Урок русского языка » Части речи».

Автор: Фирсова Елена Владимировна

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ № №16

Населенный пункт: г. Смоленск, Смоленская область

Тема: Урок русского языка » Части речи».

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Урок составлен по программе Школа России. В рамках ФГОС на данном уроке планируется достичь следующих результатов:

Личностные:

проявление творческого отношения к процессу обучения;
проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Метапредметные

Познавательные:

умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Регулятивные:

умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
умение осуществлять познавательную рефлексию.
Коммуникативные:

умение слушать и понимать других;
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные:

выявление признаков текста, осознание связи заглавия с темой и главной мыслью текста.
Используемое оборудование:

учебник: Русский язык. 3 класс, авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, Издательство: Москва “Просвещение”, 2015 г)
компьютер учителя;
мультимедийный проектор;
презентация Smart «Части речи»;
раздаточные материал, тесты.
Цели урока:

обучающие:

обобщить знания по теме (умение распознавать части речи, ставить вопросы и использовать их в тексте);
развивающие:

формировать умения анализировать звучащую речь;
развивать воображение, мышление, речь учащихся;
воспитательные:

воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью;
воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.
Педагогические технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

Методы обучения: проблемно-поисковый метод; наглядный; репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности (в том числе игровая технология).

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, игровая, репродуктивная.

Ход урока

«Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.»

Постановка цели урока

– У нас сегодня необычный урок русского языка, потому что к нам пришли необычные гости. А кто они, вы узнаете по визитным карточкам, которые сейчас прослушаете.
Представление гостей.

а) Школа,дом,трава,земля.
Любой предмет обозначаю я.
Кто? Учитель, врач, сосед.
Что? Диван,велосипед.
Бываю разного я рода:
Тротуар,окно,природа.
Изменяюсь по числам,по падежам.
Спешу я в гости к ученикам.
Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь я …(существительное).
Как зовут нашего гостя??

-Посмотрите, какие предметы у существительного на рисунке, и на какие вопросы отвечают эти предметы?(слайд)

-Что обозначает существительное?
На какие вопросы оно отвечает?

— Встречайте второго гостя
Художницу нашу знает весь свет
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие.
Оно с существительным живёт на редкость дружно,
Изменит окончание, когда ему нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле:
Стоит в одном с ним роде и в одном числе.
– Как зовут нашего второго гостя?

— А теперь посмотрите на рисунок и скажите, как изменились предметы благодаря прилагательному?

— Что обозначает имя прилагательное?
На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

— Встречайте третьего гостя
Я, страшное дело, какой деловой,
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю,
Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,
И на стадионе голы забиваю,
Укроп поливаю, кусты подстригаю,
И чисто – пречисто весь двор подметаю.
Дорожки в саду я песком посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю.
Как зовут нашего третьего гостя?

— глагол делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног. Он весь в движении.

— Так какие действия выполняет глагол?

— Что обозначает глагол?
На какие вопросы отвечает глагол?

— Какое общее название можно дать всем этим гостям? Значит, что мы будем сегодня повторять?
Тема урока части речи

– Развитие устной и письменной речи.

– Мы работали над темой «Части речи».

– Получить хорошую оценку, закрепить знания.

— существительное

Кто? Что?

-Предмет

— Прилагательное

-Кошка была (какая?) белая, а стала усатая, полосатая, пушистая.
▪ Дерево было (какое?) голое, а стало зелёное, ветвистое, высокое.
▪ Гриб был (какой?) белый, а стал яркий, красный, ядовитый.

— Признак предмета

-Какой? Какая? Какое? Какие?

Глагол

Что делает? Читает, пишет, играет, забивает, катается, скользит, бегает, покупает, отбивает.

— действие предмета

— Что делать? Что сделать?

-Части речи

Актуализация знаний, УУД

Открыли тетради, записали дату, спинки ровные, тетрадь под углом. Отложили ручки.

— выполненим каллиграфическую минутку.
С какой целью мы её проводим?

Посмотрите запись на доске.
зима – с
холодная – п
наступила – ?
Догадайтесь, как слово связано с буквой. Кто догадался, скажите какую букву можно поставить вместо вопроса. Докажите.
Вот мы и определили, какие буквы будем писать на чистописании. Мы будем отрабатывать соединения букв. с п г

Орф.минутка

Ребята, прочитайте слова на доске.(Дек_брь, м_дведь, м_роз, в_рона, за_ц, сн_жный, с_льный, уд_рить ) – Обсудите с партнёром по плечу правописание данных слов.

– Придумайте новое задание.

– Какие задания вы придумали?

-Найти главные члены предложения

Расскажи о каждой части речи по алгоритму.

Алгоритм
Часть речи
Вопрос
Роль в речи
Член предложения

— Отрабатываем навык красивого письма

-зима существит.

— холодная прилагат.

— наступила глагол

Букву г

спг

Идет обсуждение, проверка работы по слайду. Каждый ребёнок «по цепочке» выходит к доске, проговаривает орфограмму.

– Распределить слова на группы:

сущ. прил. глагол

– Составьте с ними предложения

Декабрь был снежный. Ударил сильный мороз

Работа в парах (2 человека). Самопроверка

Физкультминутка

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее изученных ЗУНов и УУД

Игра «Расставь по своим местам»
Проблемная ситуация
Даны слова: — Ваша задача распределить по столбикам в зависимости от частей речи. (Тетрадь, школьный, учиться, ученик, пенал, классная, думать, умные, решать, карандашей, трудного, пишут.

– Работа в группах. Каждая группа выполняет свои задания и обобщает их вслух.

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Самостоятельная работа (3 уровень содержит проблемную ситуацию)
Ребята, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Выберите себе одно задание – 1, 2 или 3 уровня и приступайте к работе.

Работают самостоятельно

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Какие три гостя приходили к нам сегодня на урок?
— Давайте расскажем то, что мы о них знаем.
— А как вы думаете, мы знаем о них всё или не всё?
— Кто доволен своей работой на уроке?
— Какое задание вызвало затруднение?

Д/з Домашнее задание (слайд № 5)
стр 5 упр 4

– Несколько учеников высказывают свои мнения.

1 уровень

Определить к какой части речи относятся слова:
День, хорошая, друг, думает, смелый.

— Как вы определяли часть речи?

2 уровень

Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши.
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина.
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.
3) Думает, считает, ученик, знает.

— Как вы находили лишнее слово?

3 уровень

Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом.
веселье – … , … .
шум – … , … .
лес — … , … .