Урок по литературному чтению.

Автор: Пичугина Марина Александровна

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №13

Населенный пункт: г. Александров, Владимирская область

Тема: Урок по литературному чтению во 2 классе «Это загадочное животное».

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

ЦЕЛИ:

Пополнить и обогатить знания учащихся о животном мире
воспитывать чувство ответственности за «братьев наших меньших»
развивать речь учащихся
ОФОРМЛЕНИЕ: выставка детских рисунков, выставка книг о кошках.

ХОД УРОКА.

ОРГАНИЗУЮЩЕЕ НАЧАЛО УРОКА.
ВСТУПЛЕНИЕ.
О ком эта загадка?
Мохнатенько, усатенька,

Сядет, песенки поет. (кошка)

А эта?
Сидит на окошке кошка :

И хвост как у кошки,

И нос как у кошки,

Но не кошка. (кот)

О ком говорят: «Он родился с усами?» (о котенке)
Действительно, все эти загадки о звере зубастом, мохнатом, у которого лапки мягонькие, коготки остренькие, который умываться начнет — песенку поет. Зверь этот — кошка.
К нам на урок тоже пришел кот. И сегодня этот урок мы посвятим этому загадочному животному — кошке.
И не меньше, чем загадок, сложено о ней пословиц и поговорок, например: «Для мыши и кошка зверь», «Ночью все кошки серы».
Давайте вспомним, какие поговорки о кошках вы знаете:
1. Когда мы говорим о тех, кто постоянно ссорится?

(Живут, как кошка с собакой)

Как вы объясните значение поговорки: «На душе кошки скребут»?
А у этой: « Все коту под хвост»?
Немало в жизни есть примет, связанных с кошками. Вспомните, какие вам известны?
(Если спит, свернувшись в клубок — перебегает дорогу черная кошка — умывается лапкой -…).

А какая игра связана с этим животным? (Кошки — мышки)
Все эти приметы, пословицы, поговорки, загадки возникли очень давно, а это говорит о том, что в жизни человека кошка появилась очень давно.
Поднимите руку, у кого дома живут кошки. Первое проявление любви к своим питомцам — эта выставка рисунков, оформленная силами ребят. Трудно выбрать лучший, да и, пожалуй, не стоит, т. к. в каждом из них чувствуется любовь к своим друзьям.
Много книг посвящено кошкам. Обратите внимание на выставку книг. Назовите автора и название книг.
А какие книги, где одни из героев — кошки, подготовили вы?
(Заслушать 2-3 рассказа ребят).

А сейчас отгадаем кроссворд, составленный по произведениям, где герои — кошки:
Герой американского м/ф (Том)
Он говорит: «Ребята, давайте жить дружно!»
Котенок, который всего боялся. (Гав)
Имя кота из рекламы (Борис)
Как звали кота из книги «дядя Федор, пес и кот».
Лиса Алиса и кот
Теперь послушаем, как к кошкам относились в разных /. В разные времена и в разных странах к кошке относились по -разному. В Древнем Риме ее боготворили. Смертная казнь ждала того, навредит кошке, убьет ее. Если кошка умирала, ее оплакивали, осыпали дарами в виде сушеных мышей.
В Европе в средние века кошку преследовали, т. к. считали, то в не вселился дьявол. Особенно не везло черным котам, считалось, что они приносят несчастье в дом.
В Японии в 17 веке существовала легенда: владельцу небольшой чайной подарили статуэтку кошечки. Она ожила и стала работать за кассой магазина. Это стало сенсацией, все больше людей приходило в эту чайную, чтобы увидеть такое чудо. Благодаря этому, торговля пошла хорошо, и с тех пор в Японии в чайных стали держать кошек.
Может быть, это все выдумка, но так или иначе, кошка живет рядом с человеком не одну тысячу лет и до сих пор остается существом загадочным и таинственным.
А сейчас побудем немного писателями и выполним вот такое задание: вставить в текст подходящие по смыслу слова.
Кот Васька.

Котик — коток, серенький лоб. Ласковый Вася, да лапки

ноготки У Васьки ушки усы шерстка шелковая. Ласкается кот,

выгибается, хвостиком глазки закрывает, песенку …. Глазки- то…, лапки,

что стальные. А попалась мышка — берегись!

(Послушать 2 текста)

Послушайте стихотворение и ответьте, чтобы вы посоветовали герою сценки, чего он не понимает?
Говорит мне тихо кошка:

-Пожалей меня немножко!

Не пойму я кошку эту:

Я ей тычу в рот конфету,

Я под самый Кошкин нос

Лучшии свои значок поднес.

Вот как я тебя жалею!

Ну, чего ты хочешь, кошка?

Говорит она:

-Немножко, хоть немножко Пожалей, отпусти меня скорей!

— Именно словами французского писателя хочется закончить урок: «Мы в ответе за тех, кого приручили!», героем которого стало загадочное животное с таким ласковым именем — кошка Многое мы знаем о ней, но иногда подойдет она, мурлыча, поднимет свою мордочку, посмотрит. Возникает ощущение, что хочет она что — то сказать, да не может, но это не беда. Главное, что есть рядом с нами удивительный друг, который нужен нам, а мы нужны ему, мы в ответе за него, потому что мы в ответе за тех, кого приручили.