тетрадь за 20 рублей и карандаш за 10 рублей. Сколько рублей сдачи получит Жанна, если у неё в кошельке 100 рублей?

3. Игорь купил ручку и набор картона. Картон стоит 50 рублей, а ручка – на 10 рублей дешевле. Сколько стоит вся покупка?

Игра в магазин

Вы любите ходить в магазин и делать там покупки. Сходите в магазин и купите две любые вещи. Посчитайте сумму, которую вы должны уплатить продавцу. Но вот остались покупки, которые никто не выбрал. Почему? (Трудно сложить 3хзначные числа) А чтобы их научиться складывать, необходим другой более быстрый способ сложения чисел. Вот сегодня я познакомлю вас с этим способом.

4. Первичное усвоение новых знаний

-Давайте искать выход! Как легче оформить запись, чтобы она была короче в плане вычисления? (в столбик)

-Сформулируйте тему урока.(открываю на доске).

Слайд 7. Складываем и вычитаем по разрядам.

Какова наша цель? (Узнать новый способ записи и решения примеров в столбик и научиться им пользоваться.)

Зачем нам это нужно? (чтобы быстро решать примеры, задачи, быть образованными людьми)

-Поскольку мы не работаем с трёхзначными числами, поработаем с двузначными. Показ учителем на доске 32+46

Проговариваю подводящим диалогом, вывожу на алгоритм.

-Составим алгоритм записи и решения в столбик (дети проговаривают).

1.Записываю пример (единицы под единицами, десятки под десятками)

2.Поставлю знак действия

3.Проведу черту

4.Складываю единицы, пишу под единицами.

5. Складываю десятки, пишу под десятками

6.Читаю ответ

-Сравним с эталоном в учебнике — с.90

Один ученик читает в учебнике.

5. Первичная проверка понимания

Давайте наше открытие проверим в действии. Выполняют №3 стр90 у доски с комментированием.

Как вы думаете, как можно решить пример столбиком на вычитание

-Сравним с эталоном в учебнике – с.91

Дети решают с комментированием 1 и 2 столбики №4

– Что важно помнить, складывая или вычитая двузначные числа?
(1.Начинаем складывать с единиц2. единицы прибавляем к единицам. Десятки прибавляем к десяткам Из десятков вычитаем десятки, из единиц – единицы.)
6.Первичное закрепление .Работа в парах по карточкам.

Реши примеры и ты узнаешь, кто из сказочных героев на каком этаже живёт. Проверка с учителем.

7. Включение в систему знаний и повторение. Решение задачи №5 (а, б)

8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

№3,№ 4(дорешать)

Кто желает- может сделать задание №6,7.

8. Рефлексия ( подведение итогов занятия) – Сегодня на уроке вы учились?

-Какую цель вы ставили? (Узнать способ записи и решения примеров в столбик)

-Достигли вы цели? Докажите. Рассказывают алгоритм

– С какими затруднениями вы столкнулись?

– Удалось ли их преодолеть? – Над чем еще надо поработать?

— Оцените свою работу на уроке по предложенным критериям

Кот Ученый очень доволен вами и благодарит вас за работу!