Урок «Зима – время науки и сказок».

Автор: Пестерева Нина Николаевна

Образовательное учреждение: МАОУ «СОШ №8 г. Улан-Удэ»

Населенный пункт: г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Тема: Тема урока окружающего мира во 2 классе: «Зима – время науки и сказок».

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Дата публикации: 10.04.2019

Предметные результаты:

иметь представление о том, как учились дети в старину.

Метапредметные результаты:

рассказывать о персонажах картины А.И. Морозова, опираясь на сюжет произведения;

объяснять, чему учат сказки;

формулировать нравственное значение сказок для современной жизни;

Личностные результаты:

понимать нравственное значение сказок;

понимать важность умения за внешним сюжетом видеть внутренний смысл произведений изобразительного искусства, своими словами описывать состояние персонажей, их взаимные отношения и рассказывать, какими средствами передаёт это художник.

Оборудование:

Старик-Годовик, карточки, медиапроектор, компьютер, интерактивная доска.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, добрый день, друзья!

Он наступил такой прекрасный,

Потому что в нём и вы, и я!

И не только, у нас в гостях Старик-Годовик.

2.Актуализация знаний.

Упражнение в установлении причинно-следственных связей.

В мешке Старика-Годовика собраны признаки самого прекрасного времени года. Ваша задача: найти причину явления, названного в столбике слов слева.

Гололёд – понижение температуры после оттепели; пожар, наводнение;

Ледостав – таяние льда; повышение температуры; понижение температуры;

Метель – снегопад при сильном ветре; сильно пригревает солнце;

Короткие дни и длинные ночи – солнце на небосклоне высоко; самое низкое положение солнца;

Ваши красивые правильные ответы – чёткие полные ответы, яркая эмоциональная речь;

Хорошее настроение – метёт пурга; светит солнышко; праздничный открытый урок;

— Что вам нужно делать, чтобы ваши ответы были красивыми и правильными?

— Что поднимает вам настроение?

Мне приятно, что вам поднимает настроение начало нашего урока.

— О каком времени года идёт речь в задании Старика-Годовика? (О зиме)

Старик-Годовик приглашает вас в студию.

Может, кто из вас знает, что это? Студия – это место, где готовят телевизионные передачи, это место, где создают мультфильмы или фильмы.

Сегодня мне хотелось бы с вами и совместно со Стариком-Годовиком создать фильм о самом прекрасном времени года, о зиме.

Название фильму дадим, когда сформулируем тему урока.

3. Целеполагание.

— Какова же тема урока? Давайте посмотрим. Что случилось с названием темы? Старик-Годовик мне подсказывает, что Метель замела некоторые буквы названия темы урока. Попробуем её расшифровать.

«Какая бывает зима?» (Ответы детей.)

– Кто-то из вас сказал: «Холодная и снежная», а кто-то возразил: «Вовсе не холодная и не вьюжная». «Красивая, пушистая и белоснежная!»

Ключ к отгадке находится у нашего друга Годовичка, посмотрите на слайд.

з

— Как звучит тема урока?

Зима – время науки и сказок.

Молодцы! Вы не только сформулировали тему урока, но и определили название фильма.

-Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке?

Задачи.

Почему зима – время науки?
Почему зима – время сказок?
-Какими должны быть ваши ответы?

3. Учиться строить чёткие и полные ответы.

М.О. Молодцы! Смогли самостоятельно сформулировать тему урока, правильно поставили задачи, попытаемся их решить.

4.Работа по теме урока.

Приступаем к решению первой задачи урока, к созданию одного из фрагментов нашего фильма «Зимняя сказка».1) Почему зиму называли временем науки?

— Ребята, когда вы приходите в школу после летних каникул?

— Ребята, а вы знаете, когда в старину дети приходили в школу после лета?

Найти ответ на этот вопрос вам поможет учебник. Откройте учебник на странице 8, прочитайте 1 абзац, попробуйте сами найти ответ на вопрос: «С какого дня в старину дети начинали учиться?»

Чтение детьми учебника.

— Когда в старину дети первый раз приходили в школу после лета?

— Кто может ответить, к кому обращались школьники за помощью в ученье?

— Ребята, так почему зиму в старину называли временем науки?

Посмотрите на изображение иконы святого Наума. Он похож на доброго, внимательного, терпеливого учителя.

Сейчас переведите взгляд на картину внизу этой страницы.

— Где происходят действия, в современной или старинной школе?

— Как вы это определили?

Действительно, это старинная школа в селе, картина Морозова А.И. так и названа «Сельская бесплатная школа».

Попробуйте «послушать» картину, что можно услышать?

Дети рассказывают свои предположения.

М.О. Мы нашли ответ на первый вопрос урока, что зима – время науки. Как создатели фильма вы проявили самостоятельность, находчивость, любознательность.

Разминка для глаз.

Следим глазами за предметами.

Сейчас нам с вами нужно найти ответ на второй вопрос урока: «Почему зима – это время сказок?» и продолжить работу над фильмом.

Объясните значение пословицы «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»

Правильно, сказка чему-либо учит. Так вот, зимнее время – пора для сказок. Так всегда было в старину. Это время – когда меньше было работы, не было электричества, телевидения, компьютеров, были долгие зимние вечера.

Слушали дети сказки и ума набирались.

— Почему зиму называли временем сказок?

Посмотрите, сколько красивых сказочных узнаваемых мест в нашем районе.

-Может вы узнали их? Дайте название картинам?

Сейчас мы попытаемся сочинить сказку. К нам в нашу сказку придут герои.

Посмотрите, какие герои пришли. Назовите их. Обратите внимание, не допустила ли я ошибку? Правильно, слоны в нашей местности не живут, они предпочитают жаркие страны.

— Где возможна встреча с этими сказочными героями?

Определите для каждого из них своё место среди 4-х слайдов.

— (Дети работают с интерактивной доской).

Наша сказка будет называться «Какая бывает зима?» Она начинается с таких слов: «Спросили у слона: — Какая бывает зима? Слон ответил: — Я не знаю.

— Почему он так ответил?

В группах вам нужно поработать с карточкой №2 и объяснить, почему герои сказки дают разную характеристику зиме.

Первой группе объяснить, почему Снегирь даёт такую характеристику зиме. Второй группе объяснить слова рыжей собаки.

Третья группа объясняет, почему медведь даёт такую характеристику зиме, как у вас в карточке. И четвёртой группе объяснить слова мальчика.

Сказку вы должны начать со слов, которые в карточке, обсудить в группе и продолжить начатое предложение.

Работа в группах. Составление сказки. Зачитывание всей сказки.

Итак, какая у нас получилась сказка. Внимательно слушайте, чтобы оценить работу групп, чья характеристика будет полнее и интереснее.

Я начинаю сказку Пляцковского «Какая бывает зима».

Однажды у слона спросили:

— Какая бывает зима?

— Я не знаю, — ответил слон.

Карточки.

Спросили у снегиря:
— Какая бывает зима?

— Зима бывает трудная, голодная, — сказал снегирь. Потому что…

2.Спросили у рыжей собаки:

— Ты знаешь, какая бывает зима?

— Холодная, — пролаяла собака. Потому что…

3. Спросили у медведя:

— А ты как думаешь? Какая бывает зима?

— Зима короткая. Тянется всего одну ночь, — ответил медведь. Потому что…

4.Спросили у мальчишки:

— Ну-ка, скажи ты, какая бывает зима.

— Зима бывает весёлая, — крикнул мальчишка. Потому что…

— Кому всех трудней приходится в зимнее время?

— Как мы можем им помочь?

— Кусочек сказки чьей группы был интересней?

М.О. Молодцы! Получилась очень интересная сказка о героях, которые проживают в нашем крае. Сказок очень много, надеюсь, что вам понравилось сочинять их. Думаю, что зимним вечером вам захочется прочитать сказку.

Д.З. Дома вы можете прочитать сказку «Скупясь, не сбережёшь» в учебнике на стр. 10.

-Думаю, вам теперь не сложно ответить на вопрос: «Почему зима – время сказок»? Обсудите это в группах.

Какие вы умницы, как умеете хорошо рассуждать, фантазировать.

Сейчас мы сочиним стихи о зиме, пусть это будет Лирический снегопад.

Лирический снегопад мне хотелось бы начать с красивого стихотворения нашей поэтессы Л. Вичужаниной. Стихотворение подготовил _____________

Зимний этюд.

Снег припорошил кусты, деревья

И полынь украсил бахромой.

Ёлочка, как в сказочных поверьях,

Принакрыта шапкой пуховой.

Одиноко тенькает синица,

Её песнь, наверно, о весне.

И земле под снегом сладко спится,

И легко бежится по лыжне.

Я думаю, что это стихотворение вас вдохновило на создание собственных стихов. Поработайте вновь в группах. На карточках-снежинках познакомьтесь со строчками стихотворения и подберите рифму.

Дети работают над стихами.

— Послушайте стихотворение 1 группы, какое оно получилось по настроению?

1.Сыпет с неба белый пушок,
И скрипит под ногами снежок (что?),
Санки быстрые с горки летят (что делают?),
Елки в белом (каком?) наряде стоят.

2.Снова правит хозяйка-зима,
Серебром посыпает дома (что?),
Крыши, улицы, лес и нас всех
Под ребячий, заливистый (какой?) смех.

3.К нам опять пришла зима (что?),

Птицам голод принесла.

Птиц в обиду не дадим,

Мы кормушки (что?) смастерим.

4.На деревья, на машины,
Летят белые (какие?) снежинки (что?)!
Снеговик поёт и пляшет

И платочком белым (каким?) машет (что делает?).

— В чём сходство этого стихотворения со сказочным произведением?

Я думаю, что вы сможете с Ольгой Александровной внести стихи в наш фильм «Зимняя сказка», т.к. сейчас наше время ограничено.

!!! Молодцы» Я тоже подготовила стихотворение о зиме. Читая его, переношусь в зимний лес, я приглашаю и вас в сказочный лес.

Надеюсь, что вы заинтересовались стихами наших авторов. (Показать сборники).

Рефлексия.

Вернемся к учебным задачам, которые ставили в начале урока.

-Какие учебные задачи ставили?

-Посмотрите, какой фильм у нас с вами получился.

— Почему зима – это время науки?

— Почему зима – это время сказок?

Зима – всегда и в старину, и сейчас хорошее время для учёбы и чтения сказок.

Оценивание.

Анализ работы в группах.

Старик-Годовик приготовил для вас подарок – книгу сказок.