Занятия по развитию речи в подготовительной группе.

Автор: Беззубцева Наталья Юрьевна

Образовательное учреждение: ГБДОУ детский сад № 29

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Занятия по развитию речи в подготовительной группе.

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Дата публикации: 02.04.2019

«Путешествие в страну сказок»

Цель: Формирование у детей умения осмысленно работать над собственным произношением.

Задачи:

1. Дидактическая:

учить детей при помощи вербальных и невербальных средств передавать образы сказочных героев.
2. Коррекционная

развивать интонационную выразительность речи, изображение, творческое восприятие.
3. Воспитательная

способствовать созданию эмоционального настроения, развитию умения сопереживать, сочувствовать, радоваться, общаться; создавать условия для самореализации.
Оборудование: пиктограммы «радость», «печаль», «удивление»; сундучок, настольная ширма, клубок ниток, плоскостные фигурки героев сказки «Волк и семеро козлят», опорные картинки-схемы к сказке «Заюшкина избушка», домик-ширма; на каждого ребенка: настольное зеркало, яркие разноцветные платки из легкой ткани

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед просит детей встать в круг, выполнить пальчиковую гимнастику «Будем вместе мы играть!».

Раз, два, три, четыре, пять,

Дети загибают поочередно пальцы на обеих руках.

Будем вместе мы играть,

Разгибают пальцы поочередно на обеих руках.

Будем дружно мы играть,

Сжимают и разжимают кулачки.

В сказку будем попадать.

Поднимают руки вверх.

2. Выполнение заданий на развитие вербальной и невербальной стороны речи.

Логопед предлагает совершить путешествие в сказку. Дети выполняют задания.

• Задания на развитие интонационной выразительности речи:

Послушать и повторить слова:
Я шагаю по дорожке (логическое ударение на первом слове).
Я шагаю по дорожке (логическое ударение на втором слове).
Я шагаю по дорожке (логическое ударение на третьем слове).
2. Произнести слова с разной интонацией:

Оторвали мишке лапу (жалобно).

Кошка спит (ровно).

Я люблю свою бабушку (ласково).

Педагог обязательно поощряет детей.

Логопед обращает внимание детей на рисунки (пиктограммы) человечков с разным эмоциональным состоянием: грусть, радость, удивление. Предлагает выполнить мимическую гимнастику лица перед зеркалом и расслабиться.
Сюрпризный момент — появление сундучка.

Логопед. Дети, смотрите, вот волшебный сундучок. В нем платочки, яркие, красивые, разноцветные. Сейчас каждый из вас возьмет себе платочек и постарается изобразить без слов бабочку принцессу бабушку, малыша с больным зубом.

Дети выполняют задание. В конце упражнения педагог спрашивает, у кого получилось, почему не получилось?

3. Игровой момент.

«Оживает» нитяной клубок, который показывает дорогу в первую сказку, катится по дорожке, за ним идут дети со словами.

Мы шагаем по дорожке, Поднимаем тихо ножки. И неслышно так идем, В сказку, видно, попадем!

4. Фрагмент драматизации сказки «Волк и семеро козлят».

Перед детьми плоскостные фигурки героев сказки «Волк и семеро козлят».

Логопед. Ребята, кто это?

Дети. Коза, козлята и волк.

Логопед. Как можно назвать их по-другому, как в сказке?

Дети. Коза — желтые глаза.

Коза — матушка, маменька.
Козлятки, козлятушки-ребятушки, детки малые.
Волк-волчище — серый хвостище, волк — зубами щелк.
Логопед. Молодцы! А теперь исполните песенку козы так, как ее пела козлятам матушка-коза и как ее пел козлятам волк.

Сначала вспоминают саму песенку, затем воспитатель поет голосом козы, тоненько, протяжно. Просит исполнить детей. Затем воспитатель поет грубым голосом. Дети стараются про интонировать соответственно.

Колотушке, ребятушки,

Отпоритесь, отворитесь,

Ваша мать пришла,

Молочка принесла.

Логопед. Ребята, затейливый клубочек снова зовет нас в путь.

С этой сказкой мы прощаемся

И в другую собираемся.

Катись, клубочек, по дорожке!

Дети

Мы шагаем по дорожке,

Поднимаем тихо ножки.

И несмело так идем,

В сказку снова попадем!

5. Выполнение заданий к сказке «Заюшкина избушка».

Логопед предлагает рассмотреть атрибуты к сказке «Заюшкина избушка», вспомнить содержание и героев по опорным картинкам-схемам, с помощью движений изобразить лисичку и зайчика в начале сказки и в конце.

Первый вариант
Лиса. Выразительные движения: смело подходит к домику, быстро забегает в него, выглядывает в окошко, весело и хитро поглядывает в стороны. Мимика: хитрое выражение лица.

Зайчик. Выразительные движения: положение — сидя на корточках, ушки — ручки опущены, вздыхает. Мимика: грустное лицо.

Второй вариант
Лиса. Выразительные движения: руки широко распростерты, убегает. Мимика: испуг, неожиданность в лице.

Зайчик Выразительные движения: положение — стоя, одна нога чуть вперед, руки заложены за спину, подбородок поднят. Мимика: уверенный взгляд.

6. Подведения итогов

Логопед. Где мы с вами побывали? О чем мы с вами говорили?

Волшебный сундучок вам тоже приготовил. Свои подарки. Вот такие вот смайлики, с разным эмоциональным состоянием, вам на память, чтобы вы не забывали о нашем путешествие в страну сказок.