Урок-путешествие «Морфология» 6-й класс.

Автор: Гирло Варвара Ивановна

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ с. Устиновка

Населенный пункт: с. Устиновка, Приморский край

Тема: Урок-путешествие «Морфология» 6-й класс.

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Дата публикации: 03.04.2019

Цели:

обобщение, систематизация, контроль знаний по разделу «Морфология»;
развитие логики и языковой интуиции посредством игрового элемента;
способствование развитию интереса к предмету;
воспитание любви к русскому языку;
Принципы обучения:

системность и последовательность обучения;
доступность (опора на знания учащихся);
научность.
ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Введение в урок

Учитель:

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Куда мы с вами попадем –
Узнаете вы скоро.
В стране далекой мы найдем
Товарищей веселых.

– Дорогие дети! На днях в школу пришло необычное письмо от жителей страны с красивым и звучным названием Морфология.
В этом письме есть приглашение для вас. Жители предлагают посетить их страну, полюбоваться её достопримечательностями. Хотите побывать там?
Прекрасно. Тогда в путь!

3. Путешествие в Морфологию

– Как образовано слово «Морфология»? (Ответ: Морфология от греч. morphe – форма, logos – слово.)
– Кто живет в стране Морфология? (Части речи)
– Как определить часть речи? (По вопросу и значению)
– На какие группы делятся части речи? (Самостоятельные и служебные)
– Перечислите их. Имеют ли служебные части речи предметное лексическое значение?

Учитель: Молодцы! Наш строгий проводник доволен и не может сдержать улыбки. Пройдем в вагон, сядем. Поезд отправляется. (Звучит музыка.)

Приложение 1. Слайд 1

Учитель: Вот наша первая остановка. Угадайте по стихотворению часть речи и запишите в тетрадь.

Всему названия даю
И зверю, и предмету
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нету.

Продолжите.
1. Существительное – это …?
2. Какими членами предложения может быть имя существительное?

Приложение 1. Слайд 7

Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду крынку,
Вдруг на Мишку — вот напасть
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог бы в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть,
Жалили, куда попало
Им за это и попало.

Задание: Выписать из стихотворения существительные и распределить их в 3 колонки (по I, II, III склонение)
– Молодцы, справились с заданием. Что помогло вам в определении имен существительных?
– Какие существительные относятся к I, II, III склонению?
– Второе задание заключено в стихотворении. Послушайте его.

Интересная часть речи
В русском языке живет:
Существительным зовется,
Всех по имени зовет:
Знает, кто – она, кто – он,
И число покажет,
Кто — живой, кто – неживой.
Быстренько нам скажет.
Может измениться вдруг,
Обозначит все вокруг,
Будет в предложении
Главным, без сомнения.

Далее поиграем в игру, которую придумали существительные. Я называю существительное, если оно одушевленное, вы встаете с мест, а если оно неодушевленное, то сидите на месте.

Яблоко, горшок, вестибюль, собака, герой, костюм, коллекция, всадник, цветок, ребенок, матрос, книга, парта, космонавт, офицер, жокей, бумага, парашют, водолаз, потолок, кошка, строитель, беседа, птица.

Учитель: Вторая остановка. Угадайте по стихотворению часть речи и запишите в тетрадь.

В предметах признаки укажет,
Всё ярко, образно расскажет,
Ответит на любой вопрос:
Какой? Какая? Чей? Каков? (Прилагательное)

-Что мы называем именем прилагательным?

-Перечислите основные признаки прилагательного?

-Как они изменяются?

-Какую форму могут иметь прилагательные?

-Как они согласуются с существительными?

Распространите предложения прилагательными.

Приложение 1. Слайд 4

У нас в саду вырос ___________ цветок.
Он привлекал всех ___________ запахом и ________ цветом.
_________ цветок радовал и взрослых и _____________детей.

Молодцы, хорошие прилагательные подобрали. А сейчас нам предложили поиграть в веселую игру, которая называется «Подбери слово». Я вам называю предмет, бросаю вам мячик. Вы же, поймав его, подбираете прилагательное к слову (полные и краткие). Сначала прилагательные в полной форме к словам: стол, тетрадь, шкаф, юбка, экран, часы, печь, осел, рука,
– А теперь прилагательные в краткой форме: ветер, мороз, снег, лес, богатырь.
– Молодцы

Учитель:Третья остановка. Угадайте по стихотворению часть речи и запишите в тетрадь.

Что без меня предметы? лишь названья!

А я приду, всё в действие придет!

Летит ракета. Люди строят здания.

Цветут сады. И хлеб в полях растет. (глагол)

– Речь идет о Глаголе, который предлагает нам следующие задания.

1. Вопросы:

– Дайте определение глагола.
– Перечислите основные признаки глагола.

(переходность — непереходность)
(наклонения)
(безличные и разноспрягаемые)
– Неопределенная форма глагола – это …
– «Чь» в инфинитиве – суффикс или часть корня?
– Какие слова помогают определить время?
– Сколько времен у глагола?
– Назовите суффикс глаголов прошедшего времени.

Задание 2.

Приложение 1. Слайд

Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака и синий густой воздух. По ночам в небе над нами шевелились и дрожали низкие звёзды. Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.

Выпишите все глагол, распределяя их по спряжениям.

Как правильно определить спряжение?

Определите часть речи!

Двойка, два, второй, удвоить, двойственный, надвое, двоечник, двойня, двойник.

Следующее задание: образуйте (устно) от данных существительных глаголы (с помощью приставок).

Луч, голос, дочь, сын, пояс, калека, вред, камень, корм, добро, свет, хвала.

– Молодцы, ребята! Внимание: в гости к глагольцам прибыли другие жители Морфологии. Но они в масках. Определите, о ком идет речь. Подсказкой послужит стихотворение.

Ах, Рыжий Егорка
Ушел в озерко.
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.

– Какие части речи обнаружили в этом тексте?
– Правильно, ребята, здесь есть служебные части речи. Для чего они нужны в речи?

(Учащиеся рассказывают о служебных частях речи.)

Задание.

Найдите служебные части речи и скажите, зачем они тут нужны.

К утру, когда потёмки реже, тог высится как сеновал, в котором месяц мимоезжий, зарывшись, переночевал.

IV. Обобщение материала по всей теме.

Автор написал сказку, но упустил прилагательные и текст получился серым и невыразительным. Помогите автору, добавьте в текст прилагательные, сделайте его красивым.

Долго плутали мы в __________ лесу. Наконец набрели на _________ избушку. Отворилась _______ дверь, и на пороге появилась _______ Баба-Яга. У её ног вертелся ______ кот. Он мурлыкал ____ песенку и смотрел на нас ______ глазами. Сначала мы испугались, но Баба-Яга смотрела на нас ___ глазами. Мы попросили её помочь нам найти дорогу домой. Свистнула яга _____ посвистом. Закачались ______ деревья, потемнело ________ небо. Летит ____ змей. Посадил он нас к себе на спину и помчал домой. Это было _______ приключение.

V. Итоги, выставление оценок

VI. Домашнее задание: написать сказку о частях речи.