Сложение и вычитание чисел в пределах 10.

Автор: Хакназарова Айсылу Маратовна

Образовательное учреждение: МБОУ Школа № 22

Населенный пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан

Тема: Урок математики с элементами правил дорожного движения «Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Решение задач».

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Актуальность: у детей младшего школьного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Совмещение урока математики с правилами дорожного движения позволяет изучить правила, закрепить знания о знаках дорожного движения.

Цели урока:

закрепить и обобщить знания таблиц сложения и вычитания, умение читать и решать примеры с использованием математической терминологии, умение решать задачи и работать с геометрическим материалом, повторить правила дорожного движения.
развивать познавательный интерес к предмету, умение распознавать знаки дорожного движения.
сплачивать детский коллектив, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса, формировать навыки самоконтроля и самооценки, формировать стремление к безопасной жизнедеятельности.
Задачи:

Развивать логическое мышление.
Развивать умение анализа, синтеза, обобщения.
Развивать внимание учащихся.
Развивать математическую речь.
Закрепить навык счета в пределах 10.
Закрепить умения решать задачи изученных видов. Составные части задачи.
Повторение порядкового счета в пределах 10.
Повторить состав чисел первого десятка.
Уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 10 при решении числовых выражений, задач.

Формирование УУД

Познавательные УУД:

общеучебные: составление задачи на основе простейших математических моделей — схематических рисунков, выявлять и корректировать причины собственного затруднения.

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли.

Личностные УУД: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.

Регулятивные УУД: контролировать свою работу, учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке, воспитывать умение преодолевать трудности.

Область применения: на уроках в общеобразовательных учреждениях.

Формы и методы: фронтальная и индивидуальная работа.

Возрастная группа: обучающиеся первого класса.

Результаты: Закрепляются навыки сложения и вычитания, решения задач;

Формируются навыки самоконтроля и самооценки; Формируется стремление к безопасной жизнедеятельности и стремление к знанию правил дорожного движения.

Ход урока

1. Орг. момент. Психологический настрой!

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
— Я смотрю, все ли правильно сидят и внимательно глядят. Перед тем как начать наш сегодняшний урок настроимся, для этого повторяем стихотворное правило.

Ребята, прочитайте пословицу. Как вы его понимаете? Как вы понимаете, что же мы сегодня повторять? Правильно мы будем повторять сложение и вычитание чисел до 10, состав задач и решать задачи. В общем мы будем повторять изученные за все это время темы. Ну что, вы готовы?

И так пожелаем друг другу счастливого пути! Повернулись друг к другу, улыбнулись!
начнем наш урок!
2.Устный счёт
Послушайте загадку.
У посадочных площадок
Пассажиры транспорт ждут
Установленный порядок
Нарушать нельзя и тут.
Что это за знак? (остановка автобуса)
(Вывешиваю знак на доску)
Итак, знак приглашает нас к путешествию на автобусе.
Сел в автобус, не взял билет.
Так поступать полагается?+ (хором) Нет!
Чтобы приобрести билеты, необходимо найти значение выражения, а это стоимость билета. Перерешайте пример. А потом проверим, вычисляя по цыпочке.
(Взяли билеты на партах и решают примеры цыпочкой.)
1+2+3-4-0+3-3+6-0+2 =10
Молодцы! Вот мы свами купили билет и поехали.
Сядьте правильно, пристегнитесь ремнём безопасности. Как вы думаете, зачем это необходимо сделать?
Итак, мы отправляемся в путь! Будьте внимательны! Поехали!

Вот мы с вами едем и нам на встречу знак, чтобы узнать про него давайте порешаем устно задачки в стихах. Эти задачки могут разгадать только те ребята, которые могут внимательно слушать и думать.

грибы.
Ромашки, васильки
Молодцы ребята, пришло время познакомиться со следующим знаком.
Знак «Осторожно дети!»
Затихает наш мотор!
И внимателен шофёр
Эти знаки говорят:
«Близко школа! Детский сад!»

Как вы думаете, для кого этот знак? Что запрещает этот знак?

Правильно, он для водителей, предупреждает о том, что рядом детское учреждение. И оттуда могут выбегать на проезжую часть дети. А может ли такое быть. Какие правила нужно соблюдать, чтобы этого не случилось? (Нет, нельзя выбегать и играть на проезжей части. Это опасно для здоровья. С ним может случиться беда. Ребёнка может сбить машина.)

Какой знак предупреждает водителей о таких участках(знак осторожно, дети)
Едем дальше. И видим следующий знак.
— Посмотрите:
Постовой
Встал на нашей мостовой,
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
Не волнуется народ,
Через улицу идет.
И стоит на мостовой
Как волшебник, постовой,
Все машины одному
Подчиняются ему. (Вывешиваю рисунок регулировщика)
Ребята, кого мы увидели? (регулировщика-Инспектора дорожного движения)

3.Физминутка с регулировщиком – постовым.

А теперь, постовой зовёт вас, выполнить с ним физминутку. Повторяйте движения.

Постовой стоит упрямый (Ходьба на месте.)
Людям машет: Не ходи! (Движениями руками в стороны, вверх, в стороны, вниз.)
Здесь машины едут прямо (Руки перед собой.)
Пешеход, ты погоди! (Руки в стороны.)
Посмотрите: улыбнулся (Руки на пояс.)
Приглашает нас идти (Шагаем на месте.)
Вы, машины, не спешите (Хлопки руками.)
Пешеходов пропустите! (Прыжки на месте.)
4. Основная часть урока.
А как называется предмет, которым регулировщик управляет движением, мы узнаем, когда выполним задание на карточках. Перед вами лежит

карточка № 2. Как вы думаете, что нужно нам сделать?

Чтение задачи. Разбор задачи. Нахождение соответствующей краткой записи. Соответствующего решения. Ответ. (Устно).Что обозначает каждый условный рисунок и каждая цифра в выражении.

1) «В гараже было 4 легковые машины. Туда поставили ещё 3 грузовые машины. Сколько всего машин стало в гараже?» 4+3=7
2) В отряде Юных инспекторов дорожного движения 6 мальчиков, а девочек на 3 больше. Сколько девочек в отряде? 6+3=9
3) В автобусе было 7 пассажиров. На первой остановке вышли 3 пассажира, на второй 2 пассажира. Сколько пассажиров осталось в автобусе?7-3-2=2

4.На остановке стояли 7 человек. 4 человека уехали. Сколько человек остались на остановке?7-4=3
Открываю на карточке числа-ответы.(7,9,2,3)
Теперь ответы задач нужно расположить в порядке возрастания. (2,3,7,9)
Для начала, скажите, какие геометрические фигуры вы видите?Что это за геометрические фигуры?
(треугольник, четырехугольник, круг, ломаная)
А теперь давайте перевернём ответы. Какое слово получилось? Значит, чем управляет регулировщик – постовой?
Перевернули карточки. Какое слово получилось? (жезл)
(показываю жезл) Изготовить жезл.
В том месте где нет светофора или он бывает неисправен движение регулирует регулировщик с помощью жезла. Посмотрите. Какое движение какому сигналу соответствет.
Справились. Молодцы! Регулировщик показывает: путь открыт. Едем дальше.
Мы дальше мчим во весь опор,
И вдруг навстречу знак.
Изображен на нем забор.
Шоссе закрыто на запор?

Знак “железнодорожный переезд со шлагбаумом” Что же обозначает этот знак дорожного движения? Для чего он служит? Правильно! В от, перед нами опустился шлагбаум — и перекрыл дорогу, значит скоро проедет поезд. Как вы думаете, нам можно дальше ехать? Правильно, до тех пор, пока поезд не проедет мы не поедем. Как вы думаете, почему?Поджидаем пока поезд не проехал, в это время зря не тратим и выполним задания. посмотрите на задание. Читаем задание.

Что нужно сделать?
Прочитайте условие задачи. Можно ли решить её? (нет условие неполное)
Что известно в задаче? (красных вагонов – 7л. )
Что известно о чёрных?(чёрных на 2 больше) Какой части задачи не хватает? Что нужно дополнить?
+Сколько чёрных вагонов?
Что нужно узнать в задаче? (Сколько чёрных вагонов?)

(Учитель делает запись на доске, ученики на карточках) Как покажем количество вагонов.
Кто скажет решение задачи? Полный ответ? Как запишем?
(Решение и ответ записывает ученик )
Молодцы!
Молодцы! Справились хорошо! Поезд проехал. Шлагбаум открыт. Вот мы с вами опять подъехали до автобусной остановки. Выходим.
Дальше идём пешком. Как называют людей, которые ходят пешком? (пешеходы). Разгадайте загадку.

Физминутка. Игра на внимание.
Разгадайте загадку.

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю

И тебе могу помочь.(светофор)

Где стоит обычно светофор? Для кого он?

(Показываю на светофор и цвета)
Что означают цвета светофора?
Красный – стой!
Жёлтый — жди!
А зелёный – проходи!

Ребята, мы сейчас проведём игру на внимание. Представьте себе. Что вы не просто участники игры. А водители автомобиля, а в руках у вас руль. Перед вами – дорога и на пути у вас – светофор.
Красный свет – хода нет.
Жёлтый свет – предупреждение,
Свет зелёный – путь открыт.
Продолжай движение.
Когда я покажу «жёлтый свет». Вы стоите спокойно, поднимаете правую руку вверх и произносите «ш-ш-ш»
Когда я покажу «зелёный», держите в руках руль, и произносите «р-р-р», подражая шуму мотора, и двигаетесь по прямой линии. Когда я покажу красный цвет, вы останавливаетесь и поднимаете руки вверх.

6. Закрепление изученного материала.

А где должны ходить переходить дорогу пешеходы укажут следующие знаки! Давайте решим примеры и раскрасим дорожные знаки для пешеходов.

(решение примеров и раскрашивание знаков)
Творческая работа.
1.Как называется первый знак?Знак “Пешеходный переход”:
Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Он наземный,
Похож на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет.

Каких правил нужно придерживаться при переходе?

2. Знак подземный пешеходный переход

3. Знак надземный пешеходный переход

Молодцы! Идём дальше. Видим.
7. Подведение итогов. Рефлексия.(Цветами светофора)
Что нового узнали на уроке? Какие этапы в задаче обязательны? (Условие, вопрос, решение и ответ) Чему научились? Что понравилось?
Что больше всего запомнилось? Давайте проанализируем нашу работу на уроке. Рефлексия «Светофор». Кому всё было понятно – зелёный цвет, кого что –то затрудняло – жёлтый цвет, у кого не получилось – красный цве. Я увидела очень много зелёных цветов, надеюсь вы и в жизни будете про переходе через дорогу будете выбирать именно этот цвет.

Анализ активных участников на уроке. Особо активным ребятам вручить медали .Вручение медалей «Образцовый пешеход».