Классный час «Конституция страны».

Автор: Маслова Галина Ивановна

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №3

Населенный пункт: г. Михайловск, Ставропольский край

Тема: Классный час «Конституция страны – закон нашей жизни. Государственные символы России».

Раздел библиотеки: Внеклассные мероприятия

Цель: познакомить учащихся 4 класса в доступной форме с Конституцией, с основными правами и обязанностями граждан и символами Российской Федерации.

Задачи:

Обучающая: формирование представления о том, что такое Конституция, о правах и обязанностях и их роли в жизни людей;
Развивающая: развитие познавательных способностей;
Воспитательная: воспитание уважительного отношения к Конституции и её нормам, формирование гражданской позиции

Оборудование: мультимедиа, карта России, запись гимна, плакаты с государственной символикой РФ; презентация «Конституция страны – закон нашей жизни. Государственные символы России», видеофильм «Я и семья, мои права»,

Ход кл.часа

Вступительное слово учителя:

Ребята, кто знает какой праздник празднует наша страна 12 декабря ?

— Да, правильно (День конституции нашей страны) Как вы понимаете слово Родина?

Ученик читает стих (слайд 2-3)

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём!

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём!

-Ребята, как называется страна, в которой мы живём?

(Россия, Российская Федерация)

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина, а из множеств таких маленьких родных уголков состоит наша большая общая великая Родина. А как называется наша малая родина, наш родной город? (Михайловск)

12 декабря, вся наша страна будет отмечать 25-летие Конституции Российской Федерации. И сегодня я хочу вас познакомить: что же такое конституция? Для чего она нам нужна? Каковы наши основные права и обязанности, какие символы у нашей страны?

«Что такое конституция и для чего она нужна»(слайды 5-6)

Учитель: Ребята, уже давным-давно, ещё тысячи лет назад, когда на Земле появились люди, они оказались вынуждены решать очень важные вопросы. Среди них были и такие:

Что могут делать люди, а что не могут?
Что они обязаны делать, а что не обязаны?
На что они имеют право, а на что нет?
Без ответа на эти вопросы жизнь людей была неорганизованной. В ней каждый мог творить то, что хотел, не считаясь с другими. И те отвечали ему тем же. Жизнь людей представлялась как хаос, в котором не были определены правила жизни , права и обязанности людей.

Роль организатора жизни общества приняло на себя государство. Оно стало регулировать жизнь людей, используя для этого законы.

Вопрос к учащимся: Как вы понимаете значение слова «закон»? (ответы детей)

Ученик читает стихотворение:

Много, много лет назад,

Как нам люди говорят,

Был придуман Он —

Конституции Закон,

И с тех пор за годом год

Его чествует народ,

За мораль и за порядок,

И не страшен нам упадок,

Кто законы соблюдает,

Тот, конечно, уважает

Конституцию, страну,

Родину свою одну!

-Для чего человеку нужна Конституция? (ответы детей)

Учитель обобщает: Для того, чтобы не чувствовать себя чужим в собственной стране, т.ё. ощущать себя её гражданином с определенными правами и обязанностями. Конституцию своего Отечества следует знать и глубоко уважать. Благодаря знанию Конституции приобщаемся к богатейшему наследию предков, понимаем неповторимость родной страны, формируется чувство уважения, гордости за достижения своей страны, любви к Отечеству.

— Что записано в Конституции? (Ответы детей.)

— Сегодня мы познакомимся только со второй главой Конституции нашей страны (а всего их 9). Она называется: «Права и свободы человека и гражданина».

Ученик: Права ребёнка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

Какие свои права и обязанности вы знаете? Перечислите.

«Мои права и обязанности – гарантированы конституцией » (просмотр видеофильма «Я и семья мои права» см. приложение)

«В гостях у сказки»

Задание: определим, права каких героев сказок нарушаются.

1)- В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища? (С.Михалков «Три поросёнка») (слайд № 10)

2)В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? (Карабас-Барабас из сказки А.Толстого «Золотой ключик») (слайд № 11)

3) — У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности? (Ш.Перро «Золушка») (слайд № 12)

« Государственные символы Российской Федерации»

(слайд 13-16)

Учитель: А знаете, с чего начинается Конституция?

На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны. А как нужно слушать гимны? (Стоя)

Ученик: Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия – любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!

Прослушаем гимн нашей страны.(Исполнение гимна)

2 символ –герб

Ученик:

Различным образом державы

Свои украсили гербы.

Вот леопард. Орел двуглавый

И лев, встающий на дыбы.

Таков обычай был старинный,

Чтоб с государственных гербов

Грозил соседям лик звериный

Оскалом всех своих зубов.

То хищный зверь, птица злая,

Подобье потеряв своё,

Сжимает в лапах, угрожая,

Разящий меч или копьё.

Везде орёл, везде с ним слава!

Везде он гордый, впереди-

Крестом увенчана держава,

Святой Георгий на груди…

Учитель: Российская эмблема воспринимается однозначно: орёл – царь птиц, его сила и зоркость служили непререкаемым символом мужества и проницательности. Необъятная Россия расположена и в Европе и в Азии. Поэтому одна голова смотрит на восток, другая – на запад при едином теле – едином направлении.

Орел символизирует собой незыблемость и верность православия с древней поры. Грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносца – защитника Отечества, борющегося со змием. В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла.

Три короны над двуглавым орлом означают единую связь трёх дружеских народов — русских, украинцев и белорусов.

Скипетр и держава в лапах орла – царские регалии. Которые служат воплощением государственного порядка и верности закону.

3 символ: флаг

Ученик:Белый цвет – берёзка.

Синий — неба цвет.

Красная полоска-

Солнечный рассвет.

Учитель: На Руси три цвета имели следующее символическое значение: белый- благородство, откровенность. Синий – верность, честность, безупречность, целомудрие, красный – мужество, смелость, великодушие, любовь.

Позже этим полосам придали значение содружества трёх восточных народов — белорусов, украинцев и русских.

Государственные флаги развиваются над теми зданиями, где работают главы государств, их поднимают в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. В праздничные дни флагами украшают улицы городов и сел.

Государственные символы России должен знать и уважать каждый. Вы должны гордиться прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти символы величия и могущества России достались вам от предков. Какими они станут в будущем, зависит уже только от вас.

«Вспомним государственные праздники»(слайд 19)

Итог классного часа(слайд 21)

1. Что такое Конституция?

2. Где записаны права и обязанности граждан России?(В основном законе России- Конституции.)

3. Когда была принята новая Конституция? (12 декабря 1993 г.)

4. Какие государственные символы России?