Урок литературного чтения в 1 классе.

Автор: Разуваева Анна Яковлевна

Образовательное учреждение: МАОУ СОШ №32

Населенный пункт: г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Тема: Урок литературного чтения в 1 классе К. Чуковский «Телефон».

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Цели урока:

продолжить знакомство с произведениями раздела “И в шутку и всерьез” (К. Чуковский “Телефон”)
совершенствовать навыки чтения целыми словами;
формировать умение читать по ролям;
развивать речевые умения, воображение, память и внимание.
Оборудование: учебник, презентация, книги К.Чуковского, фишки для оценки и самооценки, листы самооценки

Регулятивные УУД:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую
Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме
слушать и понимать речь других;
выразительно читать текст;
учиться работать в паре, группе;
Личностные УУД:

эмоционально “проживать” текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других, сочувствовать, сопереживать;

Цели урока:

— познакомить с произведением К. Чуковского «Телефон».

-совершенствовать навыки чтения целыми словами;

-формировать умение читать по ролям;

-развивать речевые умения, воображение, память и внимание;

-формировать умение правильно общаться по телефону.

Оборудование: учебник, презентация, книги К. Чуковского, листы самооценки

Предметные результаты: в контакте со сверстниками читать текст по ролям, соблюдать соответствующие интонации, повторять тематические группы слов на примере сказки К.И. Чуковского «Телефон».

Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; выразительно читать текст; учиться работать в паре, группе;

Личностные УУД: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё мнение о великой русской литературе при чтении произведения К.И. Чуковского.

Оргмомент.
Приветствие.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё на месте?

Всё в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Развитие речевого аппарата.
— Перед работой предлагаю сделать небольшую разминку.

— Прочитайте глазками запись Слайд 1

Ча-ча-ча — горит в комнате … (свеча).

(-Покажем дыханием жар, тепло, которое излучает свеча)
Чу-чу-чу – мы подуем на … (свечу).

(- Задуваем свечу)
Оч-оч-оч – наступает быстро … (ночь).
(Зажмурим глазки, расслабим, не открывая)

Чи-чи-чи – ночью громко не … (кричи).

(-Закроем гдазки, приложим пальчик к губам и произнесём «чшшшшшш»)

-А теперь открываем глаза! Утро! Солнышко светит! Слайд2 (новый день)

-Посмотрите в окно, улыбнитесь солнцу – ведь наступил новый день, и у нас с вами новая возможность постараться сделать для себя полезное и нужное!

— С какой целью мы проводили речевую разминку?

— Мы не случайно сейчас тренировались в выразительном чтении. Нам это поможет сегодня на уроке.

Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний учащихся.Определение темы урока. Работа в группе.
— Теперь послушайте задание.

— Что случилось? Вот беда!

Разлетелись все слова.

Вы названья соберите

И героев назовите.

— Начинаем работу. У вас на парте лежит карточка с заданием. Кто есть кто? Каким сказочным персонажам принадлежат эти имена? Соедините пары слов первого и второго столбика.

(Учащиеся складывают пары слов)

Игра «Кто есть кто?»

Айболит ————————Доктор

Бармалей ———————— Разбойник

Федора —————————-Бабушка

Мойдодыр————————- Умывальник

Цокотуха —————————Муха

— Кто уже готов, сверьте свои ответы с проверочным листом на экране.

Слайд 3 (Кто есть кто?)

Оцените свою работу. Если всё правильно, поднимите «весёлый» смайлик, если есть одна ошибка –«задумчивый», если ошибок больше – «грустный».

-У кого нет ошибок? Как вы думаете, почему вы справились с заданием? ( Знаем сказки, работали дружно, смогли быстро прочитать имена героев).

— Что объединяет этих персонажей? (автор К.И. Чуковский).

-Да, ребята, их придумал один человек. Звали этого замечательного человека К.И. Чуковский.

Изучение материала урока.
Слайд 4 (Портрет К. И. Чуковского)

Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее имя – Николай Васильевич Корнейчуков.

— А вы знаете значение слова «псевдоним»?

— Где мы можем узнать лексическое значение слова? (спросить у взрослых, посмотреть в толковом словаре, найти в интернете).

— Что оно обозначает? Более точное значение слова можно посмотреть в толковом словаре Ожегова.

Псевдоним Слайд 5– выдуманное, придуманное имя.

Корней Иванович Чуковский родился 1 апреля 1882 года в Петербурге. Семья жила очень бедно. Чтобы помочь семье еще мальчиком Чуковский перепробовал много профессий, а в каждую свободную минуту бегал в библиотеку. Он очень много читал и закончил успешно учёбу. Вскоре, на рынке Чуковскому удалось купить на деньги, которые он заработал, учебник по английскому языку. И с тех пор он серьезно занялся английским языком, выучил его самостоятельно, а в дальнейшем овладел им в совершенстве.

Английский Корнею Ивановичу Чуковскому очень пригодился в жизни. Он перевел много произведений с английского языка для детей.

В дальнейшем, этого высокого седого человека знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Слайд 6.Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра.

— Как вы думаете, для кого, в основном, писал Чуковский – для взрослых или детей? Оказывается, он много произведений написал для взрослых, он писал статьи в журналах, серьёзные книги об известных писателях, переводил книги с английского на русский.

Слайд 7.(Чуковский и дети)

— Но Корней Чуковский очень любил детей, много общался с ними и даже написал для взрослых чудесную книгу о детской речи «От двух до пяти».

— Вот несколько отрывков из книги.

!!! 1) Когда Ляле было два с половиной года, какой-то незнакомый спросил ее в шутку:
— Ты хотела бы быть моей дочкой?
Она ответила ему величаво:
— Я мамина и больше никовойная.
2) Однажды Ляля гуляла по берегу моря впервые в жизни увидела вдали пароход.
— Мама, мама, паровоз купается! — пылко закричала она.
3) (Корней Иванович пишет в своей книге: Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться. С большим удовольствием подслушал я такой диалог детей:
— Мне сам папа сказал…
— Мне сама мама сказала…
— Но ведь папа самее мамы… Папа гораздо самее.
4) Было приятно узнавать от детей, что у лысого голова босиком

— что от мятных лепешек во рту сквознячок,

— что женщина-дворник — дворняжка.
И очень забавляли меня такие, например, детские возгласы, подслушанные в разное время:

— Ой, мама, какие у тебя толстопузые ноги!
— Папа, смотри, как твои брюки нахмурились!

— Как же получилось, что Чуковский стал писать для детей? Ваши предположения?

— Оказывается, первое стихотворение было случайно придумано для сына Чуковского. Слайд 8 (семья К.И.Чуковского)

В семье К.И. Чуковского было четверо детей. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, плакал. Чтобы хоть как-то его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил…» Мальчик неожиданно затих и стал слушать.

Так появилась первая сказка «Крокодил».

Вот ещё один случай. Его маленькая дочка не хотела умываться по утрам. И отец часто говорил ей: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…». Так и появился «Мойдодыр». Чуковский был очень трудолюбив. Писал везде: в трамвае, у врача, в очереди за хлебом, на пляже. Он написал для детей много стихов, сказок, а также Чуковский сочинял загадки.

— Давайте попробуем их отгадать.

Загадки:

Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.

Слайд 9 (Яйцо и цыплёнок).

Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана.
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.

Слайд 10 (Зеркало)

— А теперь отгадайте мою загадку:
Сперва зазвонит он
Обычным звонком,
Потом говорит
Чьим-нибудь голоском.
Слайд 11 (Телефон)

— Кто сможет назвать тему нашего урока?

Да, ребята, у К.И. Чуковского есть произведение, которое называется «Телефон». И мы сегодня будем с ним работать.

-Какие цели мы поставим перед собой? Какие будем решать задачи?

(Мы познакомимся с произведением, будем учиться его читать выразительно, мы должны понимать прочитанное, чтобы отвечать на вопросы).

Работа по теме урока. Работа над стихотворением, слушание записи.
— Сядьте поудобней. Сейчас вы послушаете произведение в актёрском исполнении и увидите на экране мультипликационных героев. Дело в том, что произведение написано в 1944 году (72 года назад). Давайте с вами посмотрим, как читает его сам автор.

Следите внимательно за текстом и запоминайте, как правильно, красиво и выразительно нужно читать, как с помощью интонации нужно передать характер и настроение героев.

Слайд 12 Прослушивание и просмотр сказки (4 минуты).

— Понравилось?

-Какой жанр этого произведения? (Сказка, рассказ?)

-Почему вы утверждаете, что это сказка? (Животные разговаривают)

— В чём особенность этой сказки? ( Она написана в стихах)

— Значит, это какая сказка? (Стихотворная)

— У этой сказки есть автор. Она какая? ( Авторская, литературная)

— Какие ещё бывают сказки? (Народные)

— Эта сказка весёлая или грустная? Смешная или страшная?

6. Слайд 13 Физминутка .

7. Работа над стихотворением.

Учебник «Азбука», с.17

Откройте учебник с.17

Прочитаем стихотворение по цепочке и будем обращать внимание то, кто участвует в разговоре, на слова, которые помогут нам правильно понять или характер героя, или его настроение, или то, как к нему относится автор. Это поможет нам правильно озвучить каждого героя.

Старайтесь следить по тексту и обращайте внимание на интонации, с которыми читает актер.

(Чтение по цепочке)

— Есть ли слова, которые вам непонятны?

Объяснение слов ДЮЖИНА, ПУД, ДРЕБЕДЕНЬ, ГАЗЕЛИ

Словарная работа:

Слайд 14

Пуд – старинная мера веса=16 кг

Слайд 15

Галоши (калоши)- резиновая обувь

Слайд 16

Дюжина- 12 однородных предметов

Дребедень –всякая ерунда, чепуха (слова-синонимы).

Слайд 17

Газели (антилопы) — небольшие животные лёгкого стройного телосложения, живущие стадами (до нескольких сот особей). Питаются травянистой растительностью. Отличаются чрезвычайно стремительным бегом. (никого не слушали, перебивали друг друга.)

Слайд 18 (животные из сказки)

— Каких знаков препинания очень много в стихотворении? Почему? (Герои разговаривают очень эмоционально)

— А как по ходу стихотворения меняется настроение, а значит интонация автора? (Он устает от пустых вопросов, волнуется, когда есть повод для волнения)

— Хотите прочитать эту сказку по ролям?

(Учебник стр. 21 — Как подготовиться к чтению по ролям)

(Чтение отрывка по ролям учениками:

— слон

— крокодил

— зайчата

— мартышки

— цапли)

— Вернемся к вопросу: “Почему стихотворение называется «Телефон»? Учит ли оно нас общению по телефону?

— Можно сформулировать правила общения по телефону.

Правила записаны на карточке, но в каждом предложении пропущено слово. Вам нужно догадаться и вставить по смыслу пропущенное слово.

(Ученики вставляют пропущенные слова в правила).

Слайд 19 (Проверка смысла предложений)

1.Не звоните по пустякам.

Звоните только по важным вопросам

2. Внимательно слушайте собеседника.

3. Используйте в разговоре вежливые слова.

— С какой целью животные звонят писателю? (просят о помощи)

— Помогает автор?

— Чему учит сказка? (помогать друг другу, быть добрыми, любить животных)

Слайд 20 (слон)

— Откуда звонил слон? (от верблюда)

— С какой просьбой обратился слон к писателю? Можно ответить строчками из текста. Выборочное чтение.

— Для кого он просил шоколад? (для слонёнка)

— Какой слонёнок? (маленький)

— А как вы думаете, зачем слон просил шоколад?(малыши любят сладкое).

Слайд 21 (крокодил с тел.)

— Что просил прислать крокодил?

— Почему он просил это со слезами в голосе? (очень хотел)

— Для кого он просил калоши? (для себя, для жены, для сына Тотоши)

— Что они делали с калошами? (ели на ужин)

— А можно ли крокодила назвать заботливым семьянином?

Слайд 22 (газели)

— О чём спрашивали газели?

— Почему автор назвал их глупыми?

Слайд 23 (носорог)

— Когда позвонил Носорог? (ночью)

— С какой просьбой? (спасти бегемота)

— О какой черте характера Носорога говорит его поступок? (неравнодушный, переживает за Бегемота, хочет ему помочь)

— Кто ещё звонил автору, но в отрывке мы не слышали их просьбы?

Слайд 24 (тюлень, олень, свинья, медведь, кенгуру)

— Где мы можем встретить всех этих героев сразу? (в зоопарке).

— А как по-другому можно было бы назвать эту сказку? (Просьбы зверей», «Суматошный день» и т.д.)

Работа в паре. Чтение по ролям

— Страна сказок необъятна. Вы хотели бы попасть в сказку? А стать её участником? Все ли герои похожи друг на друга?

— В какой форме построен текст? (в форме диалога)

— Что такое диалог?

(Чтение диалога Автор-Слон)

— На что будем обращать внимание при чтении по ролям?

(Передать характер героя с помощью интонации, чётко произносить слова, вовремя вступать в диалог).

(Дети выходят к доске и читают диалоги по ролям.)

— Оцените чтение каждой группы. Кто читал лучше? Какие ошибки допустили дети при чтении?

Разноуровневые задания

— На карточках у вас задания. Выберите одно из трёх, которое вы хотели бы выполнить в первую очередь, выполните его.

(Дети выполняют задания разного уровня сложности. Проверка.)

8. Рефлексия.

— Вспомните задачи, которые мы ставили в начале урока. Смогли мы их достичь?
— Чему учились сегодня на уроке? (Познакомились со сказкой К.И. Чуковского, читали по ролям, отвечали на вопросы, узнали значение непонятных слов, давали характеристику героям).
— Поделитесь, что вам особенно удалось?
— Как это пригодится вам в жизни?
— С каким настроением вы уходите с урока? Покажите это на своём лице. Поделитесь им со нашими гостями.
— Оцените свою личную работу на уроке с помощью смайликов. А теперь работу нашего класса в целом.
9. Обобщение.

Слайд 25 (Чуковский К.И.)

— Наш урок заканчивается, но не заканчивается дружба с книгами К.И. Чуковского, которые согреты добром и юмором. Посмотрите, как много книг Чуковского есть в нашей классной библиотеке!

(Выставка книг)

10. Итог урока.

— Кому захотелось прочитать другое произведение автора?

1) Будет очень хорошо, если вы приготовите к следующему уроку выразительное чтение отрывка из произведения К.И. Чуковского «Телефон».

2) Попробуете дома разобраться в заданиях, которые вы отложили на «вторую очередь».

3) Узнаете у своих родителей и запишите, что интересного вы говорили в раннем возрасте – нам всем будет, я уверена, весело и интересно послушать ваши истории!

— Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня на уроке. Спасибо за урок!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Литературное чтение. К. И. Чуковский «Телефон»

ФИО ученика_____________________________________________ класс____1 «__» ____

СНАЧАЛА ПРОЧТИ ВСЕ ЗАДАНИЯ. ВЫБЕРИ И ВЫПОЛНИ ЛЮБОЕ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ НИЖЕ ЗАДАНИЙ.

Отгадать название животных, которые здесь зашифрованы. Рядом запиши составленное слово.
НОЛС ______________________________________________

ЛИДОКОРК _________________________________________

ИКТАЧЙАЗ __________________________________________

ИКШЫТРАМ ________________________________________

ИЛПАЦ _____________________________________________

ИЛЕЗАГ _____________________________________________

ГОРОСОН ____________________________________________

Соединить стрелками то, о чём просили животные:
Слон калоши

Крокодил перчатки

Зайчатки шоколад

Мартышки карусели

Цапли книжки

Газели капли

Подобрать и подчеркнуть слова, которыми можно охарактеризовать отдельных героев сказки:
1 группа: слон

Заботливый, внимательный, любящий отец, большой, маленький, злой.

2 группа: крокодил

Добрый, заботливый, хороший семьянин, зубастый, маленький, злой.

3 группа: носорог

Большой, хороший друг, добрый, неравнодушный, злой.