Автор: Крук Светлана Викторовна
Образовательное учреждение: МБОУ СОШ № 4
Населенный пункт: Рассказово, Тамбовская область
Тема: Классный час «Дети знать обязаны!»
Раздел библиотеки: Внеклассные мероприятия
Дата публикации: 29.03.2019
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения и профилактика детского дорожного травматизма среди школьников.
Задачи
Образовательные:
— формирование умений применять полученные знания в нестандартной ситуации;
— формирование умений выбирать рациональные способы выполнения работы;
— закрепление правил дорожного движения;
Воспитательные:
— воспитать систему взглядов на окружающий мир;
— воспитать способность следовать нормам поведения;
— воспитать нормы социального поведения детей;
Развивающие:
— развитие речи, мышления, памяти;
— развитие сенсорной и эмоционально-волевой сфер личности;
— развитие навыков определения опасных дорожных зон и ситуаций;
— развитие умственной деятельности, способности наблюдать, делать выводы, проверять результаты.
Ход занятия:
Учитель: Сегодня мы не можем представить свою жизнь без автомобилей, троллейбусов, автобусов, иногда так называемых ,четырёхколёсных друзей человека. Порой кажется, что автомобилей на улицах города больше, чем пешеходов. За последние годы количество авто-мото транспорта увеличилось в несколько раз. В связи с этим на улицах стало небезопасно.
И опасность подстерегает всех, кто не знает правил дорожного движения, тех, кто не умеет правильно вести себя на улице, кто не соблюдает дисциплины на дороге. Улица, совсем не страшна тем, кто хорошо знает правила уличного движения, кто вежлив и внимателен на дорогах. У улиц и дорог есть свои законы – это правила движения. Каждый из нас является участником дорожного движения. Ведь все люди ходят по дороге, гуляют по тротуару, переходят улицу или дорогу, пользуются общественным транспортом или управляют машиной, велосипедом. И чтобы сохранить жизнь себе и окружающим, каждый из нас должен знать правила и соблюдать их. Поэтому сегодня я предлагаю закрепить знания о правилах дорожного движения, в целях профилактики детского – дорожного травматизма. А ещё мы поговорим о верных друзьях пешеходов и водителей – дорожных знаках и светофоре.
Разминка.
Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».
— Что хотите — говорите, вода жидкая всегда? (Нет)
— Что хотите — говорите, желтый свет — прохода нет? (Да)
— Что хотите — говорите, каждый раз, идя домой, играй с мячом на мостовой? (Нет)
— Что хотите — говорите, если сильно вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)
— Что хотите — говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)
— Что хотите — говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим мы шофера? (Нет)
— Что хотите — говорите, на знаке «Дети» нарисованы котлеты? (Нет)
— Что хотите — говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да).
Учитель: Молодцы!Какие вы все внимательные! А сейчас я предлагаю отправиться в прошлое…
2. « ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ…» (из истории дорожного движения)- (Рассказывают заранее подготовленные дети)
1 ученик. «В старину улицы в городах и загородные дороги были едиными и для тех, кто ехал, и для тех, кто шёл пешком. Это приводило к неразберихе, а нередко и к несчастным случаям. Несмотря на различные строгости, вплоть до царских указов, чтобы едущие соблюдали осторожность и не давили лошадьми идущих пешком, количество несчастных случаев не уменьшалось. Только тогда стали строить в городах специальные дорожки, которые назвали французским словом – тротуар, что в переводе означает «дорога для пешеходов». А чтобы на тротуар не заезжали экипажи или сани, его приподняли над проезжей частью.»
2 ученик. « Уже позже, с появлением большого количества автомашин, для наведения порядка движения по проезжей части дороги люди стали делать на ней дорожную разметку. Зная её обозначения, водитель или пешеход могут правильно ориентироваться в дорожной обстановке и не попасть в беду.»
3 ученик. « У любого перекрёстка
Нас встречает светофор
И заводит очень быстро
С пешеходом разговор:
Свет зелёный – проходи!
Жёлтый – лучше подожди!
Если свет зажегся красный-
Значит,
Двигаться опасно!
Стой!
Пускай пройдет трамвай.
Наберись и уважай
Правила движения. ( Я. Пишумов)
Учитель: Всем нам известен светофор. А знаете ли вы, как он появился?
4 ученик: Своё происхождение светофоры ведут от семафоров, которые применялись на железных дорогах и имели два цвета – красный и зелёный. Такой семафор более ста лет назад был установлен в Лондоне. С помощью лебедки поднималась стрела с зелёным или красным диском. Чтобы не было столкновений, люди придумали промежуточный желтый свет. А в нашей стране светофор был установлен в 1929 году в Москве. Первыми светофорами управлял регулировщик».
Учитель: Не заметить и не понять сигналы светофора просто невозможно.
Перейти через дорогу
Вам на улицах всегда
И подскажут, и помогут
Наши верные цвета…(красный, жёлтый, зелёный)
Учитель: А сейчас мы с вами поиграем.
Игра: “Зеленый, желтый, красный”.
Игру проводит постовой-регулировщик (учитель или кто-то из детей). Когда он поднимает зеленый флажок, дети идут по кругу, когда поднимает желтый флажок – останавливаются, когда красный – приседают.
Учитель: Молодцы! Какие внимательные пешеходы! А теперь мы с вами будем отгадывать загадки.
Вот полоски черно-белые
Шагать по ним ты можешь смело
На ту сторону ведет — (пешеходный переход)
Здесь не ездят на машинах
Путь здесь лишь для тонкой шины
Потому здесь мы поедем
Только на… (велосипеде)
Если ты не вымыв рук,
Поел в дороге овощи,
Срочно нужно найти пункт (медицинской помощи)
Если нужно позвонить
Срочно что-то сообщить
Нам в этом поможет он,
Ну конечно…(телефон)
Направление подскажет
Как, куда свернуть укажет
И напомнит, что и как,
Вам в пути…(Дорожный знак).
Дома по рельсам пробегут
Всех с остановки заберут
Торопись и не зевай,
Отправляется…(Трамвай).
Игра “Разрешается – запрещается”
— Играть на мостовой…(запрещается)
— Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)
— Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)
— Идти толпой по тротуару…(разрешается)
— Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)
— Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)
— Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)
— Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)
— Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается)
— Идти по тротуару слева…(запрещается)
— Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)
— Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)
— Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)
— Уважать правила дорожного движения…(разрешается)
Учитель: Вы, наверное, устали? Давайте немножко отдохнем?
“Музыкальная разминка”.
Исполняется песня на мотив песни «Если с другом вышел в путь». Все вместе
Если с другом вышел в путь
Если с другом вышел в путь
Веселей дорога
Лишь про знаки не забудь
Лишь про знаки не забудь
Их в дороге много.
Припев:
Что мне снег,
Что мне зной,
Что мне дождик проливной
Дорожный знак помощник мой. (2 раза)
Собираясь в дальний путь,
Собираясь в дальний путь
Много правил разных–
Повторить ты не забудь,
Повторить ты не забудь,
Как стишок на праздник.
Припев:
И в дорогу я друзья
И в дорогу я друзья
Выйду без испуга
Знаки все мои друзья,
Знаки все мои друзья,
Нет надежней друга.
Припев:
«Знание правил дорожного движения».
а) В каком порядке расположены сигналы светофора сверху вниз? (красный, желтый, зелёный)
б) Что обозначает красный свет светофора? (стоп)
в) Что обозначает желтый свет светофора? ( внимание)
г) Что обозначает зелёный свет светофора? (иди)
д) Человек , совершающий пешком движение по улице.(пешеход)
е) Проезжая часть дороги с твердым покрытием.(шоссе)
ё) С какого возраста дети могут ездить на велосипеде по шоссе? (с 14 лет)
ж) Номер телефона скорой помощи.(03)
Учитель: Молодцы, занятие наше не прошло напрасно. Все знания вам пригодятся в жизни.
Что является законом для транспортных средств и людей ? (ПДД)
— Как можно обезопасить себя на дорогах?
— Чем является светофор на дорогах?
— Понравилось ли вам занятие?
— Что больше вам запомнился?
Домашнее задание: Нарисовать знак дорожного движения. Лучшие работы будут помещены на выставке работ учащихся.