Правила поведения в школе и на улице.

Автор: Кит Ирина Сергеевна

Образовательное учреждение: МАОУ «СОШ №65 г. Улан-Удэ им. Г.С. Асеева»

Населенный пункт: г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Тема: Классный час «Правила поведения в школе и на улице».

Раздел библиотеки: Внеклассные мероприятия

Дата публикации: 13.04.2019

Цель : учить детей правильно вести себя в школе и на улице.

Задачи:

— Образовательные: приобретение учащимися знаний о правилах поведения в школе и на улице (дороге)

— Развивающие : развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания; разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности.

— Воспитательные :развитие нравственного, правового воспитания; формирование толерантного ( терпимого ) сознания школьников; воспитание ответственности подростков за правонарушения; воспитание грамотности.

— Социальные: формирование навыка сотрудничества.

Ход классного часа:

Сообщение темы и целей классного часа.
— Рассмотрите внимательно рисунки на доске. Расскажите, что на них изображено? На какие группы можно разбить эти рисунки?

1) Поведение в школе.

2) Поведение на улице.

Вы правы, разбив рисунки на такие группы. Что в них общего?

— Почему же так происходит? ( Дети не знают правил поведения в школе и на улице).

Повторим тему классного часа: « Правила поведения учащихся в школе и на улице».

Проводить наш классный час мы будем, разделившись на группы. Группы будут исследовать ситуации, вместе мы сделаем выводы и выясним для чего нужно соблюдать правила поведения.

а) Организуя совместную работу, вспомним наш девиз:

« Помогая другим, учимся сами!»

б) Помните правила работы в группе:

* Выслушивать до конца своего товарища, не перебивать его;

* Вежливо и доброжелательно обращаться с партнерами;

* Помогать, если возникнут проблемы;

* Работать активно, серьезно относясь к полученному заданию;

* Испытывать чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса.

Распределение обязанностей по группам.
1 группа попробуют изложить в стихах правила поведения в школе, изменят рисунки так, чтобы они стали правильными.

2 группа попытаются решить ситуацию, изложенную в конверте, составят правила поведения на улице с помощью рисунков.

3 группа поработают с толковым словарем и объяснят значения слов: нарушитель, закон, правонарушение, несовершеннолетний. Расскажут о том, как возникли наши законы, подумают и напишут несколько прав, которыми обладают дети.

В каждой группе есть свои редакторы, составители, оформители, корректоры. Давайте вспомним , чем занимаются каждый из них.

Самостоятельная работа в группах.
Группы оформляют свой материал на листах ватмана, где используют иллюстрации, подтверждающие тот или иной факт.

Защита 1 группы.

Анализ ситуации.

Б. Заходер «Перемена»

Один ученик читает стихотворение.

« Перемена, перемена!» —

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог –

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели это Вова

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то несомненно,

С ним бо – о – льшая перемена!

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

Он поставил три подножки

(Ваське, Кольке и Сережке),

Прокатился кувырком,

На перила сел верхом.

Лихо шлепнулся с перил,

Подзатыльник получил.

С ходу дал кому – то сдачи,

Попросил списать задачи-

Словом, сделал все, что мог!

Не угонишься за Вовой!

Ну а тут опять звонок.

Вова в класс плетется снова.

Бедный! Нет лица на нем.

Он, гляди, какой бедовый!

— Ничего,- вздыхает Вова,

— на уроке отдохнем!

— Какие ошибки допустил в своем поведении Вова? Попробуем их сосчитать…

( дети объясняют причину, по которой Вова допустил 10 ошибок.)

Игра « Доскажи словечко».

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и …. (внимательным).

Все пиши, не отставая,

Слушай не … (перебивая )

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все ….(понятно)

Если хочешь отвечать,

Надо руку… (поднимать)

На математике считают,

На перемене …. (отдыхают)

Будь прилежен на уроке,

Не болтай, ты не… (сорока)

Если друг стал отвечать,

Не спеши… (перебивать).

А помочь захочешь другу –

Подними спокойно … (руку)

Знай: закончился урок,

Коль услышал ты… (звонок)

Когда звонок раздался снова,

К уроку будь всегда…(готовым)

Чтоб не тревожились врачи, на переменах не… (кричи).

( В конце своего выступления группа представляет плакат с правилами поведения учащихся в школе.)

Защита 2 группы.

Анализ ситуации.

Ученик пересказывает (или читает) рассказ Н. Носова « Автомобиль» ( в сокращении)

Учитель задает вопросы по нарушениям, которые описаны в рассказе.

Делается вывод:

— Герои рассказа подвергали опасности не только свою жизнь, но и жизнь других людей.

Ни в коем случае нельзя цепляться сзади к автомобилю. Это опасно для жизни.

Ученик делает сообщение из истории.

Неприятности с уличным движением начались с тех пор, как люди поселились в городах. Автомобилей тогда, конечно, еще не было. По улицам медленно ездили колесные повозки, запряженные лошадьми и быками. Но пешеходы и транспорт уже в то время стали мешать друг другу. Затем появились трамваи, автомобили, автобусы… И сейчас разнообразный транспорт, пешеходы с утра до вечера двигаются по улицам города. Движение не прекращается даже ночью.

Нетрудно вообразить. Что было бы, если бы каждый водитель и пешеход двигался так, как ему вздумается. Если бы никто не подчинялся никаким правилам, происходили бы сплошные столкновения. Для того, чтобы этого не случилось, существуют ЕДИНЫЕ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

По городу, по улице не ходят просто так.

Когда не знаешь правил ты, легко попасть впросак.

Все время будь внимательным и помни наперед:

Свои имеют правила шофер и пешеход.

Дети раздают всем памятки « Правила поведения на улице».

Содержание памятки:

Не играть на проезжей части улицы.
Переходить улицу только в положенном месте и только на зеленый свет.
Изучать правила дорожного движения.
Не цепляться к транспорту.
Если тьы катаешься на самокате или велосипеде, не выезжай на проезжую часть.
Вышел на прогулку – не уходи со двора.
Игра «светофор»

( досказать слово)

Если свет зажегся красный,

Значит двигаться …( опасно)

Желтый свет – предупрежденье –

Жди сигнала для… (движенья)

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь… (открыт)»

Чтобы не было нарушений, люди создали законы. И сейчас ребята 3 группы расскажут, что такое законы и когда они возникли.

Защита 3 группы.

Толкование слов из энциклопедии..
ЗАКОН в праве – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ – виновное противоправное деяние, совершенное вменяемым человеком, достигшим установленного законом возраста. Правонарушения делятся на преступления и проступки. (гражданские, административные и дисциплинарные)

Нарушитель – лицо, не выполняющее, не соблюдающее что – либо условленное, установленное. Мешающий нормальному состоянию, развитию.

Рассказ учащихся «Как возникли наши законы».
Правосудие, или закон, возникло, когда люди вступили в какие – то общественные отношения между собой. Например, Робинзон Крузо, живший в одиночестве, совсем не нуждался ни в каких законах. Ему было не с кем выяснять отношения. Но как только появился Пятница, возникла возможность споров между Робинзоном и его слугой. Стал нужен закон.

Цель закона – установить и ясно определить отношения между отдельными людьми и отношения человека с обществом. Закон старается дать человеку столько свободы действий, сколько не повредит свободе других.

Законы обычно развивались из привычек людей. Самая ранняя система законов была сформирована около 1700 года до н.э. Хаммурапи, царем Вавилона. Он выработал полный свод законов, в котором определил права личности. Позже законы вытекали из решений, принятых судами, и из книг, в которых юристы излагали все, что они изучили.

Великими творцами законов были римляне. В эпоху средневековья действия людей регулировала церковь.

В 12 веке римское право стало изучаться в Италии и распространилось по всей Европе.

Рассказ о «Правах ребенка»
Знаете ли вы, что у вас с самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединенных Наций (ООН).

Права детей записаны в очень серьезном документе – Конвенции о правах ребенка. Она была принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира, в том числе и Россия.

Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении..

Основные права детей:

Право на образование.
Право на охрану здоровья.
Право на отдых и досуг.
Право на личную жизнь.
Право свободно выражать свое мнение.
Право ребенка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством.
Задание: По иллюстрации назвать, какие права были нарушены у сказочных героев – Буратино, сестрицы Аленушки и братца Иванушки, Колобка, Заюшки, Золушки, Чиполлино.
Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1. Уголовная ответственность — ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление – предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок, (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления,
мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные
правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность — это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру, опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4. Гражданско — правовая ответственность регулирует имущественные отношения.

Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Далее детям предлагаются ситуации для разбора:

Порвал учебник одноклассника (Г).
Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А).
Избил одноклассника (У).
Совершил прогул в школе (Д).
Переходил дорогу в неположенном месте (А).
Разбил мячом окно (Г).
Нецензурно выражался в общественном месте (А)
Кража мобильного телефона (У).
Попробуем сделать вывод: для чего нужно соблюдать правила?

( Для того, чтобы было меньше нарушений нужно соблюдать правила поведения в школе; прислушиваться к советам родителей и учителей; учить и соблюдать правила дорожного движения.)

Вывод. Соблюдая правила, мы устанавливаем порядок и бережем свое здоровье и здоровье окружающих. Помните об этом!

Анализ выступлений групп.

Вывод . Сегодня мы попытались ответить на вопрос :» Для чего нужно соблюдать правила поведения в школе и на улице».

Думаю, что все со мною согласятся, что нужно соблюдать правила и не нарушать закон. Сегодня каждый из вас уйдет с частичкой знаний по этой теме и желания как можно больше знать, чтобы сделать правильный вывод и выбрать в жизни правильный путь. Я желаю вам мира, добра. Спасибо всем.

Рефлексия